Детектив



Черный список


   А. Б. Маринина
   Черный список
 
   Изд. Центрполиграф, 1998
   OCR Палек, 1998 г.
 
 
   Анонс
 
   Убийство двух актрис, кинозвезды и известного кинорежиссера заставило
подполковника Владислава Стасова предположить  существование  преступной
организации, убивающей людей из мира кино.  Подтверждением  этой  версии
стал случайно оказавшийся в руках его дочери листочек бумаги  -  "черный
список" потенциальных жертв. И с этой минуты жизнь Стасова и его близких
- в смертельной опасности.
 
 
   Глава 1
 
   Я - счастливчик. Наверное, это оттого, что на самом деле нас двое:  я
и мой ангел-хранитель. Славный такой парнишка, с крылышками за спиной  и
стеклянным барабаном в руках. В этот барабан насыпаны свернутые  в  тру-
бочки бумажки, на которых написано "повезет" или "не повезет". И ни  он,
ни я не знаем, сколько в барабане счастливых и  несчастливых  билетиков.
Просто он каждый раз открывает заслонку,  засовывает  туда  свой  пухлый
пальчик и одну бумажку выковыривает. А я каждый раз думаю: а  вдруг  все
удачные билетики уже кончились, и теперь начнется сплошная  невезуха?  И
раз от разу этот страх все сильнее, потому что "везучие" бумажки до  сих
пор попадались чаще, и по идее они уже давно должны были кончиться.  Так
что начало полосы невезенья я ожидаю каждый день, а до  сих  пор,  видит
Бог, мне жаловаться было не на что. Даже после того, как  я  развелся  с
Ритой и начал себе позволять крутить романы с двумятремя дамами одновре-
менно, ни разу они не столкнулись на моем пороге, хотя,  надо  признать,
"люфт" между их визитами порой  бывал  минимальным,  минут  в  пять.  Но
все-таки был. Как говорится, беда уже дышала в затылок, но  в  последний
момент отступала.
   И в этой поездке мне тоже везло с самого начала.  И  самолет  вылетел
вовремя, и место в салоне досталось в задних рядах, где разрешалось  ку-
рить, и сосед всю дорогу проспал и не приставал с глупыми дорожными раз-
говорами. И Лиля не капризничала, что вообще-то дело обычное и к везению
причисляться не может, ибо Лиля - ребенок самостоятельный и  очень  спо-
койный. Когда она родилась, мы с Риткой были молодые и резвые, нам хоте-
лось не только сделать карьеру, но и сбегать в гости или на какую-нибудь
тусовку, а бабушек, с которыми можно оставить Лилю, у нас  не  было.  То
есть чисто теоретически бабушки, конечно, были, но они тоже были еще от-
носительно молодыми и достаточно резвыми для своих лет, и им тоже  инте-
реснее было работать и общаться, нежели сидеть взаперти и развлекать ди-
тятю. Поэтому в три года наша дочь уже умела читать, а в пять мы спокой-
но оставляли ее дома в компании Элли,  Тотошек,  Железных  Дровосеков  и
Трусливых Львов. Нужно было только уложить ее в  постель,  дать  книжки,
поставить рядом большую тарелку с фруктами и графин с  компотом.  Может,
если бы мы больше бывали дома, Лиля стала бы обычным капризным ребенком,
но характер ее сформировался именно под влиянием нашего с Риткой  посто-
янного отсутствия. Как там было у Корнея Чуковского? "Я не тебе плачу, а
тете Симе". Кому было ей капризничать, если все равно никто  не  слышит?
Но во всем этом наряду с множеством маленьких плюсиков был один огромный
минус: Лиля привыкла быть скрытной. Не потому, что ей было что скрывать,
а просто потому, что она не привыкла ни с кем  делиться.  И  плоды  этой
скрытности, взращенной нашими с Ритой неумелыми легкомысленными  руками,
мне еще предстояло вкусить в полной мере.
   Сейчас Лиле  было  уже  восемь,  и  она,  пользуясь  полной  бесконт-
рольностью, перечитала всего имеющегося дома Мопассана и настырно подби-
ралась к Бальзаку. Получив таким образом весьма полное  представление  о
взаимоотношениях полов, она выработала собственную версию развода  роди-
телей, в соответствии с которой факт нашего с Ритой раздельного прожива-
ния означал именно раздельное проживание, и ничего больше. Конечно,  от-
ношения у нас остались нормальные, и ни о каких проявлениях враждебности
и речь не шла. Ну удобно людям жить врозь, что тут  такого?  Тем  более,
что, учитывая характер деятельности моей бывшей супруги, видела нас  де-
вочка одинаково часто: по два часа в неделю.
   Рита всю жизнь работала в кино. Нет, она не актриса, Боже упаси,  она
кинокритик, причем с таким злым и язвительным языком, что врагов  у  нее
больше, чем вообще знакомых. Как ни странно, ее этот факт совершенно  не
огорчал, напротив, она сшила из него элегантный наряд, в котором щеголя-
ла направо и налево. Когда кто-то выказывал ей  симпатию  или  дружеское
расположение, она томно говорила:
   - Вы такой оригинал, голубчик. Меня обычно не любят. У  меня  столько
врагов!
   Впрочем, с чувством юмора у моей благоверной всегда было все в поряд-
ке.
   Два дня назад она укатила в курортный город готовить очередной  кино-
фестиваль. Следуя ее грандиозному замыслу, я должен  был  привезти  туда
Лилю и поселиться с ней в частном секторе, а Рита  будет  систематически
нас навещать, контролировать и приносить фрукты. Мне эта затея не  каза-
лась удачной, я вполне мог бы провести отпуск с  дочерью  без  Риткиного
назойливого надзора, но она была непреклонна.
   - Ребенку будет приятно побыть на юге с обоими родителями, - говорила
она, и мне, честно признаться, нечего было ей возразить.
   Я снял комнату у милейших супругов-пенсионеров и целые дни проводил с
Лилей на пляже. Удивительно, но приближение Риты девочка чувствовала еще
тогда, когда ее не было видно, а уж на зрение я никогда не жаловался.
   - Сейчас мама придет, - задумчиво тянула она, не обращая внимания  на
мои скептические ухмылки.
   И действительно, минут через пять на пляже показывалась Рита в  своей
неизменной юбке "лохмутиками". Знаете, модная  такая  юбка,  на  которой
разрезов больше, чем самой ткани. Слово "лохмутики" придумала Лиля, и  я
в который уже раз подивился тому, как хорошо она чувствует русский язык.
Нет, что ни говори, а ребенок у меня совершенно замечательный.
   Ритка шла через забитый голыми телами  пляж,  сверкая  своими  изуми-
тельными ногами в "лохмутных" разрезах, и казалась еще более обнаженной,
чем одетые в купальники загорающие дамы. Лежащие на песке мужики таращи-
лись на ее обалденные ноги, не обращая внимания на лицо, на котором  все
прожитые годы были в наличии: все тридцать два, до копейки. Она не  выг-
лядела ни на день моложе, но ее, судя по всему, это совершенно не  забо-
тило, потому что на ее потрясные ноги и вообще на ее фигуру "покупались"
все мужчины, независимо от возраста.
   Она подходила к нам, облизывала Лилю с ног до головы, небрежно чмока-
ла меня в щеку и начинала выкладывать из огромной белой сумки полиэтиле-
новые пакеты с абрикосами, персиками, сливами и виноградом.
   - А колбаски? - робко спрашивала Лиля, которая, наевшись фруктов в те
долгие вечера, когда мы с Риткой бросали ее дома одну,  теперь  смотреть
не могла ни на них, ни вообще на сладкое.
   Рита в ответ разражалась длинной нравоучительной тирадой о пользе да-
ров юга и необходимости витаминов для юного  растущего  организма,  Лиля
делала вид, что слушает, покорно вздыхала и  исподтишка  поглядывала  на
меня, а я, в свою очередь, тоже делал вид, что  согласно  киваю  в  такт
вдохновенным словесным пассажам моей экс-супруги, и одновременно  подми-
гивал дочери, что означало твердое обещание купить ей вечером  вожделен-
ной сырокопченой колбаски.
   Почему-то Рита никогда не брала с собой купальник, когда приходила  к
нам на пляж. Наверное, она предпочитала плавать в бассейне, где на  бор-
тике сервируют шампанское и легкую закуску: устроители фестиваля на  ан-
тураж в этом году не поскупились. Она опускалась на наше большое пляжное
полотенце, при этом "лохмутики" вообще исчезали неведомо куда и ноги  ее
представали перед желающими "посмотреть на красивое" во всем  длинно-ок-
руглом великолепии, увенчанном тщательным педикюром, и начинала торопли-
во жаловаться на козни конкурсантов, духоту в номере и вообще полную не-
организованность. Сценка "я делюсь с папой своими проблемами" была расс-
читана ровно на четырнадцать минут, после чего Маргарита  Мезенцева,  по
бывшему мужу Стасова, повторяла ритуал облизывания  дочери,  махала  нам
рукой и царственно удалялась. Навещала нас она дважды в  день,  утром  и
вечером, перед тем, как мы уходили с пляжа.
   Сегодня утром все начиналось, как обычно. Лиля  задумчиво  посмотрела
на болтающийся в волнах буек и сказала:
   - Сейчас мама придет.
   Но на этом сходство эпизода со всеми  предыдущими  закончилось.  Рита
появилась гораздо быстрее,  чем  я  ожидал  после  традиционной  реплики
восьмилетнего ребенка, из чего можно было сделать вывод, что  она  почти
бежала. Вид у нее был, прямо скажем, не самый лучший, и глядя,  как  она
пробирается к нам между плотно лежащими  телами,  я  начал  было  сомне-
ваться, правильно ли я помню год ее рождения.  Вчера  ей  было  тридцать
два, а сегодня уже под сорок.
   Облизывание было пропущено, фруктовое изобилие из белой  сумки  поче-
му-то не появилось. Рита с размаху плюхнулась на полотенце и подняла  на
меня измученное лицо.
   - Ой, Владик, какой кошмар... Ольгу убили.
   Я оторопел настолько, что даже не понял, о какой Ольге идет речь.
   - Ольгу?
   - Ну да. Олю Доренко.
   - Как убили? - глупо спросил я.
   - Зарезали ножом.
   - Кто?
   Этот вопрос мог бы, пожалуй, достойно конкурировать с предыдущим.  Он
не был ни умным, ни оригинальным.
   - А я знаю? Меня всю ночь в милиции продержали.
   - Почему? Ты-то при чем?
   - Ой, Владик, ну все же знали, что у тебя с ней был роман, вот и  по-
думали, что это я ее... Из ревности...
   - Да какой роман? Что ты несешь? - разозлился я, но тут же  вспомнил,
что рядом с нами сидит Лиля, при которой надо делать хорошую мину  и  по
возможности следить за речью.
   - Ты же знаешь, что с Ольгой у меня никогда ничего не было, - продол-
жал я уже спокойнее. - Тебе же сто раз объясняли.
   - Ну да, конечно, поэтому я и сказала в милиции, что это скорее всего
Гарик.
   - Что - Гарик?
   - Убил ее.
   - О Господи! Этого только не хватало!
   - А что? Он ее любовник, ты сам мне говорил.
   Это  была  классическая  ситуация,  когда  человек  попадает  в  сети
собственной лжи. У меня никогда не было ни романа, ни даже легкого флир-
та с Олей Доренко. Но и известный кинорежиссер Игорь Литвак  никогда  не
был ее любовником. Это была ложь, которую мы с Олей сочинили  специально
для Риты, когда ее беспочвенная ревность стала переходить всякие  разум-
ные границы.
   Ольга и Рита были давними подругами, и  вполне  естественно,  что  мы
постоянно встречались в компаниях и ходили друг к другу в  гости.  Ольга
нравилась мне гораздо больше всех прочих Риткиных подруг, она была очень
славной и неглупой женщиной, по-настоящему талантливой  актрисой,  но  с
личной жизнью у нее катастрофически не складывалось. Есть такие женщины,
которых мужчины всегда бросают. Чем это вызвано, какими их  особенностя-
ми, никто сказать не может. И умницы, и красавицы (а  Оля  Доренко  была
красивой), и прекрасные хозяйки, а мужикам все чего-то в них не хватает.
Может быть, изюминки? Чего уж там Рите показалось, я не знаю, но  только
в один прекрасный день она начала нервничать и весьма прозрачно намекать
мне на мои слишком теплые отношения с Олей. Я бы стерпел, но беда в том,
что она начала доставать и Ольгу. Язычок у моей благоверной, как  я  уже
говорил, был достаточно острым, чтобы подруга сначала стала недоумевать,
а потом и всерьез обижаться. Дальше - больше. Ритка с лицом оскорбленной
мадонны стала рассказывать всем, кому не лень, что ее муж  заигрывает  с
восходящей звездой экрана Доренко. Идея ревности превратилась в навязчи-
вую, Ритка потеряла покой и даже несколько раз пыталась выследить  меня.
Один раз она сделала это крайне неудачно. Мы тогда разрабатывали группу,
работавшую в подпольной лаборатории по изготовлению наркотиков, и  Ритка
своим появлением сорвала хитро задуманную операцию. Огромные усилия пош-
ли псу под хвост, я схлопотал крупные неприятности на  работе  и  понял,
что против ее болезни нужно придумывать радикальное лекарство.  И  тогда
мы с Олей, посоветовавшись, решили выдать Рите историю про тайный  роман
с Игорем Литваком. Это был как раз тот случай, когда  самая  невероятная
ложь легко сходит за правду.
   Дело в том, что Игорь Литвак был белой вороной в  кинематографических
кругах. Он славился тем, что был предан своей семье, обожал четырех  де-
тей и толстую некрасивую жену и ни разу за двадцать лет работы в кино не
был замечен ни в каких даже подобиях флирта. Именно этим мы и  объяснили
тот факт, что о романе Ольги и Гарика никто не  знал:  это  хранилось  в
строжайшей тайне, ибо жена Литвака была родом из  Тбилиси,  воспитана  в
жестких правилах и при малейших слухах немедленно забрала бы детей и уе-
хала в Грузию, где имела многочисленную родню. Разлука с детьми была  бы
для него трагедией, поэтому первый (после жены, разумеется)  свой  роман
Игорь охранял от посторонних глаз как зеницу ока.
   - Почему Оля мне ничего не рассказывала? - недоумевала Рита.
   - Потому что она вообще никому об этом не говорит. Никому, понимаешь?
Ни единой живой душе. Гарик ее просил, - убежденно врал я.
   - Но тебе-то сказала, - упиралась жена.
   - Она и мне не говорила. Я узнал случайно. В ее доме  было  совершено
преступление, участковый пошел с поквартирным обходом искать свидетелей,
а Игорь в это время был у Ольги. Так и выплыло.
   Рита с пониманием отнеслась к нашей душераздирающей истории, сразу же
успокоилась и, к ее чести надо признать, никому не проболталась.  И  вот
теперь наша милая шутка грозила обернуться для ничего не  подозревающего
Игоря Литвака огромными неприятностями.
   - А Гарик здесь, на фестивале? - осторожно спросил я.
   - Конечно. Он председатель жюри. А Ольгу представили в  номинации  на
лучшую женскую роль. Я не сомневалась, что она получит приз.
   - Она прекрасная актриса, - поддакнул я, лихорадочно  соображая,  что
делать.
   - Да при чем тут прекрасная актриса, - отмахнулась Рита. -  Гарик  же
председатель жюри, неужели он бы ей приз не выбил.
   Нет, Маргариту уже ничто не исправит. Даже об убитой подруге  она  не
может не сказать колкость. Иногда, когда я смотрю на Риту и вижу ее нео-
быкновенные ноги, я раздумываю о том, не ошибся ли я, разведясь  с  ней.
Но в такие минуты, как сейчас, я понимаю, что не ошибся. Ритка с ее веч-
ной злостью и нервозностью была мне  противопоказана,  как  маринованный
перец больному язвой желудка.
   В течение следующих пятнадцати минут я  узнал,  что  Оля  вчера  при-
сутствовала на прессконференции, которую устроили после  просмотра  того
фильма, где она сыграла главную роль. Потом имела место обычная  коллек-
тивная пьянка в ресторане гостиницы, когда уследить друг за  другом  со-
вершенно невозможно, все ходят и бродят куда глаз глянет, поднимаются  в
свои и чужие номера, возвращаются, купаются в бассейне  с  подсветкой  и
шампанским и занимаются торопливой, но от этого не менее  страстной  лю-
бовью под окружающими гостиницу пышными тропическими кустами. Ольга жила
в номере вместе с актрисой Люсей Довжук. И вот когда Люся около трех ча-
сов ночи вернулась в номер, она увидела лежащую на  полу  в  луже  крови
Ольгу.
   Прибежали мальчики из службы безопасности, вызвали милицию, а  кто-то
возьми и скажи (с пьяных глаз чего не ляпнешь), что Маргарита  Мезенцева
давно уже ревновала своего мужа, хоть и  бывшего,  к  Ольге  Доренко,  а
муж-то этот примчался сюда, на фестиваль, хотя раньше никогда ничего по-
добного за ним не замечалось. Не  иначе  как  ради  Ольгиных  прекрасных
глаз. Пока были женаты, ни на один фестиваль вслед за женой не приезжал,
а после развода - нате вам, пожалуйста, прикатил. И как  только  Риточка
это терпела!
   Местные милиционеры вполне разумно решили, что Риточка терпела это  с
трудом. То есть с таким огромным трудом, что в один прекрасный момент не
выдержала и убила проклятую разлучницу. Риточку тут же попросили  "прой-
ти" и стали дотошно выяснять, была ли у нее возможность зарезать  подру-
гу. К сожалению, выяснить ничего им не удалось, потому что  все  были  в
таком подпитии, что ничего толком не помнили. Где находилась Мезенцева в
период с 23 часов до 3 часов ночи? Куда она выходила? Где и с кем ее ви-
дели? Поднималась ли она на шестнадцатый этаж, где находится  номер  До-
ренко? Не выглядела ли подавленной или, наоборот, возбужденной?  Разгне-
ванной? Раздраженной? Много ли пила? И  так  далее...  Вопросы  остались
открытыми, но Риту отпустили, попросив, естественно, из города  не  уез-
жать. На прощанье она кинула им кость - сказала про Литвака.
   И я понял, что должен как-то помочь бедняге Игорю. Я остро чувствовал
свою вину перед ним и ни в коем случае  не  хотел,  чтобы  он  пострадал
из-за истории, корни которой тянутся из идиотской ревности  моей  бывшей
жены.
   Городское управление внутренних дел выглядело недавно отремонтирован-
ным и свеженьким, как только что выкупанный младенец. Я оставил Лилю  на
лавочке в обществе книжки про Мумми-тролля, дав ей  пятитысячную  купюру
на тот случай, если она захочет мороженого или воды. Впрочем, я не  сом-
невался, что, как только я исчезну в проеме двери, она тут же подойдет к
книжному киоску, который я приметил неподалеку, и купит очередной "женс-
кий" роман Барбары Картленд. Я никак не мог выяснить, что же ей  удается
понять в этих книжках, подозреваю, что очень немногое, но читала она  их
с упоением.
   В здании управления было сумрачно и тихо. Постовой  мельком  взглянул
на мое удостоверение и молча кивнул, разрешая пройти. Дежурная часть бы-
ла с виду самой обычной, но, присмотревшись, я увидел,  что  электроники
туда напихали не на одну тысячу долларов, и позавидовал городу,  который
может себе позволить вкладывать деньги в правоохранительную систему. Де-
журный, толстый потный майор, долго делал вид, что не видит  меня,  а  я
так же долго делал вид, что терпеливо жду. Мне всегда интересно,  как  в
дежурной части относятся к посетителям, когда еще не знают,  кто  они  и
зачем пришли. Если театр начинается с вешалки, то милиция -  с  дежурки.
Она - лицо учреждения, не в смысле чистоты и компьютеризации, а в смысле
отношения к гражданам. Какой стиль царит в "управе", такой и в дежурке.
   Майор не выдержал первым:
   - Слушаю вас, гражданин. Что у вас?
   Я протянул ему свое удостоверение:
   - Мне нужен опер, который работает по убийству актрисы Доренко. Помо-
жете?
   Майор молча вернул мне красную книжечку и стал куда-то названивать.
   - Двенадцатый кабинет, - наконец после  нескольких  звонков  произнес
он. - По лестнице на второй этаж и направо.
   То, что я увидел в кабинете, на котором значился номер 12, меня  оза-
дачило. Там никак не мог находиться оперативник, которого я  искал.  Это
был типичный кабинет начальника, роскошный, обставленный  добротной  ме-
белью. И человек, который восседал  во  главе  письменного  стола,  тоже
смотрелся начальником. Хорошо за пятьдесят, жесткие глаза, грузная фигу-
ра.
   - Подполковник Стасов, управление уголовного розыска, ГУВД Москвы,  -
представился я, пытаясь справиться с недоумением.
   - Мне о вас не звонили, - сообщил мне хозяин кабинета, глядя  куда-то
в сторону.
   Я с ужасом подумал, что не знаю, кто он, как его зовут, и вообще про-
изошло какое-то недоразумение. На кителе я  увидел  полковничьи  погоны,
которые с равным успехом могли принадлежать и начальнику  управления,  и
любому из его заместителей. Правда, вход в кабинет был из коридора, а не
из приемной, и это позволяло надеяться, что я попал все-таки  не  к  на-
чальнику, а к комуто из замов.
   - Дежурный сказал, что я должен пройти в двенадцатый кабинет.
   - Правильно. Но из Москвы о вас не звонили. Что вы хотите?
   Тут я сообразил, что дежурный принял меня за сыщика, который  приехал
из Москвы в связи с убийством Ольги. Вероятно, поэтому он и направил ме-
ня к руководству, так сказать, представиться и доложиться по команде.  А
руководство, естественно, ни сном ни духом ни про какого сыщика и  знать
не знает.
   - Товарищ полковник, я хотел бы встретиться с  сотрудниками,  которые
занимаются убийством Ольги Доренко.
   - Зачем? Кто вас уполномочил?
   Вопрос мне не понравился. Где ты, прославленное милицейское братство!
Где ты, воспетое в книгах и фильмах чувство локтя,  дружеская  помощь  и
своевременная поддержка! Полковник вел себя так, словно ему было глубоко
наплевать на сам факт убийства актрисы, и больше всего его заботит  воп-
рос о том, чтобы в светлые ряды городских милиционеров  не  проник  мос-
ковский шпион с его грязным разлагающим влиянием.
   - Меня ни кто не уполномочил. Но я могу оказаться полезным в  рассле-
довании убийства. Я хорошо знал потерпевшую.
   - Кто вас прислал?
   - Никто меня не присылал, я нахожусь в вашем городе на отдыхе,  узнал
об убийстве и пришел.
   - Откуда вы узнали об убийстве?
   Все это больше походило на допрос, словно я  обманным  путем  пытаюсь
втереться в процесс расследования, преследуя свои темные интересы.
   - Мне сообщила моя жена, она работает на кинофестивале.
   Я не стал упоминать о том, что жена - бывшая, потому что тогда  приш-
лось бы долго объяснять ему про Лилю и про Ритины педагогические  экзер-
сизы.
   - Фамилия жены?
   - Мезенцева. Маргарита Мезенцева.
   - А ваша фамилия Стасов? Очень интересно.
   Я вдруг понял, что стою перед ним, вытянувшись  по  стойке  "смирно".
Видимо, его недоброжелательность оказывала на  меня  гипнотическое  воз-
действие.
   - Если у вас есть информация, проливающая свет на  убийство  Доренко,
вы можете поделиться ею со мной, - холодно произнес полковник,  занимаю-
щий так и не установленную мною должность. - Я не сторонник  подключения
посторонних лиц к работе, это  часто  мешает  и  создает  дополнительные
трудности.
   - Но я профессионал, а не посторонний, - попытался возразить я.
   - Насколько я понял из ваших слов, вы можете быть потенциальным  сви-
детелем, и в этом смысле вы, безусловно, посторонний. Мы используем  вас
в качестве свидетеля. Пожалуйста, я готов выслушать все, что вы знаете о
Доренко. Но привлекать вас к работе я не позволю. Вы находитесь в данный
момент не на службе, и как профессионал вы для меня не существуете.
   - А если вам позвонят насчет меня из Москвы, вы допустите меня к  ра-
боте?
   На самом деле я вовсе не хотел, чтобы меня допускали к работе. Навер-
ное, я закоренелый эгоист, но у меня никогда не бывает потребности  вле-
зать в чужое дело и помогать изо всех сил.  Каждый  должен  тянуть  свой
воз. Мой визит сюда был продиктован не стремлением подключиться к работе
по разоблачению убийцы, а единственно  желанием  поговорить  помужски  с
оперативниками, объяснить им, что Гарик Литвак не имеет  к  убийству  ни
малейшего отношения, потому что его связь с  убитой  является  чистейшей
воды плодом воображения. Вот и все. Мои благие намерения не  шли  ни  на
сантиметр дальше. Но мне стало любопытно, отчего этот полковник,  воссе-
дающий в роскошном кабинете, так меня невзлюбил и почему он не хочет до-
пускать меня к расследованию убийства. У него больное самолюбие?  Он  не
любит, когда ему приказывают? Его приводит в бешенство само слово "Моск-
ва"?
   - Я допущу вас к работе только в том случае,  если  будет  письменное
указание из Главного управления уголовного розыска МВД России,  -  четко
ответил он. - Я подчиняюсь только им. Руководство управления  внутренних
дел столицы ко мне никакого отношения не имеет, мы с ними равны по  ран-
гу, и они могут только просить меня.
   - Но если они попросят? - настаивал я.
   - Это будет зависеть от ситуации. Обычно я такие просьбы не выполняю.
Ваши коллеги только путаются под ногами и вносят сумятицу в нашу работу.
Если в министерстве принимается решение о создании следственно-оператив-
ной группы совместно с ГУВД Москвы, тогда другое дело. Будет  решение  -
будем разговаривать. Я вас больше не задерживаю, господин Стасов.
   Так. Из начальственного кабинета меня выперли, причем даже  не  очень
вежливо. Но я не обидчивый. Вернее, обидчивый, но привычный и умеющий не
обращать внимания. Поэтому я не заплакал горючими слезами, но злобу  за-
таил. Я поднялся на третий этаж, где все было как-то попроще: и  дорожки
на полу не было, и стены не обшиты деревом, как на втором этаже, а  пок-
рыты масляной краской, и двери не обиты дерматином. Прислушиваясь к  го-
лосам, доносящимся из-за дверей, я выбрал комнату, в  которой,  судя  по
шуму, народу было много.
   - Извините, - робко сказал я, делая глупое лицо. -  Меня  вызывали  в
связи с убийством актрисы Доренко, а я забыл, в какую комнату.
   - В тридцатую, - тут же ответили мне, и я тихонько ретировался.
   Возле тридцатой комнаты сидела очередь, и я сообразил, что если здесь
сидят те, кто занимается ночным убийством, то все эти люди  вызваны  для
дачи объяснений. Занять очередь означало бы добраться до нужных мне сот-
рудников не раньше, чем в конце дня. Объясняться  же  с  этой  очередью,
рассказывая им, что я "свой" и "мне по делу надо", мне не хотелось. Мож-
но было бы, конечно, просто войти в кабинет, никому ничего не  объясняя,
но была реальная опасность нарваться на такого же поборника  суверените-
та, с которым я только что общался в комнате 12. Врываться в чужой каби-
нет посреди допроса, требовать к себе внимания -  и  можно  вылететь  из
родной милиции в пять секунд. Вылететь-то не жалко, но на мне камнем ви-
сел долг перед Игорем Литваком, и выполнить свою задачу я должен был  во
что бы то ни стало.
   - Кто следующий? - спросил я нахальным уверенным тоном.
   - Я, - откликнулась молоденькая девушка в бирюзовом сарафанчике, отк-
рывающем крупные веснушки на молочно-белой груди.
   - Я напишу записку, вы передайте сотрудникам.
   Я достал из сумки с пляжными принадлежностями ручку и записную  книж-
ку, вырвал листок и нацарапал: "Стасов, МУР. Срочно".
   - А кому отдать? - спросила веснушчатая, забирая у меня записку.
   - Все равно. Кто есть в кабинете, тому и отдайте.
   Минут через десять из кабинета вышел человек, взглянув на которого  я
помертвел. Это был Игорь Литвак, и лицо его было  перекошено  до  полной
неузнаваемости. Похоже, я опоздал. Но с другой  стороны,  я  пришел  как
нельзя вовремя, потому что если меня прямо сейчас пригласят  в  заветный
тридцатый кабинет, то я все успею объяснить, и тогда сыщики не будут за-
давать всем следующим посетителям вопросы, из которых те сделают  вполне
определенный вывод о имевшем место романе убитой актрисы с председателем
кинематографического жюри.
   Девушка вошла в дверь и почти сразу же вышла назад.
   - Идите, - процедила она сквозь зубы.
   Я ее понимал. Наверное, сидела здесь с раннего  утра,  а  сейчас  уже
полдень. А тут какойто хмырь без очереди лезет...
   В комнате было жарко и накурено, как будто в ней дымила рота  солдат,
хотя за столом я увидел только одного симпатичного паренька. Вид у  него
был усталый, глаза - голодные, но волосы  почему-то  оказались  идеально
уложенными, как будто он только что причесался. Может, и вправду  привел
быстренько себя в порядок, прочитав записку. Если это так, то мне повез-
ло: к МУРу у мальчика еще сохранилось некое подобие уважения.
   - Добрый день, - вежливо поздоровался я. - Моя фамилия Стасов.
   - Я понял, - кивнул паренек. - Какие у вас проблемы?
   - Сугубо мужские. Меня зовут Владислав Николаевич.
   - Сергей Лисицын, - представился он, пожимая руку.
   На его ладони я почувствовал жесткие мозоли, выдававшие в нем  посто-
янно тренирующегося спортсмена.
   - Так вот, Сергей, я по поводу убийства Ольги Доренко. Только что  из
твоего кабинета вышел Игорь Аркадьевич Литвак. Тебе сказали, что он  был
любовником Ольги?
   - Я не понял, Владислав Николаевич, какой у вас интерес.
   - Я же тебе сказал, мужской.
   - Официальный? Вы откомандированы к нам?
   И этот туда же. Вот Крым отделился, а скоро и эти захотят собственную
валюту ввести и границы установить. Республика Курорт. Все с ума  посхо-
дили.
   - Нет, интерес у меня неофициальный. - Я был  терпелив,  как  опытная
сиделка у постели тяжелобольного. - Я нахожусь здесь на отдыхе, а на ки-
нофестивале работает моя жена, которая сообщила  мне  сегодня  утром  об
убийстве Доренко. И я пришел к тебе, Сережа, как мужик к  мужику,  чтобы
объяснить, что Игорь Аркадьевич никогда не был любовником Ольги, поэтому
все твои подозрения в его адрес напрасны.
   - Но если Литвак не был ее любовником, то почему вы  решили,  что  мы
его в связи с этим подозреваем? Откуда такие сведения?
   - От моей жены. Ведь это она первая сказала  вам  о  Литваке,  верно?
Первая и единственная.
   Сергей молча открыл папку и стал листать бумаги. Я понял, что он ищет
показания свидетельницы Стасовой. И пока он будет  их  искать,  я  успею
состариться, а Лиля выйдет замуж и нарожает мне внуков. Но  я  не  хотел
его торопить. Мальчик был совсем молоденький и требовал к себе уважения.
   - Фамилия вашей жены Стасова? - наконец спросил он, не  отрывая  глаз
от лежащих в папке бумаг.
   - Мезенцева. Маргарита Мезенцева.
   - Ах вот как!
   Черт возьми, ну чего Ритке не жилось с моей фамилией! Сменила  ее  на
девичью сразу же после развода. Вот теперь и объясняйся с каждым встреч-
ным.
   Он нашел нужный документ и бегло его просмотрел, потом  едва  заметно
улыбнулся:
   - Забавно получается. Первые свидетели в один голос  утверждали,  что
ваша жена давно ревновала вас к убитой. А она,  словно  оправдываясь,  -
подбрасывает нам Литвака. Литвак же, в свою очередь,  категорически  все
отрицает. И как вы это объясните, Владислав Николаевич?
   Я рассказал ему про наш с Ольгой обман и про девственно-чистую  репу-
тацию Игоря. Сергей слушал с интересом, весело хмыкал и  кивал  головой.
Но в конце моего покаянного повествования вдруг посерьезнел:
   - Почему я должен вам верить? Может быть, вы - друг Литвака и говори-
те сейчас неправду, чтобы выгородить его.
   - Может быть, - сердито откликнулся я.  -  Попробуйте  опросить  всех
участников фестиваля, и если хоть одна живая  душа  заикнется  о  романе
Ольги и Игоря - можете плюнуть мне в лицо. Потому что  этого  романа  не
было, это плод нашей фантазии. Вам назовут с десяток любовников  и  пок-
лонников Ольги, но среди этих имен не будет имени Литвака, это я вам га-
рантирую.
   От злости я даже не заметил, как стал обращаться к нему на "вы". Вне-
запно Сергей улыбнулся открыто и весело, хотя глаза его по-прежнему были
голодными и какими-то грустными.
   - Хорошо, что вы пришли, Владислав Николаевич, а то я уже совсем  за-
мучился. Работаю первый год, опыта мало, а тут такое... Звезда,  претен-
дентка на первую премию.
   Он умолк и поглядел куда-то за окно. Я проследил за его взглядом и не
увидел ничего интересного, кроме розового фасада большого здания,  напо-

 

· 1 · 2 3 4 5 6 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz