Детектив



Невиновных нет


выбрала три акварели: утро на Сене, в дымке баржа;  портрет  негритянки  с
замысловатыми серьгами-висюльками;  огромный  гальский  каплун  в  пестром
оперении на фоне разгорающейся зари.  Затем  мы  двинулись  к  белоснежной
базилике Секре-Кёр, царившей на холме. Ее  главный  восьмиметровый  купол,
увенчанный крестом, казалось сам плывет на фоне медленно ползущих облаков.
У основания широкой многоярусной лестницы молодые негры и арабы  торговали
разложенными на ковриках  поделками:  вазочками  из  тонированного  гипса,
толстыми  декоративными  свечами,  плетенными  из  соломки  сумочками.  На
ступенях - снизу до верху - сидели парни и девушки, кто читал, кто болтал,
кто  просто  отдыхал,  откинув  голову,  зажмурив  глаза,  подставив  лицо
последнему осеннему солнцу. У  колонн  портала  устроились  пожилые  люди,
молодые мамы; детишки скакали по ступеням. Здоровенный негр-фотограф ходил
с  "Полароидом"  от  группы  к  группе,  фотографировал,  тут  же  отдавал
фотоснимок, получал плату и быстрым взглядом высматривал, на ком еще можно
заработать.
     Леони вскоре нас покинула - у нее было свидание с подругой.
     И тут я услышал громкий оклик по-русски:
     - Месье Перфильев!
     Поискав глазами, я увидел Желтовского, сидевшего на ступенях верхнего
яруса лестницы у сетки ограждения. Рядом с ним стояла  цыганка  в  пестром
платке, в юбках, выглядывавших одна из-под другой, в красных  сапожках  на
высоченных каблуках. На одной руке она  держала  младенца,  закутанного  в
тряпье, другая была протянута Желтовскому за подаянием, через плечо у  нее
висела  торба.  Мы  подошли.  Желтовский  поднялся,  отогнал  цыганку.   Я
познакомил его с Кнорре, втроем мы уселись на ступени.
     - Какими судьбами? Когда прилетели? - спросил я.
     - Позавчера. Автомобильный шоу-салон сезона, надо снять сюжет.
     - Надолго?
     - Еще три дня побуду, - ответил Желтовский.
     - Завтра я открываю небольшую  выставку  новинок  "Экспорттехнохима".
Куда прислать вам пригласительный и проспект? - спросил я.
     - Я  уже  обхожусь  без  пригласительных,  -  самодовольно  засмеялся
Желтовский. - Приду. В котором часу и куда?
     - В пять дня, - я назвал адрес, где арендовал для выставки  небольшой
зал у Общества дружбы "Франция-СССР" двенадцатого района Парижа.
     - А фуршет будет? - спросил Желтовский.
     - Не для всех. И зависит от поведения, - подмигнул я.
     В  это  время  к  нам  подошел  мягкой,  как   у   ягуара,   походкой
негр-фотограф.  Трижды  щелкнув  нас  "Полароидом",  сверкнув  зубами,  он
вежливо преподнес мне, Желтовскому и Кнорре по фотоснимку. Кнорре заплатил
ему, негр поблагодарив, удалился.
     - Ну что, пойдем? - спросил я, даже не предполагая, чем обернется для
меня это фотографирование...
     - Я останусь, жду даму, - сказал Желтовский...
     Мы возвратились с Кнорре к художественной толкучке, он подвел меня  к
киоску сувениров и купил  небольшую,  размером  с  ладонь,  пепельницу  из
тонкого фаянса: прямоугольная, покрытая кобальтом, с четырьмя выемками  по
сторонам для сигарет; кайма по периметру с бутонами по углам и с профилями
фигурок  пастуха  и  пастушки  времен  Людовика  XIV  в  центре  выполнены
позолотой. На обороте по кругу  надпись  "Veritable  porcelain  D'art",  а
внутри заглавные буквы "IK". Как я понял - Ив.Кнорре.
     - Это тебе на память о Монмартре, - сказал он. - Вот  что  моя  фирма
производит еще. Поехали обедать?..



           10. ПАРИЖ. ЖЕЛТОВСКИЙ. ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА ТОМУ НАЗАД

     Мой приятель Поль Берар  за  два  дня  до  моего  прилета  умчался  в
Македонию. Консьержку он предупредил, тем  более,  что  в  лицо  она  меня
знала, и ключи от его квартиры вручила с приветливой улыбкой. Один день  у
меня ушел на поездку автобусом в Орлеан, там я сделал небольшой  миленький
сюжет: бракосочетание португальской пары  в  мэрии.  На  площади  у  мэрии
случайно увидел группу нарядно одетых мужчин, женщин, детишек; в центре  в
белом длинном подвенечном платье с венком на голове стояла невеста,  жених
был в черном костюме, в белой сорочке с рюшами под  черной  бабочкой.  Оба
держали огромные букеты цветов. Я подошел,  разговорил  их,  представился,
они очень оживились, узнав, откуда я; поснимав их, когда они вошли к мэру,
я занялся главным: у меня был  "левый"  заказ  для  частного  издательства
"Земной шар". Они издают альбом "По долинам и замкам Луары". В этой  серии
уже вышли "По Рейну", "Течет река Волга", "Дунайские волны". Мне же  нужно
было отснять все связанное с  Жанной  д'Арк  в  этих  местах,  разумеется,
памятник - она верхом  на  коне,  дом-музей,  где  она,  семнадцатилетняя,
худенькая, тщедушная, но таскавшая на себе  четверть  центнеров  доспехов,
провела две ночи, и еще многое...
     Следующий день и ночь, вернувшись в Париж, я славно провел с  Милицей
- веселой симпатичной югославкой, работавшей фотолаборанткой  в  рекламном
агентстве. С нею меня познакомил однажды Поль Берар, и Милица  без  всяких
дала мне свой телефон...
     Встреча с Перфильевым на  ступенях  базилики  Секре-Кёр,  когда  меня
донимала цыганка, а я ждал в это время Милицу, прошла  бы  для  меня,  как
мимолетная (мало ли теперь встречаешь соотечественников  по  заграницам!),
не пригласи он меня на выставку "Экспорттехнохима". Туда я поехал к  пяти,
захватил с собой видеокамеру, заранее зная, что подобные выставки - скука,
что всю  запись  придется  за  ненадобностью  стереть.  Так  оно  потом  и
оказалось. Народу в зале было немного, походили вдоль  стендов,  послушали
объяснения стендиста, гости  вежливо  и  уклончиво  говорили  о  возможных
протоколах, о намерениях и т.д. Эти сопли о намерениях, обычно, ни во  что
конкретное не воплощаются. Уж это я знал. Перфильев был внешне  возбужден,
приветлив, улыбчив, но  по  его  умным  глазам  с  осторожным  взглядом  я
понимал, что вся эта провинциальная показуха на хрен ему не нужна. Тут  же
тоскливо слонялся его приятель-фирмач Ив Кнорре.  Я  поболтал  с  ним,  он
рассказал о своей фирме "Орион", я оценил - мужик действительно занимается
полезным делом: клепает унитазы, а без них половина России, наверное,  все
еще присаживается на корточки за сараями...
     Потом почти все разошлись, остались только  члены  Комитета  Общества
дружбы "Франция-СССР" 12-го района. И началась, как они  назвали,  "беседа
вокруг бокала вина", а проще говоря  пьянка,  разумеется  за  счет  нашего
родного "Экспорттехнохима", т.е. государства. Гульбище набирало  кондицию.
Россия в эту пору укладывалась спать или уже спала. И ни в  Москве,  ни  в
Пошехонье люду нашему ни в каком дурном сне не снилось, куда, а главное  -
пошто летят его денежки, ставшие бутылками с неведомыми этикетками, и  то,
что  денежки  эти  плюхнутся  блевотиной  в  унитазы  какой-нибудь   фирмы
"Орион"...
     Набрался я  крепко;  бренди,  смешанное  с  водкой,  пивом  и  виски,
несмотря на  обильную  закусь,  начали  путать  мой,  говоря  по-научному,
опорно-двигательный аппарат. Я глянул на часы, было начало  второго  ночи.
Метро работает до часу пятнадцати. Ту-ту. Поезд в прямом смысле ушел.
     Мы вывалились на улицу. Кнорре поймал такси. Втроем мы уселись.
     - Вас куда? - спросил Перфильев меня.
     - Куда угодно! - пьяно махнул я рукой.
     - Ладно, переночуете у меня, - сказал Перфильев.
     Сперва мы отвезли Кнорре, это было по дороге. Около двух добрались до
квартиры Перфильева.
     Он постелил мне в кабинете на диване.
     - Вас когда поднимать? - спросил он, пока я с трудом раздевался.
     - Мне надо в одиннадцать быть в автосалоне. Если  встану  в  половине
десятого, как раз успею.
     - Хорошо.  Меня  уже  не  будет.  Консьержка  позвонит,  разбудит,  я
предупрежу ее. На кухне на полке банка кофе.
     Я лег, закрыл глаза и уплыл...
     Поднял меня звонок, я разлепил глаза, не сразу понял - звонят в дверь
или телефон, наконец, сообразил: телефон. Я прошлепал босой к столу,  снял
трубку и прокашливая похмельную хрипоту буркнул:
     - Алло! - полагая, что это консьержка.
     На другом конце провода  сперва  помолчали,  затем  осторожный  голос
сказал:
     - Мне нужен месье Алибаев Фарид Латыпович.
     - Здесь такого нет, - я глянул на часы, звонок  поднял  меня  на  час
раньше.
     В трубке  какое-то  время  недоверчиво  посопели.  Я  опустил  ее  на
рычажки... Приняв душ, побрился,  заварил  большую  чашку  крепкого  кофе,
нашел в холодильнике сыр, в буфете на кухне кусок от полметрового  свежего
хлеба, мягкого как вата и такого же пресно-невкусного, его сожмешь, он тут
же распрямляется; намазав его апельсиновым джемом, я все это сжевал, запил
кофе и выпорхнул.
     По дороге в метро думал: надо же!  В  Париже,  на  квартиру  русского
Перфильева звонит какой-то француз  и  разыскивает  татарина  или  башкира
Алибаева Фарида Латыповича!
     Через два с половиной года я тоже смеялся по этому  поводу,  но  смех
мой имел уже иной смысл...



          11. ПАРИЖ. ПЕРФИЛЬЕВ. ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА ТОМУ НАЗАД

     Ноябрь был гнилой, слякотный,  падавший  иногда  снег  тут  же  таял,
размазывался скатами автомашин по мокрому асфальту. Всегда уютный Париж  в
эту пору выглядел, как любой большой город  в  самое  неприветливое  время
года: зонтики, плащи с поднятыми воротниками,  торопливые  шаги,  в  метро
запах сырого меха и просыхавшей ткани.
     Было, помню, воскресенье. Из-за какого-то срочного дела  я  поехал  в
офис. Около четырех пополудни принесли телеграмму.  Она  была  от  сестры:
"Срочно   прилетай.   Мама   при   смерти,   Инсульт".   Я   позвонил    в
представительство  "Аэрофлота".  Знакомая  девочка  пообещала   билет   на
понедельник. Заказал разговор с Москвой. Сестры не оказалось дома, ушла  в
больницу.  Разговаривал  с  шурином  -   Антоном   Меренковым,   способным
математиком, ушедшим работать в СП по составлению  компьютерных  программ.
Сообщил ему, что прилечу завтра. Хотел купить ему в подарок пару  сорочек,
но  универмаг  "Претан"  на  бульваре  Осман  в  воскресенье  был  закрыт,
остальные  магазины  работали  до  шести  вечера,  а  в  понедельник  были
выходными, в том числе и мой любимый небольшой магазинчик  мужской  одежды
"Today" ("Сегодня") на углу Бульвара Сен-Мишель.  Мне  же  еще  надо  было
заехать за билетом в агентство, а в понедельник утром - в аэропорт; я  уже
никуда не успевал...
     В Москву прилетел вовремя, без опоздания, и  из  аэропорта  на  такси
поехал в больницу. Маму вывели из коматозного состояния, но интеллект ее и
речь были нарушены, рука и  нога  парализованы.  Она  лежала  с  закрытыми
глазами, оглушенная к тому же транквилизаторами.  Прогноз  лечащего  врача
был невеселый. Посидев у постели минут  сорок,  я  уехал  домой,  позвонил
начальству, доложился, объяснил почему вдруг  оказался  в  Москве.  У  тех
хватило такта не дергать меня служебными вопросами...
     Назавтра поехал к сестре. Для дела, которое я затеял, мне  нужен  был
шурин. Выслушав, он дал согласие. Я попросил его:
     - Не тяни, зарегистрируй на себя как можно скорее. Открой счет...
     Жене я сказал:
     - "Девятку" нашу продай. И все от  "Panasonica"  продай:  музыкальный
центр, видеокамеру,  видеомагнитофон.  Свои  побрякушки  тоже  загони.  Не
волнуйся, все со временем восстановим. Всю валюту отдай Антону, он  знает,
что делать, - и без особых подробностей я рассказал ей о своих планах. Она
лишь пожала плечами, сказала: "Как знаешь, тебе виднее..."
     В Москве я пробыл до пятницы, каждый день ездил в больницу, состояние
мамы почти  не  изменилось,  правда,  однажды,  открыв  глаза,  она  долго
всматривалась в меня, не узнавала,  затем,  видимо  узнала,  дала  знак  -
шевельнула губами...
     Дальнейшее  мое  пребывание  в  Москве  было  бессмысленным,   сестра
настояла, чтоб я возвращался в Париж, жена тоже деликатно сказала об этом.
В пятницу утренним рейсом я улетел...
     Итак, господин Манджери Рао получил то, что хотел, Кнорре - сумму,  с
лихвой перекрывавшую его кредитный долг, остальные деньги  он  перевел  на
счет, который открыл я, и где уже лежала моя доля. Между собой я и  Кнорре
называли этот счет "резервным". В Москве мой шурин Антон Меренков тоже  не
спал, оказался шустрым, дело закрутилось, я перебросил на  счет,  открытый
им, необходимую для начала сумму.
     Рождество я отгулял вместе с Леони,  Ивом  Кнорре  и  их  приятелями.
Новый год тоже встречали  вместе.  В  феврале  нового  года  я  сдал  дела
очередному руководителю парижского бюро "Экспорттехнохим" и  распрощавшись
со всеми, отбыл в Россию. К Пасхе я уже  был  комиссован,  и  ощущая,  как
естественно теперь сидит на мне цивильный костюм, с радостью нырнул в дела
французско-российского СП "Стиль-керамика"...



         12. ПАРИЖ. БУРЖЕ. ПЕРФИЛЬЕВ, ЖЕЛТОВСКИЙ И ДРУГИЕ. СЕГОДНЯ

     Перфильеву, конечно, не хотелось аннулировать просуществовавший два с
половиной года резервный счет. Он приносил хорошие проценты, был  надежен,
в любой критический момент  мог  оказаться  полезным.  Но  тревожный  факс
Кнорре с просьбой закрыть его не случаен. Осторожный и  опытный  Перфильев
пренебречь этим не мог. Хотя в другом банке имелся еще  один,  официальный
счет российско-французского СП "Стиль-керамика"...
     Утром следующего дня, как и было  назначено,  он  сидел  в  парижском
отделении фирмы "Катерпиллер".  Его  руководитель  по  заведенному  обычаю
разлил виски в высокие с толстым дном стаканы. Перфильев изложил ему  суть
дела. Глава бюро сказал:
     - О'кей! Ужинаем  сегодня  вместе.  Я  приглашаю,  за  счет  фирмы  и
позвонив секретарше, распорядился:  "Ширли,  приготовьте  все  бумаги  для
контракта",  -  перечислил,  что  требуется  впечатать,  сроки  и   прочие
подробности условий...
     Через два дня контракт был подписан,  деньги  переведены  Перфильевым
"Катерпиллеру",  резервный  счет  таким   образом   был   аннулирован.   В
аккуратности "Катерпиллера" Перфильев не  сомневался:  катки,  бульдозеры,
скреперы, землеройные машины, - все будет в срок доставлено в Россию...
     Теперь оставалось  дать  знать  Кнорре,  что  он,  Перфильев,  здесь,
значит, выполнил его просьбу.  Избранный  им  заранее  вариант  был  самым
безопасным. И в субботу Перфильев поехал в церковь - в Храм Всех Святых  в
Земле Российстей Просиявших. Он приехал заранее и стоял у входа, пропуская
прихожан. Но Кнорре среди них не было. Началась литургия. Торчать одному у
входа было глупо, Перфильев вошел внутрь, отстоял литургию, и  поняв,  что
Кнорре уже не появится, уехал. Назавтра он  снова  отправился  в  церковь,
занял ту же позицию, уже нервничая: если Кнорре не придет, как связаться с
ним, известить? Но в этот раз Кнорре прибыл, припарковал машину и не спеша
двинулся к входу, не увидеть  стоявшего  Перфильева  Кнорре  не  мог.  Еще
издали, разглядывая его, Перфильев обратил внимание, что Кнорре осунулся и
шел какой-то уставшей походкой. Не виделись они очень давно, и перемены  в
облике  Кнорре  показались  Перфильеву  разительными.  "Что-то  произошло.
Что-то его грызет", - подумал Перфильев. Кнорре поднял  глаза,  встретился
взглядом с Перфильевым, тот на мгновение утвердительно смежил  веки:  все,
мол, сделано. Кнорре ответил так же: дескать, я понял, и прошествовал мимо
Перфильева, как мимо столба. Минуты через две-три Перфильев тоже  вошел  в
храм, нашел взглядом Кнорре, но стал поодаль. Во время литургии  Перфильев
вдруг подумал: "Будет ли человек, присланный вместо него,  пытаться  выйти
на  контакт  с  Кнорре?  Ведь  дело,  задуманное  в  Москве  его   прежним
начальством, не доведено до конца? Нет, уж тут им  не  обломиться,  Кнорре
теперь,  ежели  кто  к  нему  сунется,  шуганет",  -  внутренне   злорадно
ухмыльнулся Перфильев...
     Служба окончилась. Перфильев вышел из церкви, даже не оглянувшись  на
Кнорре...
     Вернувшись в гостиницу, он позвонил в бюро "Экспорттехнохима". Трубку
снял шеф.
     - Привет. Это Перфильев. Ты грозился взять меня в Бурже на авиасалон.
Есть такая возможность?.. Хорошо. Я в гостинице "Дом  Мадлен"...  Отлично,
буду ждать у подъезда...
     Дмитрий Желтовский слыл талантливым тележурналистом. Многие,  правда,
считали,  что  таланта  у  него  наполовину,  вторую  часть  его   успехов
составляли цепкость, наглость, циничность и сумасшедшая работоспособность.
Он не отрицал. Кто-то из коллег сказал ему: "Ты как тот  голодный  солдат,
что хочет сорокаграммовой ложкой зачерпнуть с одного раза  котелок  каши".
На это Желтовский со смехом ответил: "Почему бы нет, если каша вкусная.  А
ежели она дерьмо, я и чайную ложку в руку не возьму". Нюх у него был,  как
у собаки, особенно на скандальные истории. Вцепившись,  не  отпускал,  как
бульдог; мог продать людей, дававших информацию на  условиях  анонимности.
Коллеги его об этом знали, но для телезрителей, читателей, радиослушателей
он был кумиром, обаятельным на экране, с приятным баритоном, располагавшим
внимать и верить ему. Что правда, у него никогда не случалось проколов, он
был терпелив, факты перепроверял тщательно, считал,  что  достоверность  -
одно из условий игры, которая либо возвышала, либо уничтожала  людей.  Его
завидная  интуиция  подсказывала,  как  стянуть  воедино  разрозненные   и
разбросанные во времени и  пространстве  факты,  фактики,  мелкие  штрихи,
детальки, которые, сложившись в его голове, объясняли ему многое,  на  что
он искал ответы в своих репортерских поисках, расследованиях и  погонях...
Многому Дмитрий Юрьевич Желтовский научился у своего французского  коллеги
и приятеля Поля Берара. Давно, когда они только  начинали  сотрудничать  и
готовили скандальный репортаж об  одном  адвокате,  Желтовский  усомнился:
"Слушай, а этот мужик из Нанта, нас не выпорет? -  Берар  ответил:  "И  не
только он, а другие накинутся. Но усвой одну истину, ее внушил  мне  отец:
кто бы тебя ни порол, все равно ногами сучить будешь..."
     В этот раз Желтовский прилетел в Париж на три дня, чтоб  снять  сюжет
об авиасалоне в Бурже, один день просто поболтаться в Париже, обговорить с
Полем Бераром дельце, за которое они взялись давно.
     Остановился Желтовский в небольшом трехзвездочном  чистеньком  отеле,
где на час-два проституткам и их торопливым клиентам  номера  не  сдавали,
поскольку в этом  недорогом  отеле,  почти  постоянно  меняясь,  проживали
деловые люди и чиновники из Восточной Европы, в том числе из России...
     Спустившись в  холл,  Желтовский  направился  было  к  киоску  купить
газеты, когда услышал русскую речь. Трое стояли у колонны рядом с  киоском
и беседовали. Один пожилой, очень сутулый, с крупной рыжеволосой  головой,
другой помоложе в голубой сорочке с зеленым галстуком,  третий  худощавый,
болезненного  вида,  с  запавшими  сероватыми  щеками.  Желтовский   любил
послушать разговоры не из праздного любопытства, а по  привычке:  а  вдруг
что-нибудь интересное. Он подошел к киоску, стал спиной к разговаривавшим,
начал перелистывать журналы, словно выбирал, какой бы купить, и слушал.
     - Когда он должен приехать? - спросил худощавый.
     - Вот-вот, - ответил рыжеволосый, глянув  на  часы.  -  Ты  выйди  на
улицу, встречай, - сказал он "Зеленому галстуку" (так Желтовский  окрестил
третьего). Тот  подошел  к  огромной  стеклянной  двери,  она  отворилась,
повинуясь команде фотоэлемента. "Зеленый галстук" вышел из  отеля.  Сквозь
сдвинувшиеся опять створки Желтовский видел, как тот,  стоя  на  тротуаре,
вертел головой вправо-влево.
     - Даже, если получится, все равно не то, что хотелось  бы,  -  сказал
худощавый печально. - Лицензия по трем фирмам всего на шесть штук.
     - А ты придумай что-нибудь получше, - насмешливо ответил рыжеволосый,
- если ты такой умный.
     В это время вбежал "Зеленый галстук".
     - Выходим, подъехал!
     Они заторопились к двери.  Через  минуту-другую  за  ними  последовал
Желтовский. Он видел,  как  они  уселись  в  серебристый  новый  "форд"  с
дипломатическими  номерами.  Разглядеть,  кто  еще  находился  в   машине,
Желтовскому не удалось - стекла были затемнены. Не успел отъехать  "форд",
как подкатил Поль Берар, чтоб подхватить по дороге в Бурже Желтовского.
     Желтовский вскочил в машину.
     - Видишь серебристый "форд"? Гони за ним, - быстро сказал Желтовский.
     - Они, что красотку у тебя из номера увели?  Мы  же  должны  в  Бурже
ехать!..
     Вскоре в потоке других машин на пересечении  улицы  они  потеряли  из
виду "форд".
     - Жалко, - вздохнул Желтовский.
     - На кой тебе этот "форд"?
     - Люблю погони, - засмеялся Желтовский. - На  всякий  случай  запомни
номер, дипломатический, - Желтовский перечислил буквы и цифры...
     Российская делегация была невелика, некоторых Желтовский знал  только
в лицо,  кое  с  кем  был  знаком  поближе.  Все  смотрели  на  поле,  где
выстроились самолеты и вертолеты. К своему удивлению, Желтовский заметил и
Перфильева. Они не виделись более двух лет,  с  момента,  когда  Перфильев
окончательно вернулся в Москву, Желтовский потерял его след, он ему был не
нужен.
     - Привет, Павел Александрович! - подошел Желтовский. -  Сколько  лет,
сколько зим.
     - Это несложно посчитать... На это шоу прибыли?
     - Да... А вы?
     - Я по другим делам. Сюда попал случайно, благодаря приятелю.  Завтра
улетаю домой.
     - Чем заняты в Москве? Там же, в "Экспорттехнохиме"?
     - Нет, ушел в бизнес. Совместное частное французско-российское НПО, -
Перфильев протянул Желтовскому визитную карточку. Тот, прочитав, спросил:
     -  "Стиль-керамика".  Что  за  стиль,  что  за  керамика?   Перфильев
объяснил.
     - Дело с размахом? Успешно?
     - Пожалуй.
     - Быстро вы развернулись... Как-нибудь загляну, - положив  визитку  в
карман, Желтовский отошел.
     Увидел он еще одно знакомое лицо: окруженный  свитой  профессионалов,
переговариваясь, возвышался седоглавый, с постоянно сведенными к переносью
густыми бровями  знаменитый  Артемий  Тарасович  Кононенко  -  генеральный
директор крупнейшего государственного НПО  авиастроения.  Желтовский  счел
необходимым и с ним поздороваться, перекинуться словечком-другим, с такими
людьми нужно поддерживать знакомство.
     - Что привезли, Артемий Тарасович? Чем будете  побивать  неуступчивый
Запад? - здороваясь, весело спросил Желтовский.
     -  Кое-что  есть,  -  суховато  ответил  Кононенко  и  посмотрел   на
видеокамеру Желтовского. - Я скажу, когда надо будет снимать наши изделия.
     И тут, разглядывая людей, ища  знакомых,  Желтовский  увидел  тех  из
гостиницы. Они вроде были и  со  всеми  россиянами  вместе,  но  держались
как-то отстраненно.
     - А эти кто, Артемий Тарасович? - указал на них Желтовский.
     - Черт их знает, - насупился  Кононенко.  -  Нынче  всякое  налипает.
Прежде и духу их тут бы не было. Разве случалось, чтоб я да не  знал,  кто
тут есть кто среди соотечественников.
     Троица, о которой Желтовский спросил Кононенко, направилась к  другой
группе людей - чьей-то делегации, - но не смешиваясь с нею,  остановилась.
Рыжеволосый, видимо, старший,  что-то  втолковывал  внимавшим  ему  двоим,
резко рубя воздух ребром  ладони.  И  тут  из  какой-то  группы  отделился
человек и подошел к ним. Он был в черном костюме, белой сорочке со стоячим
воротником, наглухо застегнутым, как на гимнастерке.  Узкое  смуглое  лицо
обрамлено  аккуратной  небольшой  бородой,  сливавшейся  с   усами.   Трое
заговорили  с  ним.  По  костюму  его,  по  облику,   Желтовский   пытался
определить: иранец? пакистанец? Повинуясь профессиональному инстинкту,  он
нацелил на них видеокамеру, нажал на пуск. Затем направился к  Перфильеву,
и тут нос к носу столкнулся с Анатолием Ивановичем Фитой.
     - Вот где теперь встречаемся! - заулыбался Фита. - Нет, чтоб в Москве
созвониться, съездить на рыбалку. В Париж надо слетать,  чтоб  повидаться!
Вы надолго тут?
     - Три дня, - ответил Желтовский. С Фитой он был хорошо знаком  еще  с
поры,   когда   тот   делал   завидную   карьеру:   из   кресла   парторга
химико-технологического факультета - в МГК КПСС завсектором,  оттуда  -  в
замначальники  управления   серьезного   министерства,   затем   начальник
управления; когда  министерство  ликвидировали,  Анатолия  Ивановича  Фиту
определили без потерь в замы председателя одного из Госкомитетов, имевшего
отношение к вооружению. Нынче, знал  Желтовский,  Фита  возглавлял  другой
Госкомитет. Желтовский делал о Фите видеорепортаж в предвыборную  кампанию
- программа Фиты показалась ему умной, без демагогии и пустых обещаний. На
ней Фита и вплыл в Госдуму.
     - Вы-то каким чудом здесь? - спросил Желтовский. - Вы же теперь  ушли
в другую сферу?
     - В командировке. По старой памяти решил заглянуть сюда, не удержался
от соблазна.
     - Анатолий Иванович, кто эти трое, тот рыжий и двое справа,  беседуют
с каким-то бородатым, - указал Желтовский.
     - Понятия не имею, - проследив за  его  рукой,  ответил  Фита.  -  Вы
помните, что обещали?
     - Помню, помню, виноват. Честное слово, на сей раз  точно  -  честное
слово! Возвратимся в Москву, - сразу же занесу.
     Однажды Желтовский был на даче у Фиты и отснял  кассету  о  семействе
Фиты: хозяин, жена, сын с  невесткой,  внук  и  внучка.  Пообещал  завезти
кассету на работу Фите, но так и не удосужился, замотался, потом  и  вовсе
забыл...
     Начались  демонстрационные   полеты.   Однако   внимание   Перфильева
привлекли не рев двигателей и не  взлетавшие  красивые  машины,  а  четыре
человека, стоявшие в стороне, вернее один, которого Перфильев знал:  глава
фирмы "Улыбка" Евсей Николаевич Батров! "Он-то что тут  делает?!  Забавно,
забавно..." - думал Перфильев. Рядом с Батровым стоял сутулый  рыжеволосый
и еще один - в зеленом галстуке.  Они  беседовали  с  бородатым  (то,  что
бородатый - пакистанец или иранец, опытный Перфильев определил по  одежде:
черный костюм, белая, без галстука сорочка с высоким  воротником-стойкой);
Батров  молчал,  говорил  рыжеволосый,  обращаясь  к  обладателю  зеленого
галстука, потом тот поворачивал  голову  к  бородатому,  видимо  переводил
слова рыжеволосого, после чего бородатый  отвечал,  а  мужчина  в  зеленом
галстуке тут же снова обращался к  рыжеволосому.  "Надо  будет  рассказать
Лебяхину", - пронеслось в голове Перфильева.
     - Павел Александрович, - окликнул его голос Желтовского.
     - Да,  -  вскинул  на  него  глаза  Перфильев,  не  уловивший,  когда
Желтовский оказался рядом.
     - Вы не знаете, кто эта пара гнедых с рыжеволосым и  чернобородым?  -
спросил, кивнув головой, Желтовский.
     - Почему они вас интересуют?
     - Меня все интересует, - подмигнул Желтовский. - Даже вы.
     "Избавь меня Бог от твоих интересов", - мысленно ответил Перфильев  и
сказал:
     - Я знаю одного из них, худощавого с болезненным лицом,  если  видите
отсюда его лицо. Это Евсей Николаевич Батров, глава фирмы "Улыбка".
     - Что-то он не очень улыбчив. Чем промышляет эта фирма?
     - Что-то, связанное со стоматологией.  Кажется,  заготовки  к  зубным
протезам. Так что на всякий случай заведите с ним знакомство.
     - Пока обойдусь. Я еще могу проволоку перекусить... Удирать отсюда не
намерены? Вроде дождик собирается.
     - Побуду еще немного. А вы?
     - Мне-то до конца торчать...
     Через час Перфильев  попрощался  с  привезшим  его  сюда  шефом  бюро
"Экспорттехнохим",  автобусом,  шедшим  из  Бурже,  через  двадцать  минут
добрался до метро "Майо", и вскоре входил в холл своей гостиницы...
     Первый день авиасалона в Бурже закончился.  По  шоссе  N_2  к  Парижу
неслись машины. В одной из них ехали Поль Берар и Желтовский.
     - Чего приуныл? - спросил Берар.
     - Думаю.
     - О чем?
     - Каким образом ты узнаешь для меня, кто владелец  того  серебристого
"форда" с дипломатическими номерами.
     - Тебе это очень нужно?
     - Не очень. Но желательно... Пить хочется.
     - В "бардачке" две банки пива. Одну оставь мне.
     Желтовский содрал с банки скобу и стал пить.
     - Хочу развлечь тебя,  -  сказал  Берар.  -  Могу  сообщить  приятную
новость: есть такой небольшой банк -  "Жюстен  кредито-банк".  На  случай,
если  я  внезапно  умру  от  инфаркта  или  погибну  в  автокатастрофе,  в
наследство завещаю его тебе. Вернее его название, так что запомни: "Жюстен
кредито-банк". Но поскольку я здоров, как бык и езжу очень  аккуратно,  то
банком этим пока займусь я. Нащупал там некоего  чиновника  месье  Паскаля
Жувэ, с ним-то и хочу завести роман.
     - Педик?
     - Совсем наоборот, в молодости был большой шалун.
     - Как ты набрел на него?
     - Сложными маневрами и терпением, не жалел ни времени, ни денег.
     - А если ничего не окажется?
     - Значит этот банк вычеркнем и  пойдем  дальше.  Где-то  наткнемся...
Поедешь ко мне?
     - Нет, отвези в отель...
     Вечером он пошел в бар выпить пиво. У входа, окинув взглядом овальное
помещение бара, увидел слева у стойки двоих: "франта" с зеленым  галстуком
на фоне голубой сорочки и человека с измученным лицом язвенника. Они  пили
оранж из высоких прямоугольных бокалов с толстым дном. Народу в баре  было
полно, стоял многоголосый шум. Желтовский помедлил  какое-то  время,  пока
освободилось   удобное   место   невдалеке   от    заинтересовавших    его
соотечественников, сел почти спиной к ним, отвернул голову,  чтоб  они  не
видели  его  лица,  и  потягивая  пиво,   прикрыл   глаза,   чтобы   лучше
сосредоточиться, вылавливая из шума русские фразы,  которыми  обменивались
эти двое:
     - ...Это дешевле, конечно, чем мировые цены...
     - ...Зато надежно... Не наше дело, как они их будут использовать.
     - ...Ладно, пойдем отдыхать... Завтра трудный день...
     Допив оранж, они ушли.
     Желтовский,  медленно  потягивая  пиво,   курил,   пытаясь   втиснуть
услышанное в какой-нибудь "сюжет", но ничего не получалось...  "А  где  же
рыжеволосый? - подумал Желтовский. - Он что, не в этой гостинице?"...
     Утром следующего дня он спустился  в  холл,  перебросив  через  плечо
видеокамеру и фотоаппарат "Кодак". По поводу "Кодака"  Поль  Берар  шутил:
"Ты, наверное, и в сортир не можешь сходить без фотокамеры".
     Он стоял у колонны около лифта, ожидая  Берара,  который  должен  был
заехать. Они собирались  в  музей  Чернуски  посмотреть  новую  экспозицию
средневековой китайской  графики.  И  тут  опять  увидел  двоих:  "Зеленый
галстук" и человека с серым лицом язвенника. Они беседовали, поглядывая на

 

 Назад 1 2 3 · 4 · 5 6 7 8 9 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz