Детектив



Шестерки умирают первыми


соблюдалось. Любой сотрудник Совинцентра мог, предъявив собственный про-
пуск, кивнуть на своего спутника и с магическими словами "Это  со  мной"
провести в здание кого угодно. Более того, существовало несколько некон-
тролируемых или плохо контролируемых входов, в частности,  через  гараж.
Одним словом, ограничить поиски убийцы только зданием Совинцентра  никак
не удавалось. Через бюро пропусков убийца пройти не мог,  так  как  бюро
открывается только в половине десятого, а убийство Тарасова совершено  в
промежутке от восьми тридцати до восьми сорока пяти. Он  мог  пройти  по
собственному пропуску, если работал здесь же, или с кем-то из  сотрудни-
ков, или через неконтролируемый вход. Ох, велика ты,  Россия-матушка,  и
народу на земле твоей живет много. А тот, кто убил Юрия Ефимовича, может
быть, и вовсе чужестранец, их в гостиницах-то почитай три тысячи человек
проживает.
   Настя положила перед собой длинный послужной список Тарасова. Она уже
видела его и успела обратить внимание на то, что в свое время Юрий  Ефи-
мович  работал  главным  инженером  на  приборостроительном   заводе   в
Уральске-18, откуда и приехал в Москву погибший следом  за  ним  капитан
Агаев. Что из  этого  следует,  было  пока  неясно.  Тарасов  работал  в
Уральске несколько лет назад, Агаев в то время еще учился в школе  мили-
ции в Караганде, так что они скорее всего и знакомы-то не были. Конечно,
это надо обязательно проверять, но даже если окажется, что они были зна-
комы, легче вряд ли станет. Потому что с убийством  Агаева  ясности  еще
меньше.
   Судя по телетайпограмме, найденной в кармане у Агаева, он  приехал  в
Москву по вызову некоего Дмитрия Платонова, сотрудника Главного управле-
ния по борьбе с организованной преступностью. Агаев встречался с  Плато-
новым, это видели по меньшей мере человек десять, работающих в  МВД.  По
введенным недавно правилам войти в здание министерства можно было только
в том случае, если ты являешься счастливым  обладателем  "министерского"
удостоверения либо у тебя есть специальный вкладыш,  разрешающий  прохо-
дить в святая святых борьбы с российской преступностью. У капитана Агае-
ва такого вкладыша, естественно, не было. Он позвонил по внутреннему те-
лефону, висящему рядом с постом, и терпеливо ждал, пока к нему спустится
Платонов. Сержант-постовой Агаева запомнил, он видел и подошедшего к не-
му Платонова. Нашлись сотрудники, которые видели обоих садящимися в  ма-
шину Платонова. Было это в среду, примерно в девятнадцать часов  пятьде-
сят минут. А в половине девятого Вячеслава Агаева нашли жильцы  дома  на
улице Володарского, в Таганском районе. Капитан лежал в подъезде  одного
из старых, запущенных, давно не ремонтировавшихся домов. Смерть наступи-
ла от проникающего ранения, нанесенного длинным узким предметом прямо  в
сердце. А Платонов куда-то исчез. Что ж, выходит, надо подозревать  Пла-
тонова.
   Настины размышления были прерваны появлением Игоря Лесникова.  Игорь,
всегда строгий, редко улыбающийся, очень серьезный и обязательный и  при
этом невероятно красивый, был предметом воздыхании многих женских сердец
на Петровке, но вел себя безупречно, ни с кем не заигрывал и  надежд  не
подавал. Сегодня он был хмурым и каким-то обиженным.
   - Ася, ты знаешь Русанова из ГУЭПа?
   - Фамилию слышала, но сталкиваться не приходилось. А что?
   - И что ты слышала про него?
   - Что хороший сыщик, толковый. Он в свое время здесь же, на Петровке,
работал, его у нас, наверное, многие помнят. Зачем он тебе?
   - А  ты  знаешь,  что  этот  хороший  толковый  Русанов  -  ближайший
друг-приятель сбежавшего Платонова?
   - Да ну?! Лихо. Надо придумать что-нибудь интересное...
   - Не усердствуй зря, - перебил ее Лесников. - Он включен в состав на-
шей группы как представитель министерства. Как ты думаешь, нам  с  тобой
это чем-нибудь угрожает?
   - Да практически ничем, кроме головной боли, - поморщилась  Настя.  -
На каждое наше слово он будет нос воротить и цедить сквозь зубы: "Что вы
мне тут рассказываете! Я Платонова лучше вас знаю, я вам  точно  говорю,
что было так-то и так-то", короче говоря, будет друга своего  покрывать.
В министерстве тоже не дураки сидят, им скандал с сотрудником-убийцей ни
к чему. Зачем копья ломать в попытках воздействовать на строптивую  Пет-
ровку, когда можно просто подсунуть в нашу группу человека, который  га-
рантированно уведет нас в сторону от убийцы, ежели таковой окажется Пла-
тоновым. Да он своим авторитетом давнего друга, знающего всю подноготную
Платонова, развалит любую нашу версию, которая министерству не понравит-
ся. Вот и весь сказ. Мы с тобой должны быть к этому готовы  и  не  попа-
даться на удочку, вот и все. Короткову, конечно, трудновато придется, он
у нас юноша вспыльчивый, а мы с тобой люди тихие,  сдержанные,  так  что
выкрутасы этого Русанова нас не особо из колеи выбьют. Ты с ним уже  ви-
делся?
   - Не довелось, - усмехнулся Лесников. - Он по телефону звонил, предс-
тавился, договорились, что он приедет часам  к  четырем.  Хочешь  попри-
сутствовать?
   - Не-а, - Настя тряхнула головой. - Зачем он мне? Ты уж сам,  Игорек,
ладно?
   - Почему?
   - Потому что это нецелесообразно, - пояснила Настя. - Если мы с тобой
ждем от него подвоха и недобросовестности, то должны  вооружаться  зара-
нее. Ты сейчас с ним познакомишься, посмотришь, что это  за  птица,  как
настроен. Какой тон, какой стиль общения с ним выбирать - пока неизвест-
но, не исключено, что тот вариант, который выберешь ты, окажется ошибоч-
ным. Тогда я соответственно подстроюсь и войду в дело.  А  если  мы  оба
сейчас перед ним появимся и оба поведем себя неправильно, то  потом  об-
ратно хода уже не будет. Согласен?
   Игорь не успел ответить, потому что дверь резко распахнулась и на по-
роге кабинета возник полковник Гордеев. Следом за  ним  вошел  стройный,
среднего роста человек с тонким интеллигентным лицом и очками в  дорогой
металлической оправе. Стекла очков были светлыми,  не  тонированными,  и
это почему-то сразу понравилось Насте.
   - Знакомьтесь, - сухо произнес Гордеев. - Капитан Лесников, Игорь Ва-
лентинович. Майор Каменская, Анастасия Павловна. А это подполковник  Ру-
санов, Сергей Георгиевич, из Главного управления по борьбе с экономичес-
кими преступлениями. Прошу любить и жаловать.
   С этими словами Колобок-Гордеев круто развернулся и вышел в  коридор.
На мгновение в комнате повисло неловкое молчание.
   - Прошу извинить, я приехал немного раньше, - виновато произнес Руса-
нов. - Вы заняты? Мне подождать?
   Настя смотрела куда-то в потолок, стараясь не встречаться глазами  ни
с гостем, ни с Игорем. Надо же, как неудачно вышло!  Интересно,  услышал
Русанов конец их разговора или нет?
   - Нет, мы как раз вас ждали, - без улыбки сказал Лесников. - Пойдемте
в мой кабинет.
   Игорь увел Русанова, а Настя осталась у себя,  продолжая  копаться  в
бумажках и с интересом ожидая, как пройдет первая встреча Игоря  с  сот-
рудником министерства. По привычке она сразу начала анализ с деления  на
две части: то, что она видела, соответствовало действительности или было
притворством, ширмой, ложью. Единственная реплика Русанова,  произнесен-
ная виноватым голосом, могла свидетельствовать о робости и  застенчивос-
ти, может быть, об излишней деликатности. Сам факт  того,  что  работник
министерства приехал на Петровку к рядовым сыщикам не просто не опоздав,
а даже раньше назначенного времени, свидетельствовал о многом.  Но  если
это был хорошо продуманный спектакль, то, пожалуй, опасения ее  были  не
напрасны. Министерство глазами и ушами Русанова будет наблюдать за ходом
раскрытия убийства, и если ход этот министерству не понравится,  то  его
будут стараться изменить руками того же Русанова. Или начнут мешать опе-
ративникам с Петровки, или вообще заберут дело себе - и  концы  в  воду.
Кого теперь нераскрытым убийством удивишь? Одним меньше, одним больше...
   - Давай на "ты", - сразу предложил Русанов, - так проще.
   Они с Игорем сидели в кабинете, который тот занимал вместе  с  другим
сотрудником, в данный момент, к счастью, отсутствовавшим.
   - Я сейчас расскажу тебе о Димке Платонове все, что знаю.  Понимаешь,
я уверен, что он не совершал убийства, но я знаю его  столько  лет,  что
мне и ошибиться недолго. На давнего друга смотришь совсем другими глаза-
ми, согласен?
   Игорь молча кивнул. Русанов ему понравился сразу, но природная  осто-
рожность заставляла искать в его словах второе дно.
   - Сколько я знаю Димку, он всегда был честным, - начал Сергей.  -  Он
мог делать глупости, он бывал неосмотрительным, он часто ошибался, впро-
чем, не чаще, чем любой из нас. Но он всегда был честным.  Чтобы  ты  не
думал, что я выгораживаю друга, скажу тебе сразу: я отдаю себе  отчет  в
том, что видел только ту сторону Дмитрия Платонова, которой он сам пово-
рачивался ко мне. Была ли другая сторона и если была, то какая она, я не
знаю. Это первое. Теперь второе. Ты знаешь, что у Дмитрия есть  любовни-
ца?
   - Знаю, - подтвердил Игорь. - Я с ней вчера разговаривал.
   - А ты знаешь, что она - моя сестра?
   - Я обратил внимание на то, что у вас с ней одинаковая фамилия, - ук-
лончиво ответил Лесников.
   - Так вот, Елена - моя родная и горячо любимая сестра. Их роман длит-
ся уже давно, и я хочу, чтобы ты понимал: я бы не допустил  этого,  если
бы считал Димку человеком непорядочным и недостойным. Все хорошее, что я
говорю о нем, я говорю совершенно искренне, а не для того, чтобы выгоро-
дить его и отвести от него подозрения. Я, Игорь, и не в таких передрягах
бывал, я ведь еще при Щелокове служить начинал, так  что  тренировка  по
части плавания в подводных течениях у меня большая. И я прекрасно  пони-
маю, какие мысли у тебя в голове бродят. На твоем месте я думал бы точно
так же. Поэтому давай-ка сразу расставим все точки и прочие знаки препи-
нания.
   Они завиделись на Петровке допоздна. Запирая  дверь  кабинета,  Игорь
Лесников с удивлением подумал, что давно ему не было так легко  общаться
с человеком, с которым он только что познакомился. Определенно,  подпол-
ковник Русанов ему очень нравился.
   Близился вечер, а Платонов так и не нашел то, что искал. Он  понимал,
что, наверное, его уже объявили в розыск, поэтому  пытаться  выехать  из
города бесполезно. Да он и не хотел  уезжать.  Он  собирался  не  просто
скрыться, а попытаться разобраться в том, что произошло, а для этого ему
нет смысла уезжать из Москвы.
   Способ был проверенным и никогда его не  подводил.  Дмитрий  Платонов
искал женщину, которая согласилась бы  ему  помочь.  Стереотип  действий
сложился давно, еще во время обучения в школе милиции, когда их, зеленых
слушаков, натаскивали на умение познакомиться, войти в контакт  и  вытя-
нуть информацию из любого встречного. Уже тогда у него лучше всего полу-
чался контакт с женщинами. Никто, в том числе и он сам, не знал, что бы-
ло в нем такого особенного, что заставляло женщин верить ему, но особен-
ное это было, и в избытке. И смотреть он умел ласково, и улыбаться обая-
тельно, и голос умел делать бархатным-велюровым, и  слова  этим  голосом
произносил правильные, нужные, перед которыми устоять невозможно. Другие
пытались копировать - ничего не выходило. Вроде  повторяют  все  за  ним
точь-в-точь, а результата никакого. Видно, что-то еще было такое в Димке
Платонове, не осязаемое, не видное, не слышное, но действующее безотказ-
но. Может, та самая пресловутая сексуальность?
   Для осуществления задуманного Платонову сейчас нужна была женщина лет
за сорок, одинокая и интеллигентная. Она не должна еще считать себя  вы-
шедшей в тираж, она должна хотеть нравиться, но не должна быть,  во-пер-
вых, привлекательной и, во-вторых, имеющей постоянного мужчину.  Дмитрий
с самого утра ездил по городу, рассматривал женщин на улицах, в  магази-
нах, в троллейбусах и автобусах, заговаривал, знакомился с ними, но  се-
годня ему не везло. В былые времена ему удавалось решить  свою  проблему
часа за два-три. Сегодня он потратил уже восемь часов, но так и не нашел
то, что ему нужно. Он ужасно устал и хотел есть. Ездить по  городу  было
опасно, и напряжение к вечеру начало сказываться болью в сердце  и  вне-
запными легкими головокружениями.
   Стоя в вагоне метро, он уцепился рукой за поручень и ненадолго  прик-
рыл глаза, чтобы хоть немного расслабиться и отдохнуть. Сейчас люди едут
с работы, это его последняя надежда найти  приличную  одинокую  женщину.
Позже такие женщины осядут по домам, и в транспорте и на улице можно бу-
дет встретить только тех, кто идет на свидание, ну и,  разумеется,  тех,
кто с мужчиной. "Давай же, давай, - мысленно подгонял себя  Платонов,  -
открывай глаза и продолжай работать, нельзя упускать ни минуты.  Прошлую
ночь ты провел в одном хитром месте, абсолютно  безопасном,  но  пользо-
ваться которым можно только один раз. Если ты не найдешь женщину,  кото-
рая тебе нужна, тебе негде будет ночевать и тебя в  два  счета  отловят.
Давай же, Митя, включайся, не спи".
   Он открыл глаза и принялся медленно разглядывать едущих в вагоне жен-
щин. Не то, не то, опять не то... Он перевел взгляд на следующую  пасса-
жирку, и его окатило горячей волной. Огромные карие  глаза  смотрели  на
него в упор. Ему показалось, что взгляд прожигает насквозь.
   Женщина была намного моложе, чем он наметил для себя, ей было, навер-
ное, около тридцати. И потом, она была красива,  вызывающе,  ошеломляюще
красива. Она смотрела на Платонова и улыбалась ему. Дмитрий  зажмурился,
надеясь, что виденье исчезнет. Когда он открыл глаза, женщина по-прежне-
му стояла к нему лицом и улыбалась. Она держалась за вертикальный  пору-
чень, и Платонову не было видно, есть ли на ее руке обручальное  кольцо.
Словно угадав его мысли, незнакомка переменила позу, и  теперь  Платонов
ясно видел ее узкую ладонь с длинными худыми пальцами. Кольца не было.
   Слишком молода. Слишком красива. Слишком... Но Боже Мой, он  так  ус-
тал.
   Поезд замедлил ход перед станцией. Дмитрий быстро протиснулся к  жен-
щине и легко коснулся ее плеча.
   - Нам выходить, - вполголоса сказал он и едва заметно подтолкнул ее к
выходу из вагона. Женщина улыбнулась и безмолвно подчинилась.
   На платформе он, не говоря ни слова, взял ее под руку и подвел к ска-
мейке, но садиться не стал, только поставил свой кейс и молча  уставился
ей в лицо. Потом позволил себе  медленно,  осторожно  измениться,  стать
улыбающимся.
   - Что вы со мной сделали? - тихо спросил он.
   В эту секунду загрохотал подходящий к  платформе  поезд,  и  Платонов
придвинулся к женщине совсем близко, так близко, что почувствовал  запах
ее кожи, пробивающийся сквозь аромат духов.
   - Ничего. Я с вами ничего не делала, -  ответила  женщина,  продолжая
прожигать его своими темными глазами.
   - Вы - колдунья?
   - Нет, я библиотекарь.
   - Тогда почему я схожу с ума, когда вы на меня смотрите?
   - Я могу спросить вас о том же самом. Почему я послушалась, когда  вы
сказали, что нам выходить? Мне выходить через три остановки, а вовсе  не
здесь. Может быть, дело не во мне, а в вас?
   - Вы торопитесь? - спросил Платонов, еще не смея поверить в удачу.
   - Нет.
   - Вас кто-нибудь ждет?
   - Нет, меня никто не ждет.
   - Значит, я могу пригласить вас поужинать?
   - Конечно.
   - Меня зовут Дмитрий.
   - Меня - Кира.
   Он повел ее в маленький ресторанчик на Ордынке. Когда-то  здесь  была
грязная вонючая пивная, расположенная в подвальном помещении, куда  вели
узкие каменные ступеньки. Теперь эти ступеньки  были  единственным,  что
напоминало о пивнухе. Внутри все было отделано заново с большим вкусом и
тщательностью, юные девочки официантки приветливо улыбались, и  не  было
такой просьбы, на  которую  они  бы  ответили  "нет"  (разумеется,  если
просьба касалась меню). У одной из официанток была толстая  коса,  конец
которой при ходьбе касался подколенной ямки, и от  этого  все  заведение
почему-то казалось уютным и домашним.
   Платонов помог Кире снять плащ и с удовольствием убедился в том,  что
фигура у нее и впрямь хорошая. Еще его порадовало то обстоятельство, что
женщина оказалась в элегантном и отнюдь не дешевом костюме. Платонов по-
думал, что если библиотекарь носит на работу такой костюм, то библиотека
- единственное место, где она бывает. Если бы, кроме скучной  повседнев-
ности, в ее жизни были яркие вечера, она не покупала бы  такие  костюмы.
Для работы - что-нибудь попроще, затрапезное, позапрошлогоднее. Для  ве-
чера - какие-нибудь шмотки супер-экстра-класса, с  разрезами,  оголенной
спиной, шальварами, короче, какая-нибудь экзотика. Он знал, что так  бы-
вает достаточно часто. А если женщина покупает дорогой  деловой  костюм,
который ей очень идет, и ходит в нем на работу, значит, она  принадлежит
как раз к тому типу женщин, который он и ищет.
   - Выпьешь что-нибудь? - спросил он, открывая меню.
   - Коньяку, пожалуй, но совсем немного, на донышке.
   Девушка с фантастической косой приняла  заказ,  Платонов  закурил  и,
подперев подбородок ладонью, уставился на новую знакомую.
   - Ну и как ты думаешь, что же это такое с нами произошло?  -  спросил
он. Ситуация разворачивалась легко,  по  накатанному  сценарию,  который
Платонов разыгрывал много раз и знал наизусть. Самое главное  -  минимум
вранья, говорил он себе. Женщины если и не умнее  мужиков,  то  проница-
тельнее, они могут не разгадать ложь, не просечь обман,  но  притворство
они рано или поздно обязательно почувствуют.
   Кира молча улыбалась и по-прежнему смотрела на него в упор.  Платонов
подумал, что волосы у нее точно такого же цветы, как у  Лены,  только  у
Лены они гладкие и собранные сзади в пучок, а у Киры - пышные, вьющиеся,
красивыми волнами сбегающие на плечи и спину. И глаза у них  одинаковые,
но у Лены они излучают тепло и ласку, а у Киры - огонь и страсть.
   - Скажу тебе честно, то, что с нами случилось, случилось очень невов-
ремя, - начал Платонов разыгрывать самую  ответственную  сцену  в  своем
сценарии. Максимум собранности, все слова,  движения  и  взгляды  должны
быть точными, чтобы не спугнуть женщину. - Такое случается далеко  не  с
каждым человеком, и мне повезло, что удалось это пережить. Я всегда  ду-
мал, что это книжное вранье, никогда не верил, что так бывает: посмотрел
на женщину - и пропал. Вот я и пропал. Я несу какую-то чушь, но это  от-
того, что под твоим взглядом я начинаю плохо соображать.  А  мне  сейчас
нужно соображать хорошо, я должен сохранить ясность ума, иначе я погиб.
   - Почему? - наконец спросила она. За последние десять минут это  было
ее единственное слово.
   - Потому что у меня неприятности, и я сам еще толком не знаю, как бу-
ду из них выбираться. Неприятности очень и очень серьезные, поэтому  мне
нужно сохранить способность четко мыслить и быстро принимать решения.  А
когда ты смотришь на меня, я начинаю таять и расползаться в разные  сто-
роны. Кстати, а почему ты так смотришь на меня? Или у  тебя  от  природы
такой взгляд и ты так смотришь на всех?
   - Нет, только на тебя, - спокойно ответила Кира. - Ты мне понравился.
Честно говоря, ты понравился мне еще раньше, несколько  дней  назад.  Ты
ехал по Ленинскому проспекту в "мерседесе" оливкового цвета. Ведь ехал?
   - Ехал, - удивленно подтвердил Дмитрий. - Это было  неделю  назад,  в
пятницу.
   - Верно, - кивнула она. - А я ехала в автобусе впереди тебя, стояла у
заднего окна и смотрела на твою машину. Потом стала смотреть на твое ли-
цо. А сегодня я просто тебя узнала.
   "Она не врет, - подумал Платонов. - В прошлую пятницу я действительно
ездил не на своих "жигулях", а брал  у  Валентины  ее  "мерседес".  И  я
действительно поехал от Житной по Ленинскому проспекту, потому  что  мне
нужно было попасть на Мосфильмовскую улицу. Вот так встреча!"
   - Лучше бы ты меня не узнавала, - с хорошо разыгранным пафосом произ-
нес он. - Мне не нужно было заговаривать с тобой, теперь я понимаю,  что
подвергаю тебя ненужному риску. Просто я совсем ошалел от твоих глаз...
   Здесь всегда следовала выразительная пауза, во время которой партнер-
ша по сцене имела возможность обозначить свои истинные побуждения и  на-
мерения. Если, например, разглядев Платонова  повнимательней  и  немного
поговорив с ним, женщина начинала раскаиваться в том, что столь неосмот-
рительно позволила себе завязать случайное уличное знакомство, то в этом
месте у нее была прекрасная возможность отыграть назад.
   - Может быть, я могла бы тебе помочь? - спросила Кира, чем и  предре-
шила свою судьбу по крайней мере на ближайший месяц. В девяти случаях из
десяти выбранные Платоновым женщины заполняли паузу именно  этой  репли-
кой, и Кира не стала исключением.
   Виталий Васильевич Сайнес выключил телевизор и с усмешкой  подумал  о
том, что у гласности есть свои положительные стороны. Разве раньше можно
было даже подумать о том, что ежедневные сводки криминальной хроники бу-
дут доводиться до широкой общественности и не нужны будут никакие специ-
альные ухищрения, чтобы получить необходимые сведения? Внимательно следя
за телевизионными новостями и радиосообщениями, можно было узнавать мас-
су полезной информации. Вот,  например,  в  Московской  области  завелся
стрелок, бьющий без промаха. Очень полезный человек. В свете  обострения
ситуации, которое началось, когда опер из МВД Платонов принялся копаться
в делах с приборами и золотом, такой стрелок будет очень даже не лишним.
Сегодня же вечером Сайнес даст команду его найти. Собственно говоря, его
и так уже ищет милиция, она у нас хорошо обученная и старательная, вот и
пусть ищет, лучше нее люди Сайнеса эту  работу  все  равно  не  сделают.
Смысл задания в том, чтобы поглядывать, как менты будут  его  искать,  а
как только свет забрезжит, побежать впереди них и  стрелка  перехватить,
увести у них из-под носа. Слава Богу, остались еще люди,  которые  могут
это сделать.
 
 
   Глава пятая
 
   Квартира у Киры была небольшая, но удобная. Придя вместе с Платоновым
из ресторана, она первым делом включила чайник, усадила Дмитрия на кухне
и пошла переодеваться. Вернулась она в длинном золотистом халате до  по-
ла, полностью закрывающем красивые ноги, но зато  открывающем  соблазни-
тельную грудь.
   - Послушай, Кира, - осторожно начал Платонов, - у тебя еще есть  воз-
можность отказаться мне помочь. Ты не обязана это делать, и это, в конце
концов, может оказаться сложным и даже опасным. Я ведь уже говорил,  что
тебе придется взять на работе отпуск и сидеть со мной дома. Подумай  еще
раз. Если ты не хочешь рисковать, я просто переночую у тебя и утром  уй-
ду, и ты никогда меня больше не увидишь, ну разве что случайно, как  се-
годня. Если же ты твердо решила мне помочь, то я  Сейчас  расскажу  тебе
все по порядку и подробно, чтобы ты отчетливо понимала смысл каждой моей
просьбы, суть каждого моего задания. Мне очень важно, чтобы ты знала все
и все понимала, потому что человек, который  не  понимает,  легко  может
что-нибудь напутать. Ну так как? Подумаешь?
   - Не буду, - улыбнулась Кира. - Рассказывай. Я готова выслушать  твою
историю.
   - Раскаешься, - предупредил ее Платонов. Все сработало так  в  хорошо
отлаженном механизме. Длинная тирада, которую ты  только  что  произнес,
была сплошь составлена из крючков, на которые обычно попадались женщины.
Главным из них любопытство, ведь он говорил: не будешь помогать - найду,
ничего не рассказав, а согласишься - расскажу все без утайки. Была еще и
видимость свободы маневра: мол, подумай еще раз, принимай решение. Ерун-
да все это, коль привела к тебе, значит,  решилась.  Ну  и,  разумеется,
осознание важности возложенной на нее миссии. Все  понимать,  чтобы,  не
дай Бог, ничего не напутать, от этого так много зависит.
   - Моя школьная учительница как-то сказала: всегда лучше жалеть о том,
что сделано, чем о том, что не сделано. Рассказывай.
   - Ну что ж... - Платонов вздохнул. - Тогда слушай. Восемь месяцев на-
зад один человек по фамилии Сыпко написал в прокуратуру России письмо  о
том, что на заводе, где он работает, творятся какие-то безобразия.  Про-
дукция ракетостроения, которая в связи с конверсией осталась невостребо-
ванной, вместо того чтобы быть переданной для переработки на родственные
предприятия в России, почему-то оказалась проданной какомуто товарищест-
ву с ограниченной ответственностью. Этот Сыпко работает на  заводе  бух-
галтером, ведущим группу драгоценных  металлов,  занимается  их  учетом,
списанием, оприходованием. А поскольку в этих приборах драгметаллов мно-
го, то, естественно, их списанием и оформлением на них всей документации
занимался тоже он. И вот ему сильно не понравилось, что приборы, которые
до того всегда уходили на переработку в рамках своей же  отрасли,  вдруг
уплыли куда-то на сторону. Пока все понятно?
   - Пока - да, - кивнула Кира. - Тебе чаю налить?
   - Да, будь добра.  Так  вот,  гражданин  Сыпко  пишет  в  прокуратуру
письмо, из прокуратуры его пересылают в наше  министерство,  и  попадает
оно на проверку ко мне, поскольку работаю я в главке по борьбе с органи-
зованной преступностью. Завод, на котором работает  Сыпко,  находится  в
Уральске-18, я туда поехал, связался с работником милиции, который  обс-
луживает завод, звали его Славой Агаевым. Хороший парень, молодой,  тол-
ковый. Мы с ним друг друга поняли и начали работать вместе. Теперь я хо-
чу, чтобы ты обратила внимание на одну деталь, это  важно,  Кира.  Когда
совершается убийство и начинается работа по  раскрытию  и  расследованию
преступления, из этого никто никакого секрета не делает.  Труп  -  он  и
есть труп, факт насильственной смерти человека  очевиден,  и  никому  не
приходит в голову это скрывать. Когда речь идет о злоупотреблениях и ма-
хинациях, ситуация принципиально иная. Преступления никто  не  видит,  о
нем могут догадываться, о нем могут даже  знать  достоверно,  но,  чтобы
увидеть его воочию, нужно иметь массу подтверждающих это  документов.  И
если хоть одного документа не окажется, суд не признает это преступлени-
ем. Мало ли что мне написал этот Сыпко! А ну как он врет?  Или  добросо-
вестно заблуждается? Или хочет свести с кем-то счеты и оговаривает неви-
новного? Поэтому по такого рода преступлениям работа идет не то что  ме-
сяцами - бывает, и годами. Осторожненько, маленькими шажочками, чтобы не
дай Бог не спугнуть преступников, а то ведь они в три секунды все  доку-
менты уничтожат, и чем ты потом будешь  доказывать  их  преступную  дея-
тельность? И вот мы с Агаевым начали потихоньку-полегоньку подкапываться
под эти махинации с приборами,  содержащими  драгметаллы.  А  гражданину
Сыпко неймется, знаешь, у нас таких людей называют "народные  мстители".
Они хорошие, порядочные люди, не желающие мириться с недостатками и зак-
рывать глаза на явные нарушения, но они поднимают слишком много шума,  в
результате чего преступники успевают уничтожить следы своей деятельности
раньше, чем письмо дойдет до милиции. Такой вот "народный  мститель"  не
желает понимать, что есть законность, что есть  суды  и  прокуроры,  что
каждое обвинение нужно доказать, подтвердить документально. Он не  хочет
знать о том, как трудно и долго добываются эти доказательства. Он  напи-
сал письмо в прокуратуру и желает немедленно  видеть  результат.  А  ре-
зультата чегой-то нетути.
   Дмитрий картинно развел руками, потом сделал большой глоток  крепкого
чаю с лимоном.
   - И пишет гражданин Сыпко еще одно  письмо  с  гневными  требованиями
призвать наконец администрацию завода к порядку.  Было  это  месяца  три
спустя после первого письма. В то время у меня еще начальник  был  преж-
ний, который проблемы наши хорошо  понимал,  поэтому  письмо  гражданина
Сыпко прочитал и в стол сунул, даже мне о нем говорить  не  стал,  чтобы
зря не сердить. Я себе работаю, пытаюсь в Москве выяснить, что же это за
товарищество такое под названием "Артэкс" и кто ему лицензию на перепро-
дажу приборов за границу выдал. Двигаюсь аккуратно, медленно, яко тать в
нощи. А Славка Агаев в Уральске копает,  как  происходит  списание  этих
приборов, отправка, накладные добывает, счета и так далее. До этого мес-
та понятно?
   ...- Угу, - промычала Кира, которая как раз в этот  момент  сунула  в
рот ложку с вареньем. - Давай дальше, очень интересно.
   - Не страшно?
   - Пока нет. А чего бояться-то?
   - Ну гляди, - неопределенно хмыкнул Платонов. - Потом
   Я, видно, все-таки сделал какое-то неосторожное движение, потому  что
фирма "Артэкс" вдруг ни с того ни с сего объявила о  своей  самоликвида-
ции, о чем и поместила сообщение в газете с предложением всем, кто имеет
к ней имущественные претензии, предъявить их в течение месяца со дня по-
мещения объявления. Короче, все как у больших. И никаких  документов  по
этой фирме раздобыть нельзя, в связи с самоликвидацией все бумаги  унич-
тожены. Одним словом, ку-ку, малышка, свадьба отменяется в связи  с  от-
сутствием жениха и невесты. Мне, как ты понимаешь, обидно до соплей,  но
не смертельно. Во-первых, моей богатой практике такое бывало много  раз,
а во-вторых, то же самая практика показывает, что те, кто учудил историю
с "Артэксом", не остановятся и не сделаются вмиг хорошими,  опешив,  что
уже наворовали достаточно. Они просто найдут другую фирму и  будут  про-
должать делать все то же самое. Так что авансы их выявить и доказать  их
вину остаются. Поэтому я долго не убивался по почившей в бозе  фирме,  а
стал ждать, когда же она возродится. Теперь я скажу тебе еще одну важную
вещь. Ты, наверное, книжки детективные читаешь, поэтому  знаешь,  что  у
каждого опера есть агентура. Знаешь?
   - Конечно, - снова улыбнулась Кира. - Ты мне решил ликбез устроить?
   - А что, не надо? Ладно, тогда сразу перейду к  главному.  У  меня  в
системе Министерства среднего машиностроения был человек, звали его Юри-
ем Ефимовичем. Он был выдающимся экспертом по драгоценным металлам, кан-
дидатом наук, автором нескольких специальных книг. Но помимо  того,  что
он был превосходным специалистом, он был очень  хорошим  человеком.  Это
важно, Кира, ты слушай внимательно, это  важно,  чтобы  понять  все  ос-
тальное. Подавляющее большинство агентов вербуется  на  компромате.  Это
люди, которые тебя ненавидят, но выполняют твои задания, потому что  бо-
ятся тебя, потому что у тебя на них что-то есть и ты их,  грубо  говоря,
шантажируешь этим. Небольшая часть агентов работает не из  страха  перед
тобой, а из удовольствия нагадить ближнему. И только мизерная доля  сот-
рудничает с тобой потому, что разделяет твои взгляды  и  убеждения.  Что
называется, не за страх, а за совесть. Таких агентов берегут как  зеницу
ока, на них не заводят никаких личных дел и учетов, чтобы не дай Бог  их
не расшифровать. С такими агентами  часто  возникает  настоящая  дружба,
глубокая привязанность, чувство взаимного доверия и поддержки. Далеко не
каждому оперативнику так везет в жизни и ему удается завербовать  такого

 

 Назад 1 2 3 4 · 5 · 6 7 8 9 10 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz