Дама в автомобиле в очках и с ружьем | |
ла Рекламной Улыбки, я крепко сомкнула веки. И все-таки слезы полились.
Перегнувшись через стол. Рекламная Улыбка склонился ко мне и встревожено
сказал:
- Ну, вот видите, вы дошли до точки. Что случилось? Поверьте, я вас
спрашиваю не для того, чтобы отделаться от вас. Я хочу помочь вам. Ска-
жите, что случилось?
- Это какая-то другая женщина. Я была в Париже. Это была не я.
Я открыла глаза. Сквозь слезы я увидела, что он внимательно смотрит
на меня и во взгляде его сквозит досада. А потом он, как и следовало
ожидать, сказал, предупредив меня, что я могу как угодно отнестись к его
словам:
- Вы очень милая, очень красивая, вы мне нравитесь, но ведь может
быть только одно из двух: или это был кто-то другой, или - вы. Я не
представляю, как это возможно, но если вы так упорно стараетесь убедить
себя, что в машине был кто-то другой, значит, в душе вы все-таки сомне-
ваетесь в этом.
Не успев даже подумать, я замахнулась левой рукой, чтобы ударить его
по лицу. К счастью, он успел отстраниться, и я промахнулась. И тут я
разрыдалась, опустив голову на руки. Я психопатка, буйная психопатка.
В Жуаньи к телефону подошел хозяин бистро. Жан назвал себя и спросил,
не уехал ли Сардина. Да, уехал. Он спросил, не едет ли кто-нибудь из шо-
феров в Марсель. Нет, никто не едет.
Тогда он сказал:
- Слушай, Тео, посмотри у себя в справочнике номер телефона кафе в
Аваллоне-Два-заката и дай его мне. - И спросил у меня (я стояла рядом,
приложив ухо к трубке с другой стороны): - Кто хозяин этого кафе?
- Я слышала на станции техобслуживания, будто их фамилия Пако. Да,
да, Пако.
Хозяин бистро в Жуаньи нашел нужный телефон. Рекламная Улыбка сказал:
"Молодец, привет", - и сразу же заказал АваллонДва-заката. Нам пришлось
ждать минут двадцать. Мы пили кофеуже по второй чашке - и молчали.
К телефону, судя по голосу, подошла молодая женщина. Рекламная Улыбка
спросил, у нее ли пальто, которое забыли в кафе.
- Пальто блондинки с перевязанной рукой? Конечно, у меня. Вы кто?
- Друг этой дамы. Она рядом со мной.
- Но в субботу вечером она снова проезжала здесь и сказала моей свек-
рови, что это не ее пальто. Как-то странно все это.
- Не кипятитесь. Лучше скажите, какое оно из себя.
- Белое. Шелковое. Летнее пальто. Подождите минуточку.
Она, видимо, пошла за пальто. Рекламная Улыбка снова обнял г меня за
плечи. За его спиной, через окно, я видела "тендерберд", он стоял на са-
мом солнцепеке. Как раз перед телефонным разговором я забежала в туалет,
ополоснула лицо, причесалась, немного подмазалась. Я вернула Рекламной
Улыбке его кепку, и сейчас она лежала перед нами на стойке. Толстая жен-
щина в черном пальто сновала взад и вперед по пустому залу, вытирая сто-
лы, и, делая вид, что поглощена своей работой, слушала, о чем мы гово-
рим.
- Алло? Оно белое, подкладка в крупных цветах, - сказала женщина на
другом конце провода. - С небольшим стоячим воротничком. Есть марка ма-
газина: "Франк-сын. Улица Пасси".
Я устало кивнула головой, давая понять Рекламной Улыбке, что, возмож-
но, это мое пальто. Как бы придавая мне мужества, он сжал мне плечо и
спросил в трубку:
- А в карманах ничего нет?
- Что вы, я не осмелилась рыться в карманах.
- Ладно, а теперь все-таки поройтесь.
Наступило молчание. Казалось, что эта женщина стоит рядом, так ясно я
слышала ее дыхание, шелест бумаги.
- Есть билет на самолет "Эр-Франс", вернее, то, что осталось от него.
Вроде обложки от книжечки, представляете? А внутри листки вырваны. На
обложке стоит фамилия: Лонго, мадемуазель Лонго.
- Билет из Парижа?
- Из Парижа-Орли в Марсель-Мариньян.
- А число стоит?
- Десятое июля, 20 часов 30 минут.
- Вы уверены?
- Я умею читать.
- И все?
- Нет, есть еще какие-то бумаги, деньги и детская игрушка. Маленький
розовый слоник на шарнирах. Если надавить снизу, он вроде шевелится. Да,
маленький слоник.
Я всем телом навалилась на стойку. Рекламная Улыбка, как мог, поддер-
живал меня. Забинтованной рукой я делала ему знаки, чтобы он продолжал,
что нужно продолжать, что я чувствую себя хорошо. Он спросил:
- А что из себя представляют остальные бумаги?
- Да неужели этого недостаточно, чтобы она узнала свое пальто? Что вы
хотите там найти, наконец?
- Вы ответите мне или нет?
- Да здесь много всего, даже не знаю... Есть квитанция гаража.
- Какого?
- Венсана Коти в Авиньоне, бульвар Распай, счет на 723 франка.
Число то же самое-10-е июля. Чинили американскую машину - я не могу
разобрать марку-под номером 3210-РХ-75.
Рекламная Улыбка сперва повернул голову к окну, чтобы посмотреть но-
мер "тендерберда", но с того места, где мы стояли, его не было видно, и
он вопросительно взглянул на меня. Я кивнула в знак того, что номер тот
самый, и оторвала ухо от трубки. Я не хотела больше слушать. Мне удалось
добраться до стула, и я села. Дальнейшее я помню очень смутно. Я
чувствовала себя опустошенной. Рекламная Улыбка продолжал еще несколько
минут разговаривать по телефону, но уже не с женщиной, а с каким-то ав-
томобилистом, кажется, немцем, который остановился здесь, чтобы выпить с
семьей по рюмке вина. Рекламная Улыбка с трудом объяснялся с ним.
Потом он вдруг оказался рядом со мной и сжимал ладонями мое лицо. Я
не помню, как он подошел, у меня в сознании вдруг что-то оборвалось.
Всего лишь на одно мгновение. Я попыталась улыбнуться Рекламной Улыбке.
Я видела, что это его немного успокоило. Мне казалось, что я знаю его
давным-давно. И женщину в черном, которая молча стояла за его спиной, -
тоже. Он сказал мне:
- Я вот что думаю. Кто-нибудь мог проникнуть к вам, когда вас не было
дома, и украсть пальто. Оно было там?
Я помотала головой. Я уже ничего не знала. Пусть Рекламная Улыбка и
правда туго соображает, но мне-то уж пора перестать обманывать себя. В
моей квартире на улице Гренель два замка и дверь очень крепкая. Туда
нельзя проникнуть, не взломав дверь топором, не переполошив всех сосе-
дей. Нужно разгадать, как похитили мое пальто, как отправили телефоног-
рамму Морису Кобу... Хватит обманывать самое себя.
Который может быть час? Который теперь час? Я брожу из комнаты в ком-
нату по этому дому, где все в действительности началось, брожу взад и
вперед. Порой я откидываю штору на одном из окон и смотрю на звезды, ко-
торые сверкают в темноте. Я даже пыталась было их сосчитать. Порой я ло-
жусь на кожаный диван и лежу там, долго лежу в полумраке - свет в комна-
ту пробивается из прихожей, - крепко прижав руками к груди ружье.
Матушка перестала со мной разговаривать. И сама с собой я тоже больше
не разговариваю. Только повторяю про себя песенку моего детства: "Светлы
мои волосы, темны мои глаза, черна моя душа, холоден ствол моего ружья".
Я повторяю ее снова и снова.
Если кто-нибудь придет за мной, я не спеша прицелюсь в полумраке, я
буду метить прямо в голову, кто бы это ни был. Короткая вспышка - и все.
Я постараюсь убить его с первого выстрела, чтобы не тратить зря пат-
роны. Последний оставлю для себя. И меня найдут тут, избавившуюся от
всего, я буду лежать с открытыми глазами, словно глядя в лицо своей под-
линной жизни, лежать в белом костюме, запятнанном кровью, тихая, чистая
и красивая - одним словом, такая, какой я всегда мечтала быть. Только
раз я захотела на праздники пожить иной жизнью, и вот - все, мне не уда-
лось, потому что мне никогда ничего не удается. Никогда ничего не удает-
ся. Мы ехали очень быстро, дорогу он знал как свои пять пальцев. Он явно
был встревожен и обескуражен этим разговором с АваллономДва-заката, но в
то же время я чувствовала, что он наслаждается тем, что сидит за рулем
новой для него машины, и его простодушная детская радость раздражала ме-
ня. Он снова надел свою красную клетчатую кепку. Он почти все время вел
машину на предельной скорости с легкостью и уверенностью профессионала.
Когда мы проезжали через какой-то городок, кажется, через Салон, ему
пришлось сбавить скорость, и он, воспользовавшись этим, достал из карма-
на рубашки сигарету. Он немного разговаривал со мной. Что-то рассказал о
своем детстве, о работе, и ни слова - о пальто и всей моей истории. На-
верное, хотел, чтобы я хоть ненадолго забыла о том, что со мной случи-
лось. Оказывается, он не знает, кто его родители, рос в приюте, а когда
ему было лет десять, его взяла оттуда крестьянка из деревни в окрестнос-
тях Ниццы, и, говоря о ней, он называл ее "моя настоящая мама". Видно
было, что он ее боготворит.
- У нее была ферма неподалеку от Пюже-Тенье. Вы бывали в этих местах?
Ох, и здорово мне там жилось! Здорово, черт побери! Когда мне было во-
семнадцать лет, умер муж моей мамы, но она все продала, чтобы поставить
меня на ноги. Купила мне старенький "рено", и я возил минеральную воду в
Валь. Ну, в нашем деле, чтобы хорошо зарабатывать, приходится крутить
баранку днем и ночью, а я хоть с виду и балагур, но когда нужно серьезно
поработать, то обращаются ко мне. Теперь у меня две машины: "сомюа" и
"берлие". На "берлие" возит товар в Германию один мой товарищ по приюту.
Он мне как брат, он за меня даст отрубить себе обе руки, и из него не
выжмут ни одного слова, которое могло бы повредить мне. Его зовут Батис-
тен Лавантюр. Ох и парень! Я вам не рассказывал? Мы с ним решили стать
миллиардерами. Он считает, так будет легче жить.
И снова стрелка спидометра показывала сто шестьдесят. Ле Гевен замол-
чал. Немного погодя я спросила его:
- Ле Гевен - бретонская фамилия?
- Что вы! Я родился в департаменте Авейрон. Меня подобрали, как в
"Двух сиротках", на церковной паперти. Ну, надо же было дать мне ка-
кое-то имя. Может, из газеты взяли или еще откуда...
- И вы так и не нашли свою родную мать?
- Нет. Я не искал ее. Да и какое это имеет значение - кто вас родил,
кто вас бросил. Все это чепуха.
- А сейчас вы простили ее?
- Ее? Знаете, я думаю, что у нее тоже не все ладилось, раз она броси-
ла своего ребенка. Да и потом - я живу, правда ведь? Она всетаки дала
мне главное-жизнь. И я доволен, что появился на свет.
Больше мы не разговаривали до самого моста через Дюранс, по которому
я вчера ехала с Филиппом. Машины здесь шли в несколько рядов. "Сомюа"
ждал нас на обочине, под палящим солнцем. Маленький Поль дремал на си-
денье в кабине. Он проснулся от шума открываемой дверцы и тут же выпа-
лил, что Рекламная Улыбка идиот, что им теперь ни в жизнь не успеть се-
годня взять груз в Пон-Сент-Эспри, а завтра все будет закрыто.
- Ничего, успеем, - возразил Жан. - Сорок столбиков до шести вечера я
отмахаю, это при желании можно, а там суну им в лапу, чтобы они немного
задержались. Так что не волнуйся, спи себе на здоровье.
Прощаясь со мной на обочине около "тендерберда", он сказал:
- Я договорился по телефону с одним туристом, который сидел в том ка-
фе в Аваллоне-Два-заката. Он захватит ваше пальто. Он рассчитывает быть
в Пон-Сент-Эспри часов в девять или половине десятого, и я условился
встретиться с ним около грузовой автостанции. Если хотите, я, когда пог-
ружусь, приеду к вам. Ну, хотя бы в Авиньон, это рядом. Идет?
- А в Париж вы разве не поедете?
- Почему не поеду? Поеду. С Маленьким Полем я договорюсь, он отпра-
вится вперед. А сам потом найду какого-нибудь дружка, и мы с ним нагоним
Поля. Но, может быть, вам тоскливо будет болтаться здесь до вечера?
Я покачала головой и сказала, что нет. Он назначил мне встречу в
Авиньоне, в пивном баре напротив вокзала, в половине одиннадцатого. Ухо-
дя, он сунул мне в руку свою красную клетчатую кепку. "В залог, чтобы вы
не забыли. Вот увидите, все уладится".
Я смотрела, как он шел к своему грузовику. На спине у него синело
большое пятно от пота, оно резко выделялось на светлом фоне рубашки. Я
нагнала его и схватила за руку. Я и сама не знала, что еще хотела ему
сказать. Как дура стояла перед ним и молчала. Он покачал головой и, как
тогда, на грузовой автостанции в Марселе, погладил ладонью мою щеку. На
ярком солнце он казался совсем смуглым.
- В половине одиннадцатого, идет? Знаете, что вам надо бы сделать до
этого? Во-первых, пойти в Авиньоне к врачу, чтобы вам сменили грязный
бинт. А потом сходите в кино, все равно на что, а если останется время -
еще в одно. И постарайтесь до моего возвращения ни о чем не думать.
- Почему вы такой? Я хочу сказать, что ведь вы меня не знаете, я от-
рываю вас от работы, а вы со мной такой милый, вы мне... Почему?
- Вы тоже очень милая, только вы этого не понимаете. И, кроме того, у
вас потрясающая кепка.
Я нахлобучила ее на голову.
Когда грузовик исчез из моих глаз где-то вдали, я приподняла своей
забинтованной рукой козырек кепки и поклялась себе так или иначе покон-
чить с этой историей прежде, чем встречусь с Жаном, а потом - пусть Бог
будет мне свидетелем - я помогу Жану стать миллиардером, ему и его другу
Батистену Лавантюру, даже если для этого мне придется всю свою жизнь ра-
ботать сверхурочно. Авиньон.
Солнце все еще светило прямо мне в глаза. Я увидела зубчатые крепост-
ные стены, начало длинной улицы, вдоль которой тянулись террасы кафе, а
флаги, вывешенные по случаю 14-го июля, образовали бесконечный пестрый
туннель. Я тащилась за машинами, которые ехали в два ряда, то и дело ос-
танавливаясь. Разглядывала разноязыкую толпу на тротуарах - немцы, анг-
личане, американцы - всех можно было отличить по виду, загорелые руки и
ноги, нейлоновые платья, такие прозрачные, что женщины казались голыми.
Приятная тень, когда я проезжала мимо домов, чередовалась с беспощадным
солнцем... Где я. Матушка, куда я попала?
Бульвар Распай выходил на эту же улицу, слева. Пока я поворачивала,
машины за мной устроили настоящий концерт. Я забыла имя хозяина гаража,
что назвала по телефону молодая женщина из Аваллона-Два-заката, и запом-
нила только, что он находится на этом бульваре. Я проехала метров трис-
та, попеременно вглядываясь в обе стороны бульвара. Наконец над ворота-
ми, выкрашенными в канареечный цвет, я увидела вывеску: "Венсан Коты,
концессионер "Форда", машины любых иностранных марок". Рядом находилась
гостиница "Англетер", у подъезда которой какая-то парочка с таким трудом
извлекала из своей спортивной машины чемоданы, что собака с обвислыми
ушами прервала свою прогулку, чтобы полюбоваться этим зрелищем.
Я остановилась у гаража. У ворот какой-то мужчина вынимал камеру из
покрышки. Он взглянув в мою сторону, увидел "тендерберд" и, когда я выш-
ла из машины, встал, разогнул спину и сказал с сильным провансальским
акцентом:
- Неужели опять поломка? Не может быть! Я подошла к нему, держа сумку
в правой руке, с кепкой на голове, в мятом костюме, который прилип к мо-
ему вспотевшему телу, подошла, стараясь не думать о том, какой у меня
жалкий, растерянный вид. Это был человек небольшого роста, в спецовке на
застегнутой до самого верха молнии, с выцветшими, почти желтыми глазами
и густыми светлыми взлохмаченными бровями. Я спросила:
- Вам знакома эта машина?
- Знакома ли она мне? Да она находилась у нас две недели, мы перебра-
ли весь мотор. Мало машин мне знакомы так же хорошо, как эта, уж по-
верьте мне. Что же теперь не ладится?
- Ничего, все в порядке.
- Может, не тянет?
- Да нет. Я хотела спросить... Вы знаете хозяина этой машины?
- Того мсье из Вильнева? Не очень. А что?
- Ему нужна копия счета, который вы ему дали. Можно ее получить?
- Ах, вот как! Ему нужна копия. А зачем? Он что, потерял счет? Вот
видите, на что приходится тратить время, вместо того чтобы работать. Пи-
ши и пиши без конца.
Он провел меня через гараж, где трудились несколько механиков, в ка-
кую-то застекленную клетку. Там сидели две женщины в желтых халатах. Мы
все вчетвером принялись просматривать конторскую книгу. Со мной они были
очень любезны и не выразили мне никакого недоверия. Одна из женщин, брю-
нетка лет тридцати с высокой белоснежной грудью, видневшейся в глубоком
вырезе ее халата, поняв по моему произношению, что я парижанка, расска-
зала, что она пять лет жила в Париже, неподалеку от площади Нации, но ей
там "не понравилось", так как парижане какие-то дикари, каждый живет в
своей скорлупе. Наконец я собственными глазами прочитала в конторской
книге, что некий Морис Коб оставил "тендерберд" в этом гараже в конце
июня, чтобы отремонтировать. Бог его знает, какой-то там опрокидыватель
и коробку передач. Забрал он машину 10 июля вечером, заплатив наличными
723 франка.
Первой заподозрила неладное та женщина, которая болтала со мной, ког-
да я сказала, что хочу видеть того, кто имел дело с хозяином машины. Она
сразу нахмурилась и, поджав губы, спросила меня:
- А, собственно говоря, чего вы хотите от Роже? Вы просили счет, да?
Вы его получили? Что же еще? И вообще, кто вы такая?
Но тем не менее они послали за ним. Это был довольно высокий и пухлый
молодой человек с лицом, перемазанным маслом. Он обтирал его на ходу
грязной тряпкой. Да, он хорошо помнит мсье Коба, тот пришел за своим
"тендербердом" в пятницу вечером. Часов в десять, а может, в половине
десятого. Он утром звонил из Парижа, чтобы справиться, готова ли машина
и застанет ли он кого-нибудь в гараже вечером.
- Если я правильно понял, он приехал сюда на праздники. Он мне ска-
зал, что у него в Вильневе вилла. А что именно вы хотите узнать?
Я не нашлась, что ответить. Они вчетвером окружили меня, и внезапно я
почувствовала, что мне не хватает воздуха в этой конуре. Брюнетка прис-
тально разглядывала меня с ног до головы. Я сказала: "Ничего, спасибо,
благодарю вас", - и поспешно вышла.
Пока я проходила через гараж, они смотрели мне вслед, я ощущала это,
и мне было так неуютно под их взглядами, так хотелось побежать, что у
ворот я споткнулась о валявшуюся покрышку и выполнила фигуру высшего пи-
лотажа - коронный номер Дани Лонго", - двойную петлю с приземлением на
все четыре конечности. Вислоухая собака у гостиницы "Англетер" облаяла
меня как сумасшедшая, призывая всех на помощь.
Серые аркады, узкие улочки, вымощенные крупным булыжником, дворы, в
которых сушится белье, а потом на большой площади, украшенной для вечер-
него гулянья гирляндами разноцветных лампочек, свадьба - вот чем встре-
тил меня Вильнев. Я остановила машину, чтобы пропустить свадебный кор-
теж. Невеста, высокая брюнетка с непокрытой головой, держала 6 правой
руке красную розу. Подол ее белого платья был в пыли. Все выглядели из-
рядно выпившими. Когда я пробивалась через эту толпу к бистро, которое
находилось на другой стороне улицы, двое мужчин схватили меня за руки и
стали уговаривать потанцевать на свадьбе. Я сказала: нет, нет, спасибо -
и с трудом вырвалась от них. Посетители бистро высыпали на улицу и под-
бадривали жениха, в зале не осталось никого, кроме белокурой женщины,
которая сидела за кассой, умиленная собственными воспоминаниями. Она и
рассказала мне, как проехать на виллу Сен-Жан, что на шоссе Аббей. Я вы-
пила стакан фруктового сока, купила пачку сигарет "Житан", достала одну
и закурила. Я не курила тысячу лет. Кассирша спросила меня:
- Вы дружны с мсье Морисом?
- Нет. То есть, да.
- Вот я и смотрю, что он одолжил вам свою машину.
- А вы его знаете?
- Мсье Мориса? Немножко. "Здравствуйте", "до свидания". Иногда они с
моим мужем вместе охотятся. А он сейчас здесь?
Я не знала, что ответить. Впервые мне пришло в голову, что мужчина в
багажнике "тендерберда" может быть и не Морис Коб, а кто-то другой. Я
неопределенно тряхнула головой, что могло означать и "да" и "нет". Потом
расплатилась, поблагодарила ее и вышла на улицу, но она окликнула меня и
сказала, что я забыла на стойке сдачу, кепку, сигареты и ключи От маши-
ны.
Вилла Сен-Жан - это чугунные ворота, за ними длинная дорожка розового
асфальта, и в конце ее - большой приземистый дом с черепичной крышей,
который я увидела, подъезжая, сквозь заросли виноградника и кипарисы. На
этом шоссе были еще виллы, они возвышались над Вильневом, словно сторо-
жевые посты какой-то крепости, но я не встретила ни одного человека, и
только когда я уже стояла у ворот, освещенных заходящим солнцем, чей-то
голос за моей спиной заставил меня обернуться:
- Мадемуазель, там никого нет. Я заходила уже три раза.
По ту сторону дороги, перегнувшись через каменную ограду, стояла мо-
лоденькая блондинка лет двадцати. Лицо у нее было довольно красивое,
треугольной формы, и очень светлые глаза.
- Вы к мсье Морису?
- Да, к Морису Кобу.
- Его нет дома. (Девушка провела пальцем по своему курносому носику.)
Но вы можете войти, дом не заперт.
Я подошла к ней в тот момент, когда она, выпалив мне все это, неожи-
данно вскочила на ограду. На ней было розовое платье с широкой юбкой
вокруг длинных загорелых ног. Она протянула мне руки:
- Вы поможете мне спуститься? Я, как могла, постаралась помочь ей,
поддерживая за ногу и за талию. Наконец она спрыгнула, приземлилась на
свои босые ноги, а я, как это ни странно, удержалась на своих. Она ока-
залась чуть пониже меня. Волосы у нее были длинные и совсем светлые, как
у шведских кинозвезд. Нет, она не шведка и даже не уроженка Авиньона, а
родилась в департаменте Сена, в Кашане, учится в Экс-ан - Провансе и зо-
вут ее Катрин (или просто Кики) Мора. "Только, умоляю, молчите, все ост-
роты по поводу моего имени я уже слышала, и они сводят меня с ума". Все
это и еще многое другое (что ее отец, как и мсье Морис, инженер-строи-
тель, что она "еще девственница, но в то же время очень темпераментна, и
с психологической точки зрения это, вероятно, ненормально") она выложи-
ла, не дав мне вставить ни слова, пока мы шли к машине. Потом, несколько
раз вздохнув, она добавила, что месяц назад, в июне, каталась на "тен-
дерберде" с мсье Морисом. Он дал ей вести машину до Форкалькье, а была
уже ночь и на обратном пути она, естественно, чувствовала какое-то нео-
бычное возбуждение, но мсье Морис вел себя как истинный джентльмен и не
воспользовался случаем, чтобы навести порядок в ее психологии. Но не
сержусь ли я на нее?
- За что?
- Но вы же его любовница?
- Вы меня знаете? Мы опять стояли рядом, и я увидела, как ее щеки
покрылись легким румянцем.
- Я видела вас на фотографии, - ответила она. - Я нахожу вас очень,
очень красивой. Правда. Честно говоря, я была уверена, что вы приедете.
Скажите, вы не будете смеяться, если я вам что-то скажу? Вы еще прекрас-
нее голая!
Да она просто сумасшедшая. Настоящая сумасшедшая!
- Вы в самом деле знаете меня?
- Мне кажется, я вас видела несколько раз, когда вы приезжали сюда.
Да, конечно. Мне очень нравится ваша кепка.
Мне нужно было собраться с мыслями, чтобы понять, как подступиться к
этой девушке. Я села за руль и попросила ее открыть ворота. Она открыла
их. Когда она снова подошла ко мне, я спросила, что он делает здесь. Она
рассказала, что приехала на каникулы к своей тетушке и живет в доме, ко-
торого отсюда не видно, он за холмом. Я спросила, почему она так увере-
на, что на вилле Мориса Коба никого нет. Поколебавшись и почесав пальцем
кончик своего короткого носика - видно, у нее была такая привычка, - она
ответила:
- В общем-то, вы не должны быть ревнивы. Уж вы-то знаете, каков он,
мсье Морис.
Так вот, в субботу днем она проводила к нему одну женщину, которая
приехала из Парижа, рыжую такую, что выступает по телевидению, ну ту,
что говорит с ужасным акцентом: "А топер, мадам, повыселимся, поговорым
о сердечных делах". Ее зовут Марите, ну как там ее дальше... Так вот,
все в доме было открыто, но нигде ни души. Уехала эта телезвезда, потом,
попозже, вернулась - опять никого. Так она и убралась восвояси, понурив-
шись, на своих высоченных, как ходули, каблуках, с чемоданчиком из кожи
телезрителей.
- Из прислуги тоже никого нет? - спросила я девушку.
- Нет, сегодня утром я заходила в дом и никого не видела.
- Вы заходили еще раз?
- Да, я немного беспокоилась. Мсье Морис приехал в пятницу вечером,
это точно, я сама слышала. А потом мне не дает покоя еще одна вещь, хо-
тя, это, конечно, глупо.
- Что именно?
- В пятницу вечером в его доме стреляли из ружья. Я была в оливковой
роще, это как раз за домом. Слышу - три выстрела. Правда, он вечно во-
зится со своим ружьем, но шел уже одиннадцатый час, и это меня встрево-
жило.
- А вы бы просто пошли и посмотрели, в чем дело.
- Видите ли, я была не одна. Откровенно говоря, моя тетка старше са-
мого Мафусаила, поэтому, когда я хочу с кем-нибудь поцеловаться, мне
приходится убегать в рощу. У вас такой вид, будто вы не понимаете. Это
правда или вы просто разыгрываете из себя бесстрастную, непроницаемую
женщину?
- Нет, я понимаю, очень хорошо понимаю. С кем вы были?
- С одним парнем. Скажите, а что у вас с рукой? Только не отвечайте,
как Беко, а то я покончу с собой.
- Да ничего страшного, уверяю вас. А с субботы никто не появлялся на
вилле?
- Ну, знаете, я не сторож здесь. У меня своя жизнь, к тому же очень
насыщенная.
Треугольное личико, голубые глаза, розовое платье, обтягивающее не-
большую девичью грудь. Она мне нравилась своей живостью и в то же время
вызывала во мне грусть, сама не знаю почему. Я сказала ей:
- Ну, спасибо, до свидания.
- Знаете, вы можете называть меня Кики.
- До свидания, Кики.
Проезжая по розовой асфальтовой дорожке, я наблюдала за этой босой
девушкой со светлыми волосами в зеркальце машины. Она снова потерла
пальцем свой носик, потом вскарабкалась обратно на ограду, с которой я
ей перед этим помогла спуститься.
Остальное, конец этих поисков, когда я вновь нашла себя, произошло
три или четыре часа назад, я теперь уже не знаю. Я вошла в дом Мориса
Коба, дверь была открыта, нигде ни души, тишина. И все знакомо мне, нас-
только знакомо, что я уже на пороге поняла, что я сумасшедшая. Я и сей-
час в этом доме. Я жду в темноте, прижав к себе ружье, лежа на кожаном
диване, который приятно холодит мне голые ноги, и, когда кожа согревает-
ся от моего тела, я передвигаюсь, ища прохлады.
Все, что я увидела, войдя в этот дом, до странного напомнило мне то,
что осталось в моей памяти - а может быть, в моем воображении - о доме
Каравеев. Лампы, ковер с единорогами в прихожей, комната, в которой я
сейчас лежу, - все это мне знакомо. Потом я обнаружила на стене экран из
матового стекла, и, когда я нажала кнопку, на экране возникла рыбачья
деревушка, затем еще один пейзаж, а за ним еще: цветные слайды. Тут я
тоже сразу определила, что они сделаны на пленке "Агфа-колор", - как я
уже говорила, я столько занимаюсь этой ерундой, что могу по оттенку
красного тона определить, какой фирмы пленка.
Дверь в соседнюю комнату была отворена. Там, как я и ожидала, стояла
широченная кровать, покрытая белым мехом, а напротив нее, на стене, ви-
села наклеенная на деревянный подрамник черно-белая фотография обнажен-
ной девушки, прекрасная фотография, которая передавала даже пористость
кожи. Эта девушка уже не сидела на ручке кресла, а стояла спиной к сни-
мавшему, и только одно плечо и лицо были повернуты к объективу. Но это
была не Анита Каравей и не какая-то другая женщина, на которую можно бы-
ло бы свалить все грехи. Это была я.
Я подождала, пока меня перестанет бить дрожь, потом сменила оч-
ки-очень медленно, с трудом, потому что пальцы мои были словно парализо-
ваны, а к горлу подступал какой-то тошнотворный комок, который, каза-
лось, сейчас вырвется наружу. Я убедилась, что у девушки на фотографии
моя шея, мои плечи, мои ноги, что передо мной не какой-нибудь фотомон-
таж. Уж в этом-то я тоже поднаторела и не ошибусь. И вообще я с чудовищ-
ной ясностью сознавала: это я.
Наверное, я просидела там, на кровати, глядя на эту фотографию и ни о
чем не думая, час, а может, и больше, - во всяком случае, уже стемнело,
и мне пришлось зажечь свет.
После этого я сделала одну глупость, я и сейчас еще стыжусь этого: я
расстегнула юбку и пошла к двери, которая, как я знала, ведет в большую,
с зеркалом, ванную комнату - вопреки моим ожиданиям она оказалась обли-
цованной не черной плиткой, а красной и оранжевой, - чтобы убедиться,
что я действительно такая, какой представляюсь себе. И вот так глупо
стоя раздетой в тишине этого пустынного дома - юбка на полу, трусики
спущены, - я вдруг встретилась с собственным взглядом, которого всю
жизнь избегала: на меня сквозь очки смотрели чьи-то чужие глаза, пустые
глаза, еще более пустые, чем дом, в котором я находилась, и все же это
была я, да, я.
Я оделась и вернулась в комнату с черным кожаным диваном.
Проходя через спальню, я снова взглянула на фотографию. Насколько я
вообще еще могла доверять себе, снимок сделан в моей квартире на улице
Гренель. Объектив запечатлел меня в ту минуту, когда я шла от постели к
стенному шкафу, где висят мои платья; я обернулась, и на моем лице зас-
тыла улыбка, полная то ли нежности, то ли любви, не знаю.
Я включила повсюду свет, заглянула в шкафы, поднялась на второй этаж.
Там, в одной из комнат, служившей чем-то вроде фотолаборатории, в ящике
тумбочки я нашла две большие мои фотографии, снятые при плохом освеще-
нии, они лежали среди кучи других фотографий незнакомых мне девушек, то-
же обнаженных. На этих двух снимках на мне еще была кое-какая одежда. На
одной я с отсутствующим взглядом сидела полураздетая на краю ванны и
снимала чулки. На второй - анфас - я была в одной только блузке, которую
выбросила уже года два назад, и смотрела куда-то вниз. Я разорвала оба
снимка в клочья, прижав их к груди, так как почти не владела левой ру-
кой. Я не могла не сделать этого. Думаю даже, это принесло мне некоторое
облегчение.
В какой бы комнате я ни раскрывала шкаф, я всюду обнаруживала свои
следы. Я нашла свои комбинации, старый свитер, черные брюки, два платья.
Рядом с разобранной кроватью, от простыней которой исходил запах моих
духов, валялась моя серьга, а на столике лежали листки, исписанные моим
почерком.
Я собрала все свои вещи (и где-то забыла их, пока спускалась на пер-
вый этаж) и снова вернулась в кабинет, где лежу сейчас.
На стене, напротив освещенного экрана, в специальной подставке стоят
несколько ружей. На полу, посреди синего ковра, я заметила квадратное
пятно, более темное, чем остальная часть ковра, словно раньше там лежал