Детектив



Дама в автомобиле в очках и с ружьем


верное, что я сумасшедшая, а он поддался бреду  сумасшедшей,  во  всяком
случае, как я теперь понимаю, его взгляд выражал именно это. В его  гла-
зах я вроде бы прочла, что сейчас он меня ударит. Кажется, я подняла ру-
ку, чтобы защититься от удара.
   В тот же момент от резкой боли под ложечкой у меня перехватило  дыха-
ние и я скрючилась. Но прежде чем я успела упасть,  он  схватил  меня  в
охапку и потащил к дверце машины. Помню, как с затуманенным сознанием  я
лежала на передних сиденьях машины, помню стук захлопываемого  багажника
и удаляющиеся шаги Филиппа. Больше не помню ничего.
   Много позже, когда я очнулась, кругом царила тишина, в машине я  была
одна, мне удалось сесть и придвинуться к рулю, я жадно ловила ртом  ноч-
ной воздух и плакала. Мои очки валялись в ногах на коврике. Надев их,  я
увидела, что часы на щитке показывают час  ночи.  Одергивая  на  коленях
платье, я обнаружила бумажку, которую Филипп извлек из халата мертвеца.
   Я включила свет.
   Это оказалась телефонограмма, принятая, судя  по  бланку,  аэропортом
Орли. Адресована она была некоему Морису Кобу, пассажиру рейса 405 авиа-
компании "Эр-Франс". Принята и записана угловатым почерком стюардессы 10
июля в 18 часов 55 минут. Я не сразу высчитала, что это было в  пятницу,
двое с половиной суток назад, но, когда я это поняла, все происшедшее со
мной в течение последних двух дней всплыло в моей памяти  как  сплетение
ужасов в кошмарном сне.
   На бланке было написано:
   "Не уезжай. Если ты не сжалишься  надо  мной,  я  поеду  за  тобой  в
Вильнев. Я в таком отчаянии, что мне уже все равно."
   И подпись: "Дани".
   В графе "Отправитель" был указан мой парижский телефон.
   Дорога, освещенная луной, без конца петляла над морем. Это все, что я
помню. Не знаю, как я доехала до гостиницы "Белла Виста". Не знаю  даже,
понимала ли я, что возвращаюсь туда. Было холодно. Мне было холодно. Ду-
маю, я даже не вполне осознавала, что нахожусь на Юге. Скорее, мне каза-
лось, что я на дороге в Шалон и только что рассталась с доктором,  кото-
рый наложил мне на руку лубок, с владельцем станции  техобслуживания,  с
жандармом на мотоцикле. Сейчас я встречусь с Филиппом на набережной  Со-
ны, но теперь уже я не остановлюсь, нет, не  остановлюсь,  и  все  будет
иначе.
   И еще я думала о своем белом костюме. "Нужно обязательно забрать его!
- эта мысль не покидала меня. Я ехала и думала  об  этом  оставленном  в
гостиничном номере костюме как о чем-то таком, что поможет  мне  вернуть
утраченное равновесие: костюмэто то, что принадлежало мне до пятницы  10
июля, и, обретя его, я снова обрету себя.
   В Кассисе на пристани еще горели огни, из открытого  бара  доносились
звуки электрогитары, несколько молодых людей стали бесноваться перед мо-
ей машиной, и мне пришлось остановиться. Один из  них  перегнулся  через
дверцу и, дыша на меня табаком и вином, поцеловал прямо в губы. Потом  я
поехала вдоль пляжа с белой галькой и наконец увидела мавританские башни
гостиницы. Сквозь листья пальмы проглядывала круглая полная луна.
   Ночной портье в белом форменном костюме с золотыми галунами  дал  мне
ключ от номера. Кажется, он говорил мне что-то о лошадях, о  том,  какая
из них выиграла скачки, и я отвечала ему вполне естественным голосом.  И
только заперев на ключ дверь своей комнаты, я снова  разрыдалась.  Слезы
из моих глаз текли ручьями, и я не могла их остановить, словно это  были
не мои слезы. Я взяла с кровати жакет от костюма и крепко прижала его  к
груди. От него исходил запах духов, моих духов, которыми  я  душусь  уже
много лет, запах моего тела, но это не ободрило меня, скорее наоборот.
   Я разделась и, расстелив костюм в изножье кровати, легла  в  постель,
держа телефонограмму в правой руке. Прежде чем погасить свет, я  перечи-
тала ее несколько раз. Спустя некоторое время я снова  зажгла  ночник  и
снова прочла ее.
   Я не знаю никакого Мориса Коба. Я не посылала этой телефонограммы.  В
пятницу 10 июля в 18 часов 55 минут я находилась в квартале  Монморанси,
я как раз приступала к работе и была с Каравеями и их девочкой.  Значит,
в это время кто-то проник в мою квартиру на улице Гренель и,  воспользо-
вавшись моим телефоном и моим именем, отправил телефонограмму. Это  ясно
как день.
   На прикладе ружья, обнаруженного в "тендерберде", стоят инициалы  "М.
К.", то есть инициалы Мориса Коба. Эта связь между ружьем  и  телефоног-
раммой показывает, что труп в мою машину подсунули не случайно, как мож-
но было бы подумать, что в этот кошмар  совершенно  сознательно  ввергли
именно меня. Дани Лонго. Это тоже ясно как день.
   Не знаю, спала ли я. Время от времени подробности моей поездки, начи-
ная с Орли, врывались в мой сон так отчетливо и грубо, что  я  открывала
глаза. Белый прямоугольник карточки на конторке в гостинице "Ренессанс".
Раздраженный голос администратора: "Лонго, Даниель Мари  Виржини,  двад-
цать шесть лет, служащая рекламного агентства, разве это не вы?"  Кто-то
появляется за моей спиной в туалете станции техобслуживания. Жандарм ша-
рит по моей машине лучом фонарика и требует, чтобы я раскрыла  свою  су-
мочку. Маленькая девочка по имени Морин. Все утверждают, что видели  ме-
ня, говорили со мной, что в субботу на исходе ночи я ехала в Париж.
   Наступил рассвет. Я лежала с открытыми глазами, смотрела, как  утрен-
ний свет постепенно просачивается в мою комнату, и думала: "Нет, это  не
просто дурацкая шутка, которую сыграл со мной шофер грузовика,  случайно
встретившийся мне на дороге, это продуманный заговор  против  меня.  Бог
знает для какой гнусной цели, но кому-то необходимо было  обставить  все
так, будто в субботу на рассвете я ехала по шоссе  Макон  -  Аваллон.  И
этот "кто-то" воспользовался не только моим телефоном, но и моим  именем
и, надев так же, как я, белый костюм и темные очки, выдал себя  за  Дани
Лонго. Все, кто уверял, что видели меня, говорили правду.  Они  действи-
тельно "видели", но не меня, а другую женщину, в  другой  машине,  кото-
рая..."
   И тут я заходила в тупик.
   Я вскочила на кровати и чуть не закричала. Это безумие. Никакого  за-
говора не было и не могло быть. Как бы я себя ни утешала,  но  никто  не
смог бы, если только он не обладает даром ясновидения,  заранее  связать
меня телефонограммой с каким-то неизвестным мертвецом,  которого  потом,
почти через двое суток, где-то у черта на рогах, в сотнях километров  от
моего дома, засунут ко мне в машину. Тем  более  никто  не  мог  заранее
предложить какой-то женщине на одном из отрезков автострады. N  6  выда-
вать себя за меня, Дани Лонго, за двенадцать, а может, даже  за  пятнад-
цать часов до того, как я там появлюсь. Никто, никто в  целом  свете  не
мог знать в пятницу, в 18 часов 55 минут, да и в  субботу  на  рассвете,
что на меня найдет такое безрассудство и я как идиотка угоню машину шефа
и поэтому действительно буду катить вечером по автостраде. N 6  к  морю.
Никто. Я сама этого не знала.
   Я говорила себе: "Подожди, подожди, подумай еще, этому наверняка есть
- должно быть! - какое-то объяснение". Но его не  было.  Самое  страшное
заключалось в том - у меня голова шла кругом от ужаса, - что я  сама  не
знала, что поеду. Значит, все началось помимо меня и вообще помимо  кого
бы то ни было, ни одно человеческое существо не могло послать эту  теле-
фонограмму, не могло выдавать себя на автостраде за Дани Лонго. Остается
только думать, что еще за сутки до того, как я неожиданно для себя реши-
ла воспользоваться "тендербердом", какая-то сверхъестественная сила  ос-
тановила свой выбор на мне, подчинила меня своей воле -  и  вообще  весь
мир обезумел.
   Кто-то остановил свой выбор на мне. Подчинил своей воле. Оказался  за
моей спиной. Моя искалеченная рука болит. Болит и под  ложечкой,  в  том
месте, куда ударил меня Филипп. Это возмездие. Возмездие за моего  сына,
убитого четыре года назад, в Цюрихе, прежде чем  он  появился  на  свет.
Кто-то за пределами нашего мира неотступно и неустанно преследует  меня.
Мне снова стало казаться, будто я живу в чьем-то чужом сновидении. И мне
хочется, больше всего на свете хочется тоже  уснуть  -  или  нет,  лучше
пусть проснется тот, кому все это снится, пусть  вокруг  станет  тихо  и
мирно, пусть я умру и все забуду.
   Понедельник, 13 июля. Утро.
   Цветочки на обоях в моей комнате. Голубые с красными тычинками. Гряз-
ная повязка. Часы на правой руке тикают у самого  уха.  Из-под  простыни
торчат мои голые ноги. Я спускаю их на горячий коврик,  как  раз  на  то
место, куда падают лучи солнца. Под моим окном, в бассейне, две  светло-
волосые девушки плывут рядом, широко и бесшумно взмахивая руками. Сквозь
неподвижные листья пальм виднеются раскаленное небо и море, то самое мо-
ре, которое я мечтала увидеть. Все такое ясное, светлое.
   Я нашла на умывальнике кусочек рекламного мыла и выстирала белье, ко-
торое сняла с себя накануне. Чем пахло мыло? Теперь уже не помню. Как не
помню и того, что я в действительности пережила. Некоторые детали  вдруг
отчетливо всплывают в моей памяти, а другие улетучились. А может быть, и
эти отчетливые воспоминания - плод моей фантазии? Теперь-то я знаю,  что
безумие именно в этом и состоит, в этих подробностях - голубые  цветочки
с красными тычинками, грязная повязка, солнце среди пальм, - во множест-
ве точных деталей, которые не связаны между собой и ни к чему не  приво-
дят, кроме как к самой себе.
   Я могла бы провести в этом номере весь день, а потом еще один день, и
еще один день, не двигаясь, могла бы стирать и стирать все те же  труси-
ки, все тот же лифчик, до тех пор пока не осталось бы мыла, не истерлась
бы вся ткань, пока не исчезло бы все - и ребенок, и кровь, - и не  нужно
было бы лгать даже себе.
   Время от времени со мной разговаривала Матушка. Это она заставила ме-
ня заказать кофе в номер, она заботилась обо мне, она за меня моими  ус-
тами говорила по телефону, она словно вселилась в меня. Это она  сказала
мне: "Дани, Дани, очнись, посмотри, на кого ты похожа". Я  взглянула  на
себя в зеркало над умывальником. Я старалась прочесть,  что  кроется  за
моим взглядом, понять, что за тайна скрыта в моей голове, в  моей  душе,
тайна, которая бьется, как попавшая в сети птица.
   Потом я выпила две чашки черного кофе, приняла холодный  душ,  и  мне
стало легче. Время - лучший лекарь.  Надо  только  переждать,  подводной
лодкой залечь на дно. И тогда я снова услышу голос  Матушки.  Что-то  во
мне словно погружается в глубокий сон, и я на некоторое время успокаива-
юсь, мне становится легче.
   Я надела белый костюм, темные очки, перевязала  руку  мокрым  бинтом.
Разыскивая в сумочке гребенку, я обнаружила, что Филипп, покидая меня во
второй раз, забрал все мои деньги: и конверт, и кошелек были пусты.
   Кажется, пропажа не огорчила меня. В конце концов, его  поступок  ес-
тествен, это я могу легко объяснить. Больше того, если бы Филипп остался
со мной, я все равно отдала бы ему деньги. У него не было ни гроша, и  я
рада за него. А в остальном пусть убирается к черту.
   К тому же, поскольку до этого ни одна мысль, кроме мысли о  том,  что
мне делать-идти в полицию и во всем сознаться или же броситься в море, -
не приходила мне в голову, то кража Филиппа даже помогла  мне,  действи-
тельно помогла. Я подумала, что прежде всего мне нужно  найти  отделение
Национального банка и получить деньги по чеку. Матушка сказала: "Это ра-
зумнее, чем сидеть в номере и терзаться. Благословляю тебя".
   Я спустилась в холл, спросила у администратора, как проехать в  отде-
ление банка, и предупредила, что оставляю номер за  собой.  "Тендерберд"
был на том же месте в саду, где я его поставила, раскаленный от  солнца.
Я обругала себя за то, что не отвела его в тень, но, сев за руль, не по-
чувствовала запаха, которого так боялась. Я изо всех  сил  старалась  не
думать о том, во что должен превратиться в  такую  жару  труп  человека,
убитого чуть ли не трое суток назад. Я привыкла  подавлять  свои  мысли.
Сколько я себя помню, мне всегда приходилось бороться  против  какой-ни-
будь ужасной картины, которую рисовало  мое  воображение.  Моя  рыдающая
мать, которой обривают голову за несколько минут до того, как она выбро-
силась на улицу с третьего этажа; ее распростертое на тротуаре тело. Или
отец, кричащий под вагоном внезапно тронувшегося товарного состава. И  я
твержу себе: хватит, остановись, дуреха,  но,  в  общемто,  разве  можно
что-нибудь забыть?
   Всюду солнце. Я поставила машину на  теневой  стороне  главной  улицы
Кассиса, которая вела на пристань. Опустила  верх  машины,  чтобы  ветер
развеял дурной запах и мои страшные сновидения. В банке, куда  я  вошла,
было чисто и покойно. Мне сказали, что я могу получить со своего парижс-
кого счета семьсот пятьдесят франков, но так как  я  уже  потратилась  в
Фонтенбло, то взяла всего пятьсот. Матушка сказала мне: "Возьми все, что
можно, эти деньги пропадут, беги за границу, исчезни". Но я ее не послу-
шалась.
   Ожидая, когда мне выдадут деньги, я увидела большую дорожную карту на
стене и вспомнила одну фразу в  телефонограмме:  "Я  поеду  за  тобой  в
Вильнев". Я посмотрела, нет ли Вильнева в районе автострад N 6  и  N  7,
между Парижем и Марселем. Их оказалось  столько,  что  поначалу  у  меня
опустились руки: Вильнев-Сен-Жорж,  Вильнев-ла-Гийар,  Вильнев-сюр-Ионн,
Вильнев-л'Аршевек, Вильневлез-Авиньон и много еще других городков с этим
названием, не считая, конечно, деревушек, которые не помечены на карте.
   Я взяла на заметку Вильнев-ла-Гийар, который неподалеку от Фонтенбло,
где я в последний раз открывала багажник и видела, что он пуст, а  также
Вильнев-сюр-Ионн, около Жуаньи, где я встретилась с похитителем  фиалок.
Но скорее всего, оба эти городка не имеют никакого отношения к моей  ис-
тории. Матушка сказала: "Совершенно никакого, если вспомнить  телефоног-
рамму.  Она  была  адресована  пассажиру  самолета.  Кто  же  полетит  в
Вильнев-ла-Гийар, который в пяти сантиметрах от Парижа, можешь сама  из-
мерить".
   Я получила деньги, спрятала их в сумочку и спросила, есть ли в Касси-
се агентство путешествий. Оказалось, есть: в соседнем доме,  всего  лишь
выйти из одной двери и войти в  следующую.  Это  я  приняла  за  хорошее
предзнаменование, тем более что на объявлениях, почти одинаковых,  выве-
шенных на двери банка и агентства, я прочла, что сегодня, в  понедельник
13 июля, они работают до двенадцати часов. Бог дал мне возможность полу-
чить деньги, и у меня оставался еще целый час.  Матушка  спросила:  "Для
чего?" Я и сама хорошенько не знала. Может, просто чтобы двигаться, что-
бы сделать еще что-то, свойственное живому  существу,  чтобы  побыть  на
свободе до того, как в моей машине обнаружат труп и меня схватят, бросят
в темную камеру, где я буду сидеть скрючившись, обхватив голову  руками,
как младенец во чреве матери, как в те времена, когда меня носила в сво-
ем теле Рената Кастеллани, по мужу Лонго, родом из Сан-Аполлинаре,  про-
винция Фрозиноне.
   Я попросила  дать  мне  расписание  рейсов  "Эр-Франс"  и,  выйдя  из
агентства, принялась изучать его, стоя на залитом  солнце  тротуаре,  по
которому толпой шли на пляж курортники. Указанный в телеграмме рейс 405,
обслуживаемый "каравеллами", был прямой рейс Париж - Марсель,  вылет  из
Орли по пятницам (кроме праздников) в 19.45, прибытие в  Марсель  (аэро-
порт Мариньян) в 20.55. Я сразу же подумала: "Вильнев,  который  я  ищу,
должен быть Вильнев - лезАвиньон, так как другого, южнее, на карте нет".
В то же время в моей памяти зашевелилось что-то неприятное, я  никак  не
могла определить что именно, вытащить это на поверхность, но оно  трево-
жило меня.
   Я поискала глазами "тендерберд", он стоял у противоположного  тротуа-
ра. Вдруг мне вспомнилась карточка на конторке в гостинице "Ренессанс" в
Шалоне, и я поняла, что меня тревожит. Ведь именно  в  "Ренессансе"  мне
сказали, что, когда я якобы останавливалась у них в первый раз, я  ехала
из Авиньона. Я им ответила, что это чепуха. "Вот видишь, -  сказала  мне
Матушка, - все специально подстроено, чтобы погубить тебя,  все  предус-
мотрено заранее. И если теперь в твоем багажнике обнаружат труп, кто  же
тебе поверит, что ты ни при чем? Умоляю тебя, беги, беги куда глаза гля-
дят и никогда не возвращайся". Но я опять не послушалась ее.
   Я пошла на пристань. Накануне, когда я спрашивала дорогу в  гостиницу
"Белла Виста", я заметила в конце набережной почтовое отделение. Сейчас,
проходя мимо, я вспомнила, как здесь же, но  только  несколькими  часами
позже, какой-то подвыпивший молодой человек чмокнул меня в губы,  и  не-
вольно обтерла рот забинтованной рукой. Я ответила Матушке: "Не  волнуй-
ся, подожди, я еще не начала защищаться. Я совсем одна, это  правда,  но
ведь я всегда была одинока, и пусть даже весь мир ополчится против меня,
он меня не одолеет". Одним словом, я собиралась с силами.
   На почте было темно, особенно после яркого солнца  на  улице,  и  мне
пришлось сменить очки. Я увидела прикрепленные к конторке несколько  те-
лефонных справочников всех департаментов. Я раскрыла справочник  абонен-
тов департамента Воклтоз. Некий  Морис  Коб  действительно  проживает  в
Вильневе-лез-Авиньон.
   В глубине души я, видимо, на это не рассчитывала:  сердце  мое  гулко
застучало. Не могу объяснить, что я почувствовала в этот момент. Это бы-
ло напечатано, это было нечто отрезвляюще  холодное,  реальное,  гораздо
более реальное, чем телефонограмма, переданная  из  моей  квартиры,  чем
труп, запертый в багажнике машины. Любой человек - и не только в послед-
ние два дня, но и за много месяцев до этого - мог раскрыть толстую теле-
фонную книгу и прочитать эту фамилию и этот адрес. Да, и я  не  в  силах
ничего объяснить.
   В книге значилось: "Морис Коб, инженер-строитель, вилла Сен-Жан, шос-
се Аббей".
   И опять во мне зашевелилось какое-то воспоминание или Бог  его  знает
что, зашевелилось, пытаясь добраться до моего сознания.  Вилла  Сен-Жан.
Шоссе Аббей. Инженер-строитель. Вильнев-лезАвиньон. Нет, ничто не  вызы-
вало во мне никаких ассоциаций, это смутное воспоминание рассеялось, и у
меня вообще уже не было уверенности, что оно появлялось.
   Я раскрыла еще один справочник, департамента Ионна. Там я прочла, что
в Жуаньи есть несколько бистро, но на автостраде N 6-только одно: "Вете-
ран дороги", ее владелец - Т. Поззон. Это, должно быть, то самое бистро,
где я останавливалась и где водитель грузовика похитил у меня фиалки.  Я
запомнила номер телефона: 5-40 - пять сорок - и вышла на улицу.
   Когда я вернулась к машине, солнце было уже высоко и тень  прикрывала
ее только наполовину, но я даже не успела встревожиться по этому поводу.
Перед машиной стояли два жандарма в форме цвета хаки.
   Я увидела их в последнюю минуту, когда уже чуть не наткнулась на них.
Я всегда хожу глядя в землю - из страха,  что  не  замечу  какого-нибудь
слона и споткнусь о него. До восемнадцати лет у меня не было очков с та-
кими хорошими стеклами, как сейчас, и я то и дело летала вверх тормашка-
ми, за что меня и прозвали "камикадзе". И особенно часто я  сталкивалась
- о, этот кошмар преследует меня до сих пор! -  с  какой-нибудь  большой
детской коляской, оставленной у подъезда дома. Однажды потребовались три
человека, чтобы вытащить меня из-под нее.
   И вот, подняв глаза и увидев - удар, от которого можно  грохнуться  в
обморок, - около "тендерберда" двоих жандармов, я чуть было не бросилась
наутек. Матушка сказала мне: "Да ты что! Не останавливайся, не гляди  на
них, пройди мимо". Но я все же остановилась.
   - Это ваша машина? Я сказала "да". Вернее, попыталась это сказать, но
не смогла издать ни звука. Оба жандарма были высокого роста, и тот,  ко-
торый выглядел помоложе, как и я, носил темные очки. Он-то  и  заговорил
первым. Попросил меня предъявить документы. Я обошла машину, чтобы  дос-
тать их из ящичка для перчаток, а в это время  жандармы,  не  говоря  ни
слова, направилась к багажнику. Матушка сказала мне: "Ну что же ты  сто-
ишь как чурбан, вот теперь нужно удирать, спасайся, беги  скорей,  делай
же что-нибудь". Я подошла к жандармам и протянула  тому,  что  помоложе,
конверт с документами на машину. Он взял  их,  взглянул  на  технический
паспорт и сказал:
   - Водительские права, пожалуйста.
   Я вынула их из своей сумочки и  дала  ему.  Он  посмотрел  их,  снова
взглянул на технический паспорт и спросил:
   - Что значит МРК?
   - МРК?
   С некоторым раздражением он усталым жестом сунул мне технический пас-
порт под нос. В графе "Имя владельца" значилось: "Общество МРК",  это  я
прочла еще в Орли. Но я не знала, что означают эти буквы.
   Сглотнув слюну, я сказала:
   - Рекламное агентство.
   - А поточнее? Я ответила наобум:
   - "Международное рекламное агентство Каравея".
   - Кто такой Каравей?
   - Основатель агентства. Но теперь оно принадлежит мне. Вернее, я  уп-
равляю им, ясно?
   Он пожал плечами и ответил:
   - Мне ясно главным образом то, что прямо перед  вашей  машиной  висит
знак, запрещающий стоянку. Вы давно в Кассисе?
   - Я приехала вчера вечером.
   - В следующий раз будьте внимательнее. Эта улица и без того достаточ-
но узкая, и если все будут следовать вашему примеру...
   И тут уж он как пошел, как пошел... А я наконец-то смогла вздохнуть с
облегчением. Жандарм вернул мне документы, снял фуражку, чтобы  вытереть
платком пот со лба, и, переглянувшись со своим напарником, сказал мне:
   - Вы думаете, если вы красивая девушка и у вас такая огромная машина,
то вам все дозволено. Вот так-то...
   И тут у меня на глазах чуть не случилось то, чего  я  боялась  больше
всего на свете: второй жандарм, постарше, который за все это время так и
не произнес ни слова, а только с легкой усмешкой  внимательно  слушал  и
машинально водил большим пальцем по замку багажника, вдруг нажал на  ме-
таллическую кнопку. И кнопка подалась под его  рукой!  Прошлой  ночью  я
возвращалась из Марселя как сомнамбула и  забыла  запереть  багажник  на
ключ. В Марселе я открывала его по просьбе Филиппа. И замок так и остал-
ся незапертым.
   На моих глазах большой палец жандарма надавил на кнопку, оторвался от
нее и снова надавил, уже сильнее. Я услышала, как щелкнул замок, и  пос-
пешно прижала крышку багажника правой рукой. Вероятно, слишком поспешно,
потому что жандарм в темных очках вдруг в недоумении замолк. Он  посмот-
рел на багажник, потом на меня и, несмотря на темные стекла своих очков,
наверняка заметил, как я побелела. Он спросил меня:
   - Вам нехорошо? Я кивнула. Я безнадежно пыталась что-нибудь  сказать,
чтобы отвлечь его внимание от машины, на которую он снова посмотрел,  но
не могла ничего придумать. Второй жандарм  тоже  смотрел  на  мою  руку,
словно прилипшую к крышке багажника. Я убрала  ее.  После  нескончаемого
молчания тот, что помоложе, наконец сказал, уже уходя:
   - Ничего, держитесь. А в следующий раз ставьте машину на стоянку.
   Он притронулся указательным пальцем к фуражке, и оба они, не оборачи-
ваясь, пошли по тротуару к пристани. Дрожащими руками я отыскала  в  су-
мочке ключи. Заперла багажник. Затем, сев за руль, застыла на  несколько
минут, уставившись неподвижным взглядом в пространство, и  только  потом
нашла в себе силы тронуться с места. Меня трясло. Я очень чувствительная
психопатка.
   В номере гостиницы "Белла Виста" жужжал  вентилятор,  не  принося  ни
капли прохлады, в лучах солнца плясали пылинки. Я закрыла ставни, разде-
лась и легла на застланную постель, поставив телефон рядом с собой.
   Я попросила телефонистку заказать мне два номера: 5-40 в Жуаньи и до-
машний телефон одного художника из агентства, некоего  Бернара  Тора,  с
которым я была дружна и который несколько раз сопровождал шефа в  Женеву
на встречу с представителями фирмы Милкаби. Он  должен  знать,  в  какой
гостинице обычно останавливается Каравей. Я  позвоню  Аните,  признаюсь,
что уехала на ее машине, и скажу, что мне нужны ее свидетельские показа-
ния, чтобы вызволить меня из беды. Анита мне поможет.
   Бистро в Жуаньи мне дали первым, так удачно, почти сразу же. Я попро-
сила к телефону хозяина. Он не сразу припомнил меня. Белый костюм, свет-
лые волосы, темные очки, американская машина - нет, это ему ни о чем  не
говорит. Но когда я сказала, что  какой-то  шофер  грузовика  с  ослепи-
тельной улыбкой настоял, что он заплатит за меня, хозяин вспомнил его:
   - Высокий брюнет, что ездит на "сомюа"? Еще бы я  его  не  знал!  Это
Жан, Жан с "сомюа". Он проезжает здесь каждую неделю.
   - Простите, Жан, а как дальше? Я не расслышала.
   - "Сомюа - это марка грузовика, который он водит. А фамилии его я  не
знаю. Он марселец, и его все называют Рекламной Улыбкой.
   Как смешно, ведь и я прозвала его так же. Я рассмеялась. Я  была  до-
вольна. Наконец я нащупала какую-то нить, и мне уже  казалось,  что  все
мои неприятности, как по волшебству, скоро рассеются.
   - Вы говорите, он марселец? Вы не знаете, сейчас он в Марселе? Где бы
я могла найти его?
   - Вы слишком много хотите от меня. Я знаю только, что  в  субботу  он
ехал на Юг. Но где он сейчас, понятия не имею. Если хотите, я  могу  ему
передать что нужно, когда он будет возвращаться.
   Я ответила, что тогда будет слишком поздно, мне необходимо  разыскать
его немедленно. "Ах, вот как! - воскликнул хозяин,  а  потом  так  долго
молчал, что я даже подумала, не повесил ли он трубку. Но нет.  Он  вдруг
сказал мне:
   - Подождите, мадемуазель, я кое-что придумал. Одну минутку.
   Теперь я слышала в трубке гул голосов, стук посуды. Я пыталась  восс-
тановить в памяти это бистро, в котором была два дня назад. Длинная  де-
ревянная стойка,  фотографии  разбитых  грузовиков,  трехцветная  афиша,
объявляющая о гулянье 14 июля. Я представила себе закусывающих  шоферов,
красные круги на клеенке - следы от стаканов с вином.  И  сама  внезапно
почувствовала сильный голод и жажду. Со вчерашнего дня я  выпила  только
две чашки кофе. В трубке раздался чей-то голос:
   - Алло! Кто у телефона?
   - Меня зовут Лонго, Даниель Лонго. Я сказала мсье,  который  со  мной
разговаривал...
   - Что вы хотите от Рекламной Улыбки? Мой новый собеседник тоже  гово-
рил с южным акцентом, както присвистывая, и голос его звучал недовольно,
видно из-за того, что его оторвали от обеда. Я снова изложила все с  са-
мого начала, беспрерывно повторяя  "простите,  мсье",  "сами  понимаете,
мсье".
   В ответ он сказал:
   - Рекламная Улыбка - мой товарищ по работе. Поэтому я хочу  знать,  с
кем имею дело. Если вы в него втюрились, это одно, но если речь  идет  о
чем-то еще - в конце концов, откуда мне знать, что там у вас на  уме,  -
то я не хочу подводить друга. Вы понимаете меня? Вот станьте на мое мес-
то...
   В общем, как завелся... Я думала, у меня будет нервный  припадок.  Но
все же, когда мне удалось вставить слово, я сумела сохранить все тот  же
смиренный тон. Я сказала, что он угадал, я  действительно  хотела  пови-
даться с его другом, потому что он назначил мне свидание, но я не  приш-
ла, а теперь, конечно же, сожалею об этом, - одним словом, да,  он  уга-
дал. И тут он выказал такую деликатность, от которой  растаяли  бы  даже
камни, а если учесть, сколько стоит  минута  телефонного  разговора,  то
проявил просто истинное мастерство.
   - Ладно, я не настаиваю. Коли это любовное дело, я молчу.
   Уж во всяком случае, не я буду лишать приятеля удовольствия.
   Но вы обязательно скажите ему, что я вас свел только потому, что  вам
невтерпеж, а то он еще сочтет меня трепачом.
   Вот зануда! В конце концов он все же сообщил, что его друга зовут Жан
Ле Гевен, что живет он в Марселе, в квартале СентМарт, - точного  адреса
он не знает, но я могу позвонить  нанимателю  Рекламной  Улыбки:  ф-ирма
Гарбаджо, бульвар Дам, телефон Кольбер 09-10. У  меня  ушло  бы  слишком
много времени, чтобы записать все это правой рукой, и  я  попросила  его
повторить, чтобы запомнить.
   Прежде чем повесить трубку, он еще целую вечность бубнил:
   - Да, заодно передайте ему, чтобы, когда поедет обратно, забрал четы-
ре тонны на улице Лувра. Скажите, что это я  ему  передал.  Сардина.  Он
поймет. Четыре тонны груза. На улице Лувра. Ну, валяйте, желаю удачи.
   Телефонистка на коммутаторе гостиницы ответила мне, что Париж еще  не
дали. Я попросила соединить меня с номером Кольбер 09-10, а также подать
мне обед в номер. Контору Гарбаджо мне дали сразу.
   - Ле Гевена? - спросил женский голос. - Вам не повезло,  дорогая,  он
уже уехал! Подождите-ка, он должен был грузиться  у  причала.  Позвоните
Кольбер 22-18, может, еще застанете его. Но знаете, сегодня  вечером  он
должен забрать свежие овощи в Пон-Сент-Эспри. Так что едва ли он там за-
держится.
   - Вы хотите сказать, что он едет в Париж? На своем грузовике?
   - А вы полагаете, что он отправится туда поездом?
   - Разве он работает четырнадцатого июля?
   - Да вы что, мадам, судя по вашему парижскому выговору, не  мне  вам,
конечно, объяснять, но парижане едят каждый  день.  Даже  четырнадцатого
июля!
   Я попросила дать мне Кольбер 22-18. В тот момент, когда меня соедини-
ли, я услышала стук в дверь. Прежде чем пойти открыть ее, я  спросила  в
трубку, нельзя ли мне поговорить с Жаном Ле Гевеном.
   Мне просто ответили: "Пожалуйста", - и он сразу же подошел к  телефо-
ну. Я ожидала, что его долго будут искать, и от неожиданности даже  оне-
мела.
   - Да? Алло? Алло! - кричал он в трубку.
   - Это Жан Ле Гевен?
   - Да, это я.
   - Здравствуйте, я... мы с вами встретились в субботу, помните, в  Ру-
аньи, после обеда? Белая машина, букетик фиалок?
   - Да вы шутите...
   - Нет, я серьезно. Помните?
   Он рассмеялся. Я узнала его смех, перед моими глазами всплыло - очень
четко - его лицо. В дверь снова постучали. Он сказал:
   - Вы знаете, а фиалки-то завяли, придется мне купить вам другой буке-
тик. Где вы сейчас?
   - В Кассисе. Я вам звоню не из-за  букетика  -  вернее,  нет,  именно
из-за него. Я... подождите минуточку, прошу вас.  Вы  можете  подождать?
Только не вешайте трубку.
   Он снова рассмеялся и сказал, что подождет. Я  соскочила  с  кровати,
подошла к двери и спросила, кто там. Мужской голос ответил, что это офи-
циант, принес обед. Поскольку я была в одних трусиках, я побежала в ван-
ную, схватила полотенце, обернулась им и опять подошла к двери.  Приотк-
рыв ее, я взяла поднос, сказала "спасибо, большое спасибо" и тут же зах-
лопнула дверь. Когда я снова взяла трубку, Рекламная Улыбка  еще  был  у
телефона. Я сказала:
   - Извините меня. Я в гостинице, у себя в номере. Ко мне  постучались,

 

 Назад 4 5 6 7 8 · 9 · 10 11 12 13 14 Далее 

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz