Дама в автомобиле в очках и с ружьем | |
ку. Себе он взял трех королей. Она сказала, что так, конечно, выиграть
легко и теперь сдавать будет она. Однако он все-таки опять выиграл. Она
сняла свои очки и надела их ему, придерживая за дужки, чтобы они не
сползли на нос. Он сказал, что в очках все получается какое-то сломан-
ное, ему это не нравится. Она дала мальчику вместо очков пятьдесят сан-
тимов.
- А теперь доешь свой бутерброд.
Он куснул два раза, не сводя с Дани внимательных глаз. Потом спросил:
- А кто этот мсье у тебя в машине? Она невольно оглянулась на заднее
сиденье.
- Здесь же никого нет.
- Нет, есть. Там, куда кладут чемоданы. Ты же знаешь.
Она рассмеялась, но сердце у нее дрогнуло.
- Какой мсье?
- Который спит.
- Что ты выдумываешь? Мальчик ответил не сразу. Откинув голову на
спинку сиденья, он жевал свой бутерброд и меланхолично смотрел вперед
сквозь ветровое стекло. Потом вздохнул и сказал:
- По-моему, он спит.
ОЧКИ
Матушка.
Однажды вечером, в Рубе, я посмотрела на ее морщинистое лицо сквозь
фужер, наполненный эльзасским вином. Мы сидели в кафе, неподалеку от
вокзала. Слышались гудки паровозов.
Убейте меня.
Цюрих, восьмое октября. Скоро восьмое октября наступит уже четвертый
раз. И снова поезда. И снова комнаты в гостиницах. И много света!
Как это мы напевали, когда я была маленькая? "Светлы мои волосы, тем-
ны мои глаза, черна моя душа, холоден ствол моего ружья". Господи, что я
несу.
Со вчерашнего дня я видела столько кипарисов. Прованссплошное кладби-
ще. Покончив счеты со всем, я буду покоиться здесь, вдали от мирской су-
еты.
Гостиница "Белла Виста", недалеко от Кассиса. На одной из улочек кап-
ля воды упала мне на лицо. Автобусная станция в Марселе. Высокие кре-
постные стены с бойницами в Вильневе. Боже, как я металась, чтобы найти
только самое себя.
Стекла моих очков, и без того темные, запотели, и я, когда открыла
багажник, ничего не увидела. Вечернее солнце, лучи которого стелились
вдоль эспланады, светило мне прямо в лицо, и внутри багажника, куда свет
не попадал, было темно, как в пропасти. Чудовищный запах ударил мне в
нос.
Я вернулась к мальчику по имени Титу, попросила его дать мне мою сум-
ку и переменила очки. Я твердо держалась на ногах, и если у меня и дро-
жали руки, то самую малость. Я ни о чем не думала. Мой мозг словно пара-
лизовало.
Я снова открыла багажник. Мужчина был завернут в ковер, он лежал с
подогнутыми коленями, босой. Голова высовывалась из пушистой красной
ткани ковра, притиснутая к стене багажника в профиль ко мне. Я увидела
его открытый глаз, гладкие волосы, поседевшие на виске, почти прозрачную
кожу лица, натянувшуюся на выпирающей скуле. Он казался лет сорока, а
может, и нет - его возраст невозможно было определить. Я тщетно пыталась
не дышать и все равно задыхалась. Забинтованной рукой я откинула угол
ковра, чтобы получше рассмотреть труп. На нем было что-то вроде халата,
шелковое и светлое, то ли голубое, то ли зеленоватое, с распахнутым сто-
ячим воротником более темного цвета, из-под которого виднелась мертвен-
но-белая шея. Две ужасные дырки между сосками так отчетливо выделялись
на теле, словно были нанесены киркой, а кровь, вытекшая из ран, черной
коркой покрыла верхнюю часть тела до самого горла.
Я захлопнула крышку багажника, ноги у меня подкосились, и я рухнула
на нее. Я помню, что пыталась встать, старалась перебороть себя, даже
ощущала щекой и правой рукой раскаленный солнцем кузов машины. Потом до
моего сознания дошло, что маленький мальчик Титу стоит рядом, что он на-
пуган, и я хотела сказать ему: "Подожди, подожди, ничего страшного не
случилось", - но не смогла выдавить из себя ни слова.
Он плакал. Я слышала, как он плачет, и слышала громкий смех, доносив-
шийся издали, с пляжа. Девушки в бикини носились друг за дружкой по эсп-
ланаде. Никто не обращал на нас внимания.
- Не плачь. Все прошло, смотри.
Его карты рассыпались по песку. Стараясь удержать рыдания, он обхва-
тил ручонками мои колени и уткнулся носом мне в юбку. Я нагнулась и, ус-
покаивая, несколько раз поцеловала его в волосики.
- Видишь, уже все в порядке. Я просто споткнулась, у меня соскочила
туфля.
Из закрытого багажника он едва ли мог чувствовать запах, который у
меня все еще вызывал тошноту. Но на всякий случай я отвела мальчика к
передней дверце. Он потребовал свои карты и монету в пятьдесят сантимов,
которую я ему дала перед этим. Я подобрала их с земли. Когда я снова по-
дошла к нему, он на крыле машины пальцем рисовал какие-то кружочки. Мне
он объяснил, что это морские ежи.
Я села на край тротуара, чтобы не наклоняться к нему, притянула его к
себе и спросила, как он смог увидеть, что находится в багажнике. Я гово-
рила очень тихо, ласково и почти шепотом. Наверное, он лучше слышал уда-
ры моего сердца, чем мои слова.
- Ты ведь не мог сам открыть багажник? Кто его открыл?
- Другой мсье, - ответил Титу.
- Какой другой?
- Другой.
- Тот, который вел мою машину?
- Не знаю.
- И вы вместе смотрели туда?
- Нет, я был там, за этой машиной.
Он показал на желтый "дофин", стоявший рядом с "тендербердом".
- Давно это было?
- Не знаю.
- После этого ты ходил к своей маме? Мальчик подумал. Рукой я стерла
следы слез на его щеках.
- Да. Два раза.
- А тот мсье, который открывал багажник, - он не видел, что ты смот-
ришь?
- Видел. Он мне сказал: "Убирайся!"
Я была немного удивлена этим ответом, так как ожидала совершенно дру-
гого, потом вдруг, несмотря на жару, у меня пробежал мороз по коже. Я
поняла, что Филипп в Кассисе, что он следит за нами.
- Он тебя видел, ты уверен?
- Он мне сказал: "Убирайся!"
- Послушай меня. Как выглядел этот мсье? У него был галстук? Волосы у
него черные?
- У него был черный галстук. И чемодан.
- Куда он ушел? Мальчик снова задумался. Он по-взрослому пожал плеча-
ми и неопределенно махнул рукой то ли в сторону пристани, то ли городка,
то ли еще куда-то.
- Идем, тебе пора к маме.
- А завтра ты придешь сюда?
- Непременно.
Я отряхнула юбку и, взяв мальчика за руку, повела его по эспланаде.
Он показал мне свою маму, она была самая молоденькая в группе женщин,
лежавших в купальных костюмах на пляже. У нее были светлые волосы и
очень загорелая кожа, я слышала, как она смеется со своими приятельница-
ми. Вокруг них валялись журналы и стояли флаконы с кремом для загара.
Увидев сына, она приподнялась на локте и позвала его. Я поцеловала Титу
и помогла ему спуститься по ступенькам на пляж. Когда он подбежал к ма-
тери, я ушла. У меня было такое чувство, что мои ноги стали негнущимися,
как у манекенов в витринах магазинов.
Я не хотела возвращаться в машину, к этому человеку с пробитой
грудью. Я понимала: единственное разумное, что я могу сделать, - это
пойти в полицейский участок. И уж во всяком случае нужно поскорее уб-
раться с пляжа. Я рассуждала так: "Если Филипп знает, что маленький Титу
видел в багажнике человека, он, должно быть, обеспокоен этим и сейчас
бродит где-то поблизости, чтобы следить за мальчиком. Возможно, он еще
здесь и следит за мной. Ну что ж, тогда я заставлю его выйти из засады".
И в то же время я понимала всю нелепость своих рассуждении. Ведь если
он, Филипп, засунул труп в машину, которую считал моей, то ему уже пле-
вать на то, что потом буду рассказывать я. И тем более ему наплевать на
свидетельские показания пятилетнего ребенка.
Я шагала по пристани, среди равнодушной толпы, и мое сердце замирало
каждый раз, когда кто-нибудь случайно толкал меня. Потом я бродила по
пустынным улочкам, откуда солнце давно уже ушло, и мне было холодно. В
окнах сушилось белье. Я остановилась, чтобы посмотреть назад, и на лоб
мне упала капля воды - я вздрогнула всем телом и чуть не закричала. Од-
нако сомневаться не приходилось: за мной никто не шел.
Потом я спросила, как пройти к полицейскому участку. Он находился на
маленькой площади, обсаженной платанами. Я издали посмотрела на здание,
на пороге которого стояли два полицейских и курили. Мне казалось, что я
насквозь пропитана омерзительным, тошнотворным запахом, исходившим от
неизвестного мертвого мужчины, который лежал в "тендерберде". У меня не
хватило смелости подойти к полицейским. Что я могла им сказать? "Я угна-
ла машину своего хозяина, затем молодой человек, о котором я ничего не
знаю, украл ее у меня, а потом я нашла ее здесь с трупом в багажнике. Я
ничего не могу вам объяснить, но я невиновна". Кто же мне поверит?
В пиццерии напротив полицейского участка, сидя у окна на втором эта-
же, я дожидалась темноты. Я надеялась немного прийти в себя, попытаться
представить, что же могло произойти за те два часа, пока машина была у
Филиппа. Скорее всего, случилось что-то непредвиденное, неожиданное, по-
тому что, когда он уходил от меня, его взгляд не выражал ни малейшей
тревоги. В этом я уверена. Почти уверена. А впрочем, совсем не уверена.
Я заказала коньяку, но, когда поднесла рюмку к губам, мне стало нехо-
рошо, и я его не выпила.
Если я сейчас перейду площадь, на которую я смотрю через окно, и вой-
ду в полицейский участок, то меня уже не выпустят оттуда до конца
следствия, а оно может продлиться много дней или даже недель. Перед гла-
зами у меня одна за другой возникали картины: меня отвозят в марсельскую
тюрьму, меня раздевают, на меня напяливают серый халат, какие носят на-
ходящиеся в предварительном заключении, мне мажут пальцы правой руки
чернилами, меня бросают в темную камеру. Начнут ворошить мое прошлое,
выволокут из него на свет всего лишь один мой скверный поступок, такой
же, какой наверняка лежит на совести многих женщин, но этого будет дос-
таточно, чтобы очернить и моих знакомых, и человека, которого я люблю.
Нет, я туда не пойду.
Кажется, больше всего сил я потратила на то, чтобы убедить себя, что
все случившееся со мной - неправда. Или, в крайнем случае, что сейчас
вдруг что-то произойдет и этот кошмар кончится.
Я вспомнила один вечер в Рубе после сдачи устных экзаменов на аттес-
тат зрелости. Результаты вывесили очень поздно. Я несколько раз просмот-
рела списки, но своей фамилии не нашла. Я долго бродила по улицам, на
лице моем было написано полное отчаяние, но в душе я лелеяла безумную
надежду: произошла ошибка, справедливость будет восстановлена. Шел уже
одиннадцатый час, когда я заявилась к Матушке, в аптеку ее брата. Она
дала мне вволю выплакаться, а потом сказала: "Пойдем посмотрим списки
вместе, я вижу лучше тебя". И вот, в пустынном дворе лицея, в полной
темноте, мы, зажигая спичку за спичкой, принялись снова перечитывать
список в поисках моей фамилии, убежденные, что она должна там быть, что
в конце концов она там обнаружится. И она обнаружилась, даже с хорошей
отметкой.
Именно в тот вечер, в ресторане напротив вокзала, после ужина с
эльзасским вином "в честь такого события", я дала Матушке обещание: ког-
да ее не станет, советоваться с ней как с живой. И я всегда держала это
обещание, нарушив его только один раз, четыре года назад, во время по-
ездки в Цюрих, потому что мне было стыдно и я бы опротивела себе еще
больше, если б усыпляла себя воспоминаниями о Матушке.
Сидя у окна в пиццерии, я думала о ней, (Цюрихе, думала о сыне того
человека, которого люблю, и, конечно, о малыше Титу, и все это смешива-
лось в одну кучу, и я видела дочку Аниты, и даже девочку со станции те-
хобслуживания в Аваллоне-Два-заката. Как же ее зовут, ведь ее отец гово-
рил мне... И я подумала, что все дети, встретившиеся на моем пути, их
взгляды, их игрушки - лысая кукла, колода карт - предвестники чудовищной
кары, которая меня ждет.
Женщина, что приносила мне коньяк, стала около моего столика. Навер-
ное, я заметила ее не сразу. Терпеливо, видимо, уже повторяя свои слова,
которые доносились до меня даже не издали, а просто из иного мира, она
спросила:
- Простите, вы мадемуазель Лонго?
- Да.
- Вас просят к телефону.
- Меня?
- Вы мадемуазель Лонго? Казалось, меня уже ничем не удивить, но, как
это ни странно, я все же удивилась. Я встала и направилась вслед за жен-
щиной. Только когда мы проходили через зал, я вдруг увидела помещение,
где просидела больше часа: скатерти в красную клетку, полным-полно посе-
тителей, запах горячего теста и майорана. Телефонная будка находилась на
первом этаже, рядом с плитой, где готовили пищу, и воздух в ней был гне-
тущий, сухой.
Его голос показался мне немного другим, но это был он.
- Ты еще долго будешь так сидеть, Дани? Мне уже осточертело, я сейчас
на все плюну. Дани! Ты меня слышишь?
- Да.
- Дани, можно договориться.
- Ты где?
- Недалеко.
- Ты видел меня, когда я вошла сюда?
- Да.
- Филипп, пожалуйста, скажи, где ты? Он не ответил. Я слышала в труб-
ке его дыхание. Я поняла, что он боится, тоже боится. Наконец он загово-
рил каким-то свистящим голосом, от которого задребезжала мембрана.
- Откуда ты знаешь мое имя?
- Сегодня утром я заглянула в твой бумажник.
- Зачем?
- Чтобы знать.
- Ну и что же ты знаешь? Теперь не ответила я.
- Дани, послушай, если ты точно выполнишь то, что я тебе скажу, мы
можем где-нибудь встретиться.
- А если нет?
- Тогда я немедленно отправляюсь в участок, который ты видишь напро-
тив. Ты меня слышишь?
- Слышу. Но не понимаю.
Снова молчание.
- Филипп?
- Не называй меня по имени.
- Где ты хочешь встретиться?
- В конце пристани есть дорога, которая ведет в бухту ПорМиу. Если не
знаешь, спроси. Так вот, километрах в двух-трех от этого городка ты уви-
дишь гостиницу "Белла Виста". Там для тебя заказана комната.
- Для меня?
- Я звонил туда. Я бы предпочел комнату здесь, в Кассисе, но нет ни
одной свободной. Поезжай туда на машине.
- Я не хочу больше садиться в эту машину.
- А я хочу, чтобы ты угнала ее отсюда и чтобы тебя видели в ней. В
гостинице переоденешься, снимешь свой костюм. Я позвоню туда через двад-
цать минут, убедиться, что ты уже там. И тогда встретимся.
- Где?
- Сначала поезжай туда. И учти, Дани: не пытайся надуть меня, твое
положение гораздо опаснее моего.
- Ты так думаешь?
- О да. И не забудь: сними этот костюм, переоденься.
- Я не буду ничего этого делать.
- Как хочешь. Значит, я звоню через двадцать минут. А нет, тем хуже
для тебя.
- Но почему бы нам не встретиться здесь сейчас?
- Ты ведь хочешь, чтобы мы встретились? В таком случае условия ставлю
я, а не ты.
- И все-таки я ничего не понимаю.
- Тем лучше.
Он повесил трубку. Я тоже, дрожащей рукой.
Было уже совсем темно, когда я села в "тендерберд". За моей спиной по
краям огромной площади светились ярмарочные балаганы. Сквозь звуки венс-
кого вальса из тира доносились выстрелы. Дальше высилась эстрада для ор-
кестра, украшенная к завтрашнему вечеру гирляндами лампочек.
Я медленно ехала мимо пристани. По шоссе, вдоль которого тянулись
террасы кафе, вдыхая запах моря и аниса, текла беспечная толпа, которая
неохотно расступалась передо мной. Я спросила дорогу. За городком шоссе
круто поднималось, потом проходило вдоль новых домов, где на балконах
ужинали люди, а дальше шло над освещенным луной пустынным пляжем из бе-
лой гальки.
Гостиница "Белла Виста" с башнями в мавританском стиле возвышалась на
скалистом мысу, среди пиний и пальм. Здесь было очень многолюдно и очень
светло. Я поставила "тендерберд" у въезда в парк, отдала чемодан портье
с золотыми галунами, подняла верх машины, заперла на ключ багажник и обе
дверцы.
Какая-то молодая женщина помогла мне заполнить карточку для приезжих.
Отвечая на вопрос, кто я и откуда приехала, я вспомнила о гостинице в
Шалоне, и перед моими глазами вдруг всплыло лицо Филиппа, обезоруживающе
красивое, и это немного приободрило меня. Нет, решительно, я законченная
психопатка.
Комната была совсем маленькой, с ванной, облицованной кафелем в цве-
точек, с новой мебелью, с вентилятором, который лишь перегонял горячий
воздух, открытое окно выходило на море. Я бросила взгляд вниз, на осве-
щенный бассейн, где с громкими криками плескались какие-то юнцы, потом
разделась и, стараясь не замочить волосы и забинтованную руку, приняла
душ.
Когда я вытиралась, в комнате зазвонил телефон.
- Ты готова? - спросил Филипп.
- Через несколько минут. Что мне надеть? Выбор у меня невелик.
- Что хочешь, только не костюм.
- Почему?
- Меня и так уже достаточно много видели в его обществе. Через час
встречаемся в Марселе.
- В Марселе? Это нелепо. Почему не здесь?
- Меня достаточно видели "здесь". К тому же я в Марселе.
- Я не верю.
- Веришь или не веришь, но это так. Ты знаешь Марсель?
- Нет.
- Черт побери! Дай мне подумать.
- Филипп, - тихо сказала я ему, - я назначила тебе встречу запиской,
она на холме, на том месте, где ты бросил меня.
- Встречу?
- На случай, если бы ты вернулся. В десять вечера, у дома номер де-
сять по улице Канебьер.
- Ты знаешь, где она находится?
- Нет, но, наверное, ее нетрудно найти.
- Ладно. В половине одиннадцатого. Машину оставишь на другой улице, а
сама придешь пешком. Я буду тебя ждать.
- Погоди, не вешай трубку.
Но он уже повесил. Я спросила у телефонистки, откуда мне звонили. Из
Марселя. Поколебавшись, что надеть - брюки, в которых я ходила накануне,
или муслиновое платье, - я надела платье. Я выбрала его потому, что по-
няла: он не хочет, чтобы я была одета так, как вчера, когда его видели
со мной в "тендерберде". Не будь я в таком смятении, предосторожности
этого жулика показались бы мне смешными. Я причесалась и взглянула на
себя в зеркало: никаких сомнений, там я, да-да, я, все было настолько
реально, что я зажмурилась.
Марсель - самый растянутый, самый непонятный из всех городов, которые
я когда-либо проезжала. Улочки, еще более узкие, чем парижские, расхо-
дятся в разные стороны, и, с какой бы стороны ты в них ни въезжал, они
все равно никуда не поводят. Я несколько раз останавливалась у тротуара,
чтобы спросить дорогу, и ничего не могла понять из объяснений, кроме то-
го, что я бедняжка. Мне говорили: "бедная девушка", "бедная мадемуа-
зель", "бедняжка вы, бедняжка". И все время выяснялось, что я еду в про-
тивоположную сторону от улицы Канебьер.
Наконец, около здания, которое называли Биржей, я обнаружила огромную
стоянку для машин. Я заперла "тендерберд" на ключ и пошла прямо, куда
глаза глядят, и эта первая же улица, по которой я пошла, сразу же приве-
ла меня на другую, очень широкую, - как оказалось, ту самую, что я иска-
ла, да еще почти напротив того места, где было назначено свидание. Дом
номер десять находился в нижней части улицы, у Старого порта. На нем ви-
села вывеска агентства путешествий. Рядом был большой ресторан - Сент-
ра", на тротуаре толпились люди, по мостовой сновали голубые автобусы,
на зданиях горели неоновые рекламы.
Филиппа не было видно, но я знала, что он откуда-нибудь следит за
мной. Я подождала его несколько минут, прохаживаясь взад и вперед, расс-
матривала, ничего не видя, выставленную в витрине фотооптику, потом по-
чувствовала на своем плече его руку. На нем был все тот же светлый кос-
тюм с черным галстуком. Стоя в снующей толпе, мы долго молча смотрели
друг на друга. Увидев его осунувшееся лицо, я, мне кажется, сразу поня-
ла, что он никого не убивал и эта история потрясла его не меньше, чем
меня.
- Где машина? - спросил он.
- Там, на площади.
- Он все еще в ней?
- Где же, по-твоему, ему быть?
- Дани, кто он?
- Я должна спросить это у тебя.
- Не кричи. Пойдем.
Схватив за локоть, он потащил меня в сторону порта. Мы пересекли ярко
иллюминированную площадь, переходя от одного пешеходного островка к дру-
гому, лавируя между идущими сплошным потоком машинами. Филипп крепко
держал меня за руку. Мы долго шли по набережной, которая называется
Рив-Нев. Ни разу не повернув ко мне головы, он глухим голосом рассказал,
что угнал "тендерберд", чтобы продать его, что до Кассиса ехал без оста-
новок, а в Кассисе, осматривая его, перед тем как передать одному вла-
дельцу гаража, открыл багажник и увидел в нем труп. Он испугался, он
стал следить за маленьким Титу, он не знал, что предпринять. Он решил,
что этого человека убила я и теперь воспользуюсь ситуацией, чтобы сва-
лить вину на него, Филиппа. Он был уверен, что никогда больше не встре-
тит меня. Мой приезд окончательно сбил его с толку.
Мы сидели с ним в конце набережной в темноте, на куче изъеденных
морской водой досок. Филипп спросил меня, как я напала на его след, пос-
ле того как он бросил меня у Беррского пруда.
- Я позвонила в ресторан, где мы обедали.
- Молодец, не потеряла голову.
- В Кассисе ты следил за мной? Почему сразу не подошел ко мне?
- Я не знал, что у тебя на уме. Чья это машина?
- Моего шефа.
- Он тебе ее одолжил?
- Нет, не одолжил. Он даже не знает, что я ее взяла.
- Хорошенькое дельце! Я видела по его глазам, что ему еще о многом
хочется меня расспросить. Наверное, и в моем взгляде он прочел то же же-
лание. Он по-прежнему держал меня за руку, но нас обоих парализовало не-
доверие. Первым нарушил молчание он.
- Ты правда не знаешь этого человека?
- Правда.
- И не знала, что он в багажнике?
- Ты сам видел, как я открывала багажник в Кассисе. Похоже было, что
я знала об этом?
- Ты могла ломать комедию.
- Ты тоже можешь ломать комедию. В этом ты, кажется, большой мастак,
не правда ли? Со вчерашнего вечера только этим и занимаешься.
- Но ведь кто-то же засунул его туда, и это не я. Подумай немножко.
Дани. Когда я тебя встретил, он уже был мертв.
- Откуда ты знаешь?
- У меня есть глаза! Он умер по крайней мере двое суток назад.
- Ты мог засунуть его в багажник и спустя двое суток после того, как
убил.
- Когда, например?
- В Шалоне, вчера вечером.
- Ну, представь себе на минутку, как бы я мог целый день шататься с
трупом по городу? Даже по такому, как Шалон? Хватит фантастики, вернись
на землю. Кстати, извини, мне неприятно тебе угрожать, но у меня полно
свидетелей, которые могут показать, что я делал вчера и позавчера. Не
спорю, я таскался с чемоданом, но попробуй убедить кого-нибудь, что в
нем можно спрятать труп. Не думаю, чтобы тебе это удалось.
Он встал и зашагал прочь. Я торопливо проговорила:
- Филипп, умоляю, не бросай меня.
- Я и не бросаю.
Повернувшись ко мне спиной, он стоял около разбитой лодки и смотрел
на неподвижную черную воду, изрезанную полосами света. Шум от города ка-
зался очень далеким. Наконец он заговорил.
- Что из себя представляет твой шеф? Убийца с большой дороги? Я пожа-
ла плечами и ничего не ответила. Он обернулся, но по его напряженному
лицу я видела, что он раздражен и нервничает.
- Черт побери, я же ничего не знаю! - воскликнул он. - Я только хочу
сказать, что, когда ты угнала машину, труп мог быть уже там.
- Нет. Когда я угнала ее, багажник был пустой, я точно знаю, я загля-
дывала в него.
- Вот как! А по дороге ты его открывала?
- Кажется, да.
- Где в последний раз? Я подумала. Восстановила в памяти весь свой
путь. Мысленно проехала по автострадам N 6 и N 7 до Фонтенбло. Вспомни-
ла, что там открывала багажник, намереваясь положить в него купленный
чемодан, но потом передумала и положила его на заднее сиденье.
- В Фонтенбло он был пустым.
- Это было давно. А после того где ты останавливалась?
- В Жуаньи, заходила в бистро. Там я и встретила шофера грузовика,
который стянул у меня букетик фиалок. Но это было днем, машина стояла у
дверей, и тогда в нее не могли засунуть труп.
- А ты уверена, что до Кассиса не открывала багажник?
- Я бы помнила об этом.
- А где ты останавливалась после Жуаньи?
- На станции техобслуживания, неподалеку от Аваллона. Там я оставила
машину надолго, ее даже перегнали на другое место, пока я была у докто-
ра.
Он посмотрел на мою забинтованную руку. По его глазам я видела, что
он вспоминает мой рассказ о том, как мне покалечили руку, как незнакомые
люди утверждали, будто видели меня накануне на шоссе и будто бы я ехала
в Париж, тогда как я уверяла, что в это время находилась в Париже. Но он
только сказал:
- Да-а, эта твоя история - крепкий орешек.
Я не знала, что еще добавить в свое оправдание. Да мне и не хотелось
оправдываться. Филипп заметил, что я дрожу в своем белом платье, и, сняв
пиджак, накинул его мне на плечи. Дыша мне прямо в лицо, он спросил ше-
потом:
- Ты говоришь правду, Дани?
- Клянусь.
- Даже если это ты застрелила его из ружья, я тебе помогу, понимаешь?
- А разве его застрелили из ружья? Сама того не желая, я почти прок-
ричала это визгливым, срывающимся голосом. Это прозвучало смешно. Не
знаю почему, но у меня на глазах выступили слезы.
- Да, я так полагаю, поскольку оно лежит в багажнике рядом с трупом.
- Что - оно"?
- Да ружье же, черт побери! Блестящее, новенькое! В твоем багажнике!
Ружье! Скажи, меня-то ты узнаешь, по крайней мере?
Сжав руками мою голову, он принялся раскачивать ее из стороны в сто-
рону, словно пытаясь разбудить меня.
- Подожди! Я не видела ружья!
- Интересно, что ты вообще видишь! Коврик ты видела? Мертвеца видела?
Ну, так с ним еще и ружье!
Филипп отпустил меня, резко повернулся на каблуках и зашагал, сунув
руки в карманы и подняв плечи. Я видела белое пятно его рубашки. Я вста-
ла и нагнала его. Он повел меня через шоссе, сказав, что у него кончи-
лись сигареты, нет ни гроша и он голоден как волк.
В переполненном бистро, стены которого были увешаны неводами и ракуш-
ками, я купила пачку "Житан" и спички. Филипп за стойкой выпил кружку
пива и съел сандвич. Он молчал и даже не смотрел на меня.
Я спросила:
- Как ты добрался до Марселя?
- Не твоя забота.
- А где твой чемодан?
- Тоже не волнуйся.
Когда мы вышли, он обнял меня за плечи и притянул к себе. У меня не
было желания его отстранить. Мы пошли, прижавшись друг к другу, по тро-
туару, на котором валялись пустые ящики - от них исходил запах водорос-
лей. У Старого порта мы пересекли площадь. Когда мы проходили мимо како-
го-то ресторана, в зеркальной витрине на мгновение промелькнули наши ли-
ца, мое белое платье, его пиджак на моих плечах - короче, мы оба, обняв-
шиеся, освещенные неоновыми рекламами, в тысяче километров от моей жиз-
ни. Да, правда, в тысяче километров, и это показалось мне тогда гораздо
более нереальным, чем все остальное, вся история с трупом.
Когда мы вышли на улицу Канебьер, на нас стали оглядываться прохожие.
Я спросила Филиппа, куда мы идем.
- К машине. Нужно узнать, кто этот тип. Нужно еще раз взглянуть на
него.
- Не надо, прошу тебя, у меня не хватит духу.
- У меня хватит.
Мы подошли к "тендерберду", который я оставила на стоянке среди сотен
других машин, и несколько минут неподвижно стояли рядом. Я вынула из су-
мочки ключи и протянула Филиппу, но он не взял их. Мимо нас, жестикули-
руя и галдя, прошла ватага подростков, потом, шевеля губами и озабоченно
понурив голову, одиноко пробрела какая-то женщина в измятом платье. Фи-
липп велел мне сесть за руль: нужно найти более укромное место и там
открыть багажник.
Мы поехали по набережной Рив-Нев, повторяя тот путь, что перед этим
проделали пешком. Когда я повернула на улицу, которая, пересекая город,
забирала вверх, он вдруг сказал:
- Знаешь, Дани, у нас, кажется, есть шанс выпутаться. Если тебе под-
сунули этого типа по дороге, то о нем никто не знает, кроме той сволочи,
которая это сделала. Между ним и тобой нет никакой связи. В таком случае
и мы поступим точно так же. Выбросим где-нибудь этот подарочек и забудем
о нем. И нас это не касается.
Я свернула на одну улицу, потом на другую, продолжая забираться в го-
ру. Затем Филипп велел мне ехать по дороге с каменной оградой, ведущей
на Рука-Блан. Здесь мы не встретили ни машин, ни прохожих, и улочка была
настолько крутая и узкая, что в одном месте мне пришлось остановиться и
долго маневрировать на повороте. С больной рукой это было нелегко, и Фи-
липп помог мне крутить руль. Когда мы поднялись еще выше, в пролете меж-
ду двумя облупившимися стенами я увидела сверкающий огнями город - он
лежал внизу, вдоль моря.
Положив руку мне на колени, Филипп дал знак остановиться. Перед домом
семьдесят восемь. Я запомнила его потому, что этим номером в приюте было
помечено мое белье. В темном дворе виднелся новый дом. Мы немного выжда-
ли, прислушиваясь, потом на самом малом газу въехали в ворота. Фары ма-
шины осветили блестящие двери выстроившихся в ряд гаражей, листву де-
ревьев, лестницу. Одна машина стояла прямо во дворе. Я приткнулась поза-
ди нее, выключила мотор и фары. Двор был тихий, но узкий, и я с тревогой
подумала: если нам почему-либо придется удирать отсюда, тут быстро не
развернешься.
Я отдала Филиппу его пиджак, и мы вышли из машины. Несколько окон на-
верху над нами были освещены, за одним из них, с задернутой шторой, уга-
дывался голубоватый свет телевизора. Я открыла багажник и тут же отпря-
нула, даже не заглянув в него. Чудовищный запах ударил мне в нос, и я
была в каком-то полуобморочном состоянии, когда услышала, что Филипп
просит дать ему платок. Он задыхался, лицо его настолько исказилось, что
стало каким-то старым, заострившимся, чужим. Наши взгляды встретились -
я никогда не забуду, какой ужас я прочла в его глазах.
Я слышала, как совсем рядом он ворочал труп. В отчаянии я тупо уста-
вилась на ворота, но совсем не из страха, что кто-нибудь появится. Об
этом я даже не думала. Вдруг Филипп прошептал:
- Посмотри, Дани.
Он показал мне ружье, длинное ружье с черным стволом.
- На прикладе инициалы.
- Инициалы?
- Да, "М. К. ".
Филипп заставил меня посмотреть на ружье и даже потрогать пальцем
выгравированные на дереве буквы.
- Винчестер. В магазине не хватает трех патронов.
- Ты в этом разбираешься?
- Немножко.
Он вытер ружье моим платком и положил его обратно на коврик, в кото-
рый был завернут убитый. Я увидела освещенное матовой лампочкой багажни-
ка лицо мертвеца с отвисшей челюстью. Филипп обшаривал карманы его хала-
та. По наступившей тишине я догадалась, что он что-то обнаружил и потому
затих. Вдруг он резко выпрямился. Хотел что-то сказать и не смог. Словно
окаменел от потрясения. Я только успела увидеть, что в левой руке он
держит какую-то бумажку. Потом он закричал. Не знаю, что он кричал. На-