Детектив



Черный список


товом пакете с желтыми ручками. И еще он должен был мне рассказать,  по-
чему Ольга опоздала, возвращаясь из его дома в  гостиницу.  Может  быть,
она говорила ему, куда еще собиралась зайти? А может  быть,  она  ходила
куда-то перед тем, как принесла посылку  Николаю  Федоровичу,  и  вполне
возможно, коечто об этом говорила. А может  быть,  что-то  задержало  ее
здесь, в этом доме. В любом случае теперь мне этого уже не узнать.  А  я
так надеялся...
   Из задумчивости меня вывел ломающийся басок, принадлежавший  пареньку
лет восемнадцати-девятнадцати.
   - Здрасьте. Вы, случайно, не из милиции?
   Вопрос меня озадачил. Случайно я был из милиции, и не случайно  тоже.
Но стоит ли это афишировать?
   - Нет пока, - отшутился я. - Я из дома. А что?
   - Жалко, - непритворно огорчился паренек. - Я думал, что вы из  мили-
ции.
   - А в чем проблема?
   Мне стало интересно. Может быть, ответы на мои вопросы  ходят  где-то
рядом?
   - Если бы вы были из милиции, вы бы мне дом открыли. Мне очень нужно.
   - А ты родственник, что ли?
   Но парень не ответил. Вместо этого он  быстро  подошел  к  одному  из
окон, деловито осмотрел раму и вернулся к столу.
   - Понимаете, у деда Николая осталась кассета, которую  я  ему  давал.
Она чужая, ее нужно вернуть. Он же ее только на три дня брал. Там, -  он
неопределенно мотнул головой, - уже ругаются, требуют или  кассету  вер-
нуть, или деньги платить.
   - Что за кассета?
   - "Заложник N1", американский боевик.
   - А что, Николай Федорович боевиками увлекался? Да ты сядь,  в  ногах
правды нету.
   Парень сел за стол напротив меня и покосился на лежащую  рядом  пачку
сигарет.
   - Можно сигаретку у вас взять?
   - Бери. Тебя как зовут?
   - Леня.
   - Так что, Леня, насчет боевиков?
   - Дед Николай их с удовольствием смотрел, всегда спрашивал,  что  но-
венького есть. Я в прокате видеокассет работаю, - пояснил  Леня.  -  Дед
пожилой уже был, так я кассеты ему домой носил, чтобы ему лишний раз  не
ходить. У нас с ним договоренность была: как что новенькое появляется, я
хватаю и приношу, он посмотрит первые пять минут и сразу говорит,  будет
он это брать или нет. Знаете, он плохой фильм от хорошего мог по  первым
кадрам отличить. Говорил, если в фильме есть настроение, если его мастер
делал, то это уже по одним только титрам понятно, по графике  и  музыке.
Ну вот, если он фильм оставлял, то платил за прокат.
   - А если не оставлял, то платил за хлопоты? - понимающе спросил я. Не
с луны же я свалился, чтобы поверить, что  современный  юноша  будет  за
просто так и чистосердечное спасибо бегать к пенсионеру с кассетами  под
мышкой.
   - Ну... - Парень так явно смутился, что мне и самому стало неловко. -
А что в этом такого?
   В его голосе зазвучал вызов, и я испугался, что контакт сейчас разру-
шится.
   - Ничего, все нормально, - поспешил я успокоить его. - А если ты при-
ходил, а его дома не было? Тогда как?
   Вопрос попал в цель. Видимо, об этом и хотел заговорить Леня,  но  не
знал, как подобраться к теме.
   - У него на одном окне стоит такая хитрая щеколда, которую можно было
снаружи открыть, а потом закрыть. Кто не знает - ни в жизнь не догадает-
ся. Дед мастер был на такие штуки, он же всю жизнь  в  военной  разведке
проработал.
   - Да ну?
   - Да. А вы не знали? В общем, у нас уговор был: если его дома нет,  я
окошко открываю, кассету кладу на стол, он в комнате как раз  под  окном
стоит, щеколду закрываю и ухожу. На другой день прихожу, и если, к  при-
меру, его опять нет, снова окно открываю, а на столе или  деньги  лежат,
или кассета.
   - Лихо вы придумали, - похвалил я. - А ты не боялся, что дед  Николай
тебя надует?
   - Это как? - нахмурился Леня.
   - А вот так. Посмотрит себе в полное удовольствие фильм,  а  назавтра
вернет тебе кассету, дескать, плохой фильм, не понравился,  смотреть  не
буду.
   - Да что вы, - рассмеялся он с явным облегчением. - Вы не знаете, как
дед Николай фильмы смотрит. Он сначала два раза просматривает фильм  це-
ликом, а потом начинает его изучать по  кусочкам.  Кадры  останавливает,
назад прокручивает, замедление делает. Каждый боевой эпизод рассматрива-
ет как под микроскопом. Особенно войсковые  операции.  У  него  на  один
фильм не меньше недели уходит.
   Парень говорил о Николае Федоровиче в настоящем времени,  видимо  еще
не свыкшись с его скоропостижной смертью. Да, любопытной  личностью  был
Николай Федорович Вернигора. Военный разведчик в отставке, он и на скло-
не лет не утратил интерес к профессии, которой посвятил всю свою  жизнь.
Наверное, он был интереснейшим собеседником, немудрено, что Ольга  могла
засидеться у него в гостях, заслушавшись его рассказами,  особенно  если
он затрагивал и чисто "киношные" вопросы: как снято, что правильно,  что
неправильно, что удалось, что не удалось, и так далее.
   - Я, собственно, - подал голос Леня, - подумал, что...
   Я уже и без того знал, о чем он подумал.  Он  хотел  открыть  окно  и
взять свою кассету. Между прочим, ничего плохого в этом не было.
   - Леня, это нехорошо, - лицемерно сказал я. -  Давай  дождемся  дочку
Николая Федоровича, она должна не сегодня-завтра подъехать, и с  ней  ты
все вопросы решишь.
   - Да ничего я с ней не решу! - в отчаянии воскликнул он. - Вы  думае-
те, ей до меня будет? Она же отца хоронить приедет, а я со своей  кассе-
той... А так вы свидетелем будете, что я ничего не возьму, только кассе-
ту. В случае чего подтвердите, что я ничего не украл.
   - Ладно, - неожиданно согласился я. - Валяй, открывай свою хитрую ще-
колду. Вводишь ты меня в грех на старости лет, ей-богу.
   - Спасибо!
   Леня обрадованно вскочил. Я даже не успел заметить то быстрое  движе-
ние, при помощи которого он открыл окно. Видно, операцию эту он проделы-
вал неоднократно и как следует натренировался.
   - Ну что, полезай теперь, пока никто не видит.
   - А вы?
   - И я следом за тобой, надо ж тебя проконтролировать, - усмехнулся я.
   Леня ловко залез через окно в комнату, и я последовал за ним. В  доме
у Николая Федоровича Вернигоры царил идеальный порядок, который не смог-
ла нарушить даже его внезапная смерть и последовавший за ней приезд  ме-
диков и работников милиции. Я заметил, что Леня ни секунды  не  потратил
на то, чтобы осмотреться, а сразу же уверенно  двинулся  к  полированной
мебельной стенке. Похоже, он и вправду был здесь частым гостем и пользо-
вался доверием хозяина. Он открыл откидывающуюся крышку одной из  секций
и заглянул внутрь.
   - Вот она. - Он радостно обернулся ко мне, держа в руке  видеокассету
с яркой наклейкой.
   Я подошел поближе, не в силах бороться с любопытством. На двух полках
ровными рядами стояли кассеты, на верхней полке - с  названиями  фильмов
на наклейках, на нижней - с номерами. Подбор фильмов свидетельствовал  о
том, что вкус у Николая Федоровича был взыскательным и строгим.  Видимо,
здесь было то, что он не брал напрокат, а покупал,  чтобы  всегда  иметь
под рукой. Среди названий я заметил "Профессионала" с Бельмондо и Оссеи-
ном, "Список Шиндлера", "Утомленных солнцем",  "Меморандум  Квиллера"  с
блистательным Максом фон Сюдовом  и  Джоном  Сигалом,  несколько  других
очень известных лент. Были конечно же и наши "Офицеры", и "Место встречи
изменить нельзя", и даже все двенадцать серий про Штирлица - фильмы, ко-
торые дороги не только тем, кому сейчас за семьдесят. Я, например, "Офи-
церов" и сам смотрю с удовольствием, сколько бы раз их ни  повторяли  по
телевизору. И каждый раз у меня в горле встает ком, когда командир  пол-
ка, которого играет Георгий Юматов, возвращается из Москвы,  отказавшись
от назначения в Генеральный штаб. Он едет с женой в открытой  машине,  а
мимо идут танки, на маневры следуют. И вот один из  танкистов  открывает
люк и спрашивает: "Товарищ генерал, вы насовсем вернулись  или  так,  за
вещами только?" Стало быть, все в полку знали, зачем их командир в Моск-
ву ездил. Генерал от такого нахальства дар речи потерял, сидит  и  слова
сказать не может. А жена его спокойно так,  по-домашнему  отвечает:  "Да
насовсем, Паша. Насовсем". То есть она каждого, понимаете, каждого чело-
века в полку по имени знает. Танкист этот встает во весь рост и  на  всю
колонну кричит: "Насовсем! Насовсем!!!" Значит, каждый  человек  в  этом
полку переживал, не бросит ли их любимый командир ради непыльного  штаб-
ного кресла. А он не бросил. Потому что он - Офицер. И  сын  у  него,  в
войну погибший, в этом же самом полку служил. Эпизод  крохотный,  меньше
минуты длится, а как много в нем рассказано. Вот  это  и  есть  то  мас-
терство, которое, судя по всему, понимал и ценил Николай Федорович  Вер-
нигора.
   Но мое внимание привлекло не это. Я смотрел на стоящие на нижней пол-
ке кассеты с наклеенными на них номерами от 1 до 12, и видел, что  одной
кассеты не хватает. Следом за номером 8 шел номер 10. Все остальные были
на месте и стояли строго по порядку.
   - А это что за кассеты? - спросил я Леню.
   - Это дед Николай сам снимал, у него видеокамера хорошая, дочка  при-
везла в подарок.
   - И что же он снимал?
   - Ну, события всякие, праздники городские, фестивали, конкурсы, вете-
ранские дела. Его на свадьбы часто приглашали снимать. Дед говорил,  что
с молодости кино увлекался.
   Так. Очень интересно. Оргкомитетчик Гена  сказал,  что  в  фиолетовой
пластиковой сумке Ольги Доренко было что-то по габаритам похожее на кни-
гу. Уж не кассета ли? Под номером 9. Что же такое  могло  быть  на  этой
кассете, зачем Вернигора отдал ее Ольге? Семейное торжество или  чество-
вание его самого, и он решил подарить запись на память своим  московским
родственникам? В обмен, так сказать, на посылочку. Вполне  возможно.  Но
все равно непонятно, куда делась эта фиолетовая сумка с желтыми ручками.
Вчера Сергей Лисицын еще раз внимательнейшим образом осмотрел  все  вещи
Доренко, сумки среди них не было. И куда она запропастилась? Надо  будет
сказать Сереже, чтобы попросил следователя официально изъять эти кассеты
и посмотреть, что на них записано. Хотя зачем? Какое отношение имеют эти
любительские съемки к планомерному истреблению  претенденток  на  первую
премию кинофестиваля "Золотой орел"? Никакого.
   Мы проделали обратный путь через окно, и Леня ловко закрыл хитрую ще-
колду. Снова я не успел заметить, как он это делает. Спрашивать не стал,
чтобы не насторожить парня: доверил секрет  незнакомому  мужику,  а  тот
возьми и окажись вором-домушником.
   Успели мы как раз вовремя. Буквально минут через пять после того, как
я распрощался с юным видеобизнесменом, вернулась из поликлиники  женщина
из дома 16. Я с облегчением сдал пост и двинулся к себе на Первомайскую.

 
   Глава 5.
 
   Вернувшись домой, я застал совершенно идиллическую картинку:  Татьяна
за столом во дворе работала на своем мини-компьютере, Лиля сидела  рядом
и молча смотрела на бегущий по экрану курсор и возникающие с невероятной
скоростью слова и строки, а Ирочка хлопотала на кухне, возясь с  обедом.
В голове мелькнули две мысли одновременно, одна - неприятная,  другая  -
смешная. Я подумал о том, что  ведь  Рита,  работая  кинокритиком,  тоже
очень много писала и вообще работала с бумагами, изучала тексты сценари-
ев и разные рецензии, но никогда я не видел, чтобы Лиля стояла у нее  за
спиной или сидела рядом и смотрела, как мать  работает.  Ритина  нервоз-
ность и злобность создавали на расстоянии трех метров вокруг  нее  такую
ауру, находиться в которой больше пяти  минут  становилось  опасным  для
психики, и ребенок чувствовал это не менее  остро,  чем  я.  Смешная  же
мысль заключалась в том, что мне вдруг захотелось, чтобы это и была  моя
семья. Обожаемая, умная, но до конца не понимаемая  мною  дочь.  Толстая
белокожая Татьяна со сладкими губами и  волнующим  чувственным  голосом,
которая пишет книги и с которой можно поговорить о профессиональных  де-
лах. И веселая кокетливая Ирочка, непревзойденная кулинарка, расчетливая
экономка, заботливая домоправительница.
   Я стряхнул с себя наваждение.
   - Чем так убийственно пахнет? - спросил я, заглядывая  в  стоящую  на
огне кастрюлю, в которой что-то кипело.
   Ирочка улыбнулась и протянула мне ложку какой-то разноцветной смеси.
   - Попробуйте, Владик, я что-то никак не пойму, хватает ли соли.  Сама
уже так напробовалась, что вкуса не чувствую.
   Я попробовал. Вкус был восхитительный, хотя, видит Бог, я не смог  бы
назвать ни одного компонента этой смеси.
   - Ирочка, как хорошо, что мы живем в одном доме, а то я мог  бы  уме-
реть, не узнав, что на свете существует такая вкуснятина.
   Она глянула на меня как-то уж очень серьезно и сказала, отворачиваясь
и начиная что-то быстро резать большим кухонным ножом:
   - Если бы мы не жили в одном доме, вы бы никогда не узнали, насколько
ваша Лиля нуждается во внимании и общении со взрослыми.  Простите,  Вла-
дик, это не мое дело, но, по-моему, у вас очень странная жена. Вы же ви-
дите, девочке явно не хватает материнского тепла.
   Ай да Ирочка! Видно, я ее недооценил, она оказалась куда более прони-
цательной, чем я мог предполагать. Но углубляться в обсуждение вопроса о
Рите я не хотел, поэтому стал с преувеличенным  вниманием  рассматривать
приготовленные к обеду миски и тарелки с едой.
   - Ира, а это из чего сделано? - спросил я, показывая на нечто глянце-
во-белоснежное с разноцветными вкраплениями.
   - Это творог, взбитый со сметаной и сливками.
   - А вот это, цветное?
   - Это кусочки персиков, ананасов, клубника, черная смородина.
   Я еще некоторое время постирался на кухне, соблюдая вежливость, и вы-
шел во двор.
   - Танечка, как ваши шестьсот строк?
   - Уже триста пятьдесят намолотила, - ответила она, не прекращая наби-
рать текст. - После обеда еще два часа поработаю  -  и  можно  идти  ку-
паться. А как прошел ваш поход по делам? Удачно?
   - Увы. Не буду вас отвлекать, потом расскажу.
   Она сняла руки с клавиатуры и сладко потянулась.
   - Все, перерыв. Все равно надо аккумулятор подзаряжать, его только на
три часа хватает. Лиля, будь добра, воткни его в розетку в нашей  комна-
те.
   Лиля взяла зарядное устройство и пошла к лестнице, ведущей в  комнату
Иры и Татьяны. Как только она отошла на безопасное расстояние, Таня тихо
спросила:
   - Что у вас? Что-то плохое?
   - Сережа нашел человека, к  которому  ходила  Доренко  в  день  перед
убийством. А этот человек вчера умер. Очень похоже, что он  дал  ей  ка-
кую-то видеокассету, которую она и принесла в пакете с желтыми  ручками.
Но пакет пропал, и кассета вместе с ним.
   - Кто этот человек?
   - Отставной военный, работавший в разведке. Семьдесят три года,  вдо-
вец, увлекается любительскими видеосъемками.
   - И вы думаете, что кассета имеет какоето отношение к двум убийствам?
   - Нет, не думаю. Я просто не вижу, какая тут  может  быть  связь.  Но
найти ее все равно надо. Знаете, как говорят немцы? Во всем должен  быть
порядок. Если Ольга пришла в гостиницу с сумкой,  то  эта  сумка  должна
гдето быть, и ее надо найти. А то я один раз так  нарвался,  упустив  из
виду казалось бы пустяк. Кстати, ситуация была очень похожая. Свидетель,
который видел убийцу входящим в подъезд дома, утверждал, что  он  был  в
темно-зеленой куртке и ондатровой шапке, а другой свидетель, который ви-
дел его выходящим из лифта на восьмом этаже, стоял на том, что он был  в
темно-зеленой куртке и без головного убора. Этого оказалось  достаточно,
чтобы адвокат вцепился мертвой хваткой в судью: пока, дескать, мы не до-
кажем, что подсудимый шапку снял и между этажами выбросил  или  в  лифте
оставил, я буду настаивать на том, что оба свидетеля видели  разных  лю-
дей. Мой-де подзащитный входил в дом в шапке и шел к знакомым на  третий
этаж, а на восьмом этаже, рядом с квартирой потерпевшего, видели не его.
Судья и так, и сяк крутился, а делать нечего. Все сомнения  толкуются  в
пользу обвиняемого. Послали дело на доследование с  указанием:  выяснить
вопрос о шапке, иными словами - найти ее, проклятущую, и  доказать,  что
она принадлежит подсудимому. Ясно, что ее не  нашли.  Следователь  потом
локти кусал, да и мне обидно: с таким  трудом  убийцу  этого  вычислили,
нашли, задерживали со стрельбой, двое моих ребят чуть не погибли, а  все
впустую. Так что, если уж мы с вами взялись  помогать  бедному  мальчику
Сереже, надо делать все по уму, чтобы он нас потом худым словом не помя-
нул.
   - А фамилия того адвоката Захаров? - спросила вдруг Таня.
   - Точно. Как вы догадались?
   - Так он наш, питерский. Приехал тогда из  Москвы  после  процесса  и
всем рассказывал про эту шапку. Он вообще-то очень грамотный и цепкий, я
всегда внимательно слушаю, когда он хвастаться начинает и  всякие  байки
травит, массу полезных вещей можно услышать, которые потом в работе при-
годятся. Я, кстати, вскоре после этой истории с  шапкой  закрывала  одно
большое дело, писала обвинительное заключение и под  впечатлением  заха-
ровского рассказа обнаружила такую  неувязочку,  что  опытному  адвокату
только за краешек ухватиться - и конец моим многомесячным трудам. И неу-
вязочка-то пустяковая, в прежние годы на нее и внимания бы никто не  об-
ратил. И представляете, получает адвокат дело, читает обвиниловку и  на-
чинает хохотать прямо у меня в кабинете. "Вы чего? - спрашиваю. -  Грам-
матическую ошибку нашли?" - "Нет, - говорит, - я же в деле с момента за-
держания обвиняемого и помню точно, что вот в этом месте  несостыковочка
была. Когда я услышал от Захарова, как он из такой вот  малюсенькой  де-
тальки оправдательный приговор выкроил, сразу сообразил, что и тут можно
поиграть. А вы, Татьяна Григорьевна, несостыковочку  эту  убрали,  тоже,
видно, историю про шапку слышали". Так что в известном смысле,  Дима,  я
ваша крестница. Училась на ваших ошибках, хоть мы и знакомы-то не  были.
Забавно, правда?
   Ира принесла из кухни тарелки и приборы и принялась  накрывать  стол.
Лиля вернулась и молча сидела на краешке длинной скамьи у стола,  листая
номера "Вестника кинофестиваля", которые каждый день приносила Рита. Ира
и Таня горячо обсуждали вопрос о том, уместно ли пригласить к обеду  се-
добородого очкастого отдыхающего из соседнего дома, который, как я видел
сквозь густые заросли крыжовника, вернулся с пляжа на сиесту и  развеши-
вал во дворе мокрые плавки и полотенца. Я тоже принял участие в обсужде-
нии, потому что мне, совершенно непонятно почему, захотелось, чтобы выш-
ло так, как хочет Ирочка. Я чувствовал какую-то вину перед ней, а Татья-
на явно не была настроена общаться с незнакомым человеком.
   - Девочки, с соседями всегда надо дружить, - говорил я тоном умудрен-
ного жизнью старца. - Мало ли что случится, всетаки мужчина, будет  кого
на помощь позвать.
   - Дима, вы что, полагаете, на нас нападут бандиты в масках? - скепти-
чески спрашивала Таня.
   - Нет, Владик прав, - настаивала Ирочка, расставляя на столе миски  с
салатом и творожным десертом.
   - Папа, а кто такой Виктор Бабаян? -  подала  голос  Лиля,  изучавшая
"Вестник кинофестиваля".
   - Это такой режиссер, детка, он снимает фильмы. Ты не  хочешь  помочь
тете Ире?
   Лиля послушно отправилась на кухню и принесла хлеб и  тарелку  с  зе-
ленью. В конце концов седобородого решили пригласить.  Ирочка  вышла  за
калитку и через несколько минут вернулась вместе с ним,  смущающимся  до
дрожи в ногах. Я сел рядом с Татьяной, чтобы при первой  же  возможности
возобновить потихоньку разговор на интересующую меня тему. Во время обе-
да Ирочка щебетала со своим поклонником, Лиля снова думала о чем-то сво-
ем, а мы с Татьяной ломали голову над тем, куда могла деваться кассета в
дурацкой фиолетовой сумке.
   - Вынуждена вас огорчить, Дима, - вполголоса говорила Таня,  слизывая
с ложки густую белую массу творожного десерта с фруктами. - Либо Доренко
сумку с кассетой кому-то отдала до того, как ее  убили,  либо  ее  украл
убийца. И тогда все наши с вами рассуждения  об  устранении  конкурентов
неверны. Смотрите, что получается: убийца приходит в  номер  к  Доренко,
убивает ее и хочет найти кассету, но по каким-то причинам это у него  не
получается. Вариант первый: в этот момент возвращается Довжук  и  убийца
просто не успевает поискать то, что ему нужно. Не исключено  даже,  что,
когда Довжук вернулась в номер, убийца еще был там, а поскольку Людмила,
как вы мне рассказывали, сразу начала визжать и выскочила в коридор,  он
вполне мог выйти незамеченным, воспользовавшись суматохой и паникой. Ва-
риант второй: он взял по ошибке не ту кассету, но понял это только  тог-
да, когда просмотрел ее. Тогда он возвращается. И возвращается он в  тот
номер, где в данный момент находятся вещи убитой Доренко, то есть в люкс
Аллы Казальской. Убивает мирно спящую Довжук и перерывает весь номер.  А
шкатулку с драгоценностями забирает для отвода глаз. Так что все сходит-
ся на кассете. Весь вопрос только в том, нашел ли ее убийца или сама До-
ренко ее куда-то задевала. Но, Дима, то, что я сейчас сказала, -  чистый
плод фантазии, потому что ни вы, ни я не знаем точно, что было в  сумке.
Это мы с вами так придумали, что в ней была кассета Вернигоры.  Но  ведь
это может оказаться и коробка печенья, которую Ольга купила к  утреннему
кофе, чтобы завтракать, не выходя из номера. И тогда сумка и то,  что  в
ней находится, никакого отношения к убийству не имеет. Тогда снова возв-
ращаемся к борьбе конкурсанток. Надо все-таки выяснить, что  же  было  в
сумке. И куда она, в конце-то концов, делась. Ведь если весь сыр-бор  не
из-за нее, то где-то же она должна быть. Я  вам  предлагаю  следственный
эксперимент.
   Я кивнул. Конечно, надо отыскать эту чертову сумку во что  бы  то  ни
стало, чтобы более или менее определиться с версиями.
   - Папа, а кто такой Олег Юшкевич?  -  спросила  Лиля,  которая,  вос-
пользовавшись тем, что я увлекся беседой с Таней и оставил ее без надзо-
ра, снова раскрыла "Вестник" и стала читать за обедом.
   - Это артист, котенок. Не читай за едой, сколько раз тебе говорил.
   Она вздохнула и покорно отложила журнал. Некоторые люди рождаются ху-
дожниками, музыкантами, вундеркиндами. Моя дочь родилась читателем.  Для
нее складывать буквы в слова и фразы было так же естественно и необходи-
мо, как дышать.
   - Девочки, а где наши хозяева? - спросил я, сообразив,  что,  вернув-
шись домой, не видел ни Веру Ильиничну,  ни  Григория  Филипповича.  Мне
нужно было позвонить, а телефон стоял в их комнате на первом этаже.
   - Вера пошла к сестре, а Григорий Филиппович на партсобрании, - отве-
тила Ирочка, отвлекаясь от седобородого очкарика. Вообщето она  предста-
вила его нам, но я даже не услышал, как его зовут, настолько  был  занят
своими мыслями.
   - На чем?!
   - На партсобрании. Вы что, Владик, не знаете, что такое партсобрание?
   Что такое партсобрание, я знал очень хорошо, с памятью  у  меня  пока
еще проблем нет. Но ведь... Впрочем, ладно, у каждого  свои  тараканы  в
голове.
   Татьяна заметила мое неподдельное изумление:
   - Простите, Дима, ваши родители живы?
   - Только мама, отец давно умер. А что?
   - А мама чем занимается? Сколько ей лет?
   - О, моя мама - редкостное чудо. Ей шестьдесят один,  она  похожа  на
Майю Плисецкую в роли княгини Бетси Тверской, такая же высокая, худая, с
гладкой прической. Она - главный редактор одного  издательства  и  ведет
весьма светский образ жизни.
   - А у меня, наоборот, мама умерла несколько лет назад,  а  отец  жив.
Всю жизнь проработал на одном и том же заводе, дослужился до заместителя
директора. Сейчас ему семьдесят один, и он тоже ходит  на  партсобрания.
Представьте себе. Я сама только недавно узнала об этом. Как-то позвонила
ему, а он мне говорит: "Извини, ягодка, я перезвоню тебе попозже, я сей-
час занят, пишу доклад для партсобрания". Я чуть  не  умерла  от  ужаса.
Оказывается, у них при домкоме, или как это теперь называется, я  уж  не
знаю, сохранилась партячейка, пенсионеры стоят там на учете и  регулярно
собираются, обсуждают решения президента и  правительства,  политическую
обстановку, вопросы охраны дома, озеленения микрорайона и  все  в  таком
духе. Раньше, если вы помните, пенсионеры всегда стояли на партучете  по
месту жительства. И когда КПСС официально умерла, некоторые  забрали  из
домкомов свои партбилеты и всецело  отдались  домашнему  и  дачному  хо-
зяйству, а очень многие так и продолжают  собираться.  На  старости  лет
трудно менять и убеждения, и привычки. Это нам с вами кажется смешным  и
нелепым, а они этим живут.
   - Выходит, наш здешний хозяин такой же? Но ведь он  еще  относительно
молод. Сколько ему? Чуть за шестьдесят?
   - Ну и что? Это зависит не столько от возраста, сколько от воспитания
и от того, какую жизнь человек прожил, на какие ценности привык ориенти-
роваться.
   - Да, все это прекрасно, но мне нужен телефон, а первый этаж  заперт.
Вы не знаете, откуда здесь поблизости можно позвонить?
   - Можно позвонить от нас, - внезапно откликнулся  Ирочкин  ухажер.  -
Телефон стоит как раз в той комнате, которую я снимаю.
   Ну надо же! А я-то был убежден, что кроме Ирочкиных прекрасных глаз и
черных кудрей он ничего не замечает. Или это  я  стал  говорить  слишком
громко?
   Мы встали из-за стола и пошли в соседний двор. Я испытывал  некоторую
неловкость оттого, что не знал, как обратиться к этому типу. Однако  как
только мы переступили порог его комнаты, его будто подменили.  Смущенная
улыбка исчезла, движения стали уверенными. Видно, он относился к той ка-
тегории людей, которых я условно называю "котами". Говорят,  что  собаки
привыкают к человеку, а кошки - к месту. Так и люди: одним для поддержа-
ния психологического комфорта важно находиться "на своей территории",  а
другим - в обществе хорошо знакомых, близких людей. Я,  например,  являю
собой типичный пример "собаки" и очень  не  люблю  заводить  новые  зна-
комства, вообще не люблю чужих.
   Седобородый, оказывается, усек, что я не расслышал его  имя,  поэтому
первым делом протянул мне руку:
   - Давайте познакомимся еще раз. Мазаев Юрий Сергеевич, социолог. Мож-
но просто Юра.
   - Владислав. Любое уменьшительное на ваш  выбор.  Ирочка  зовет  меня
Владиком, а Таня - Димой.
   - Я подумаю, - засмеялся Мазаев. - Вот телефон, звоните, не  стесняй-
тесь.
   Он деликатно вышел, а я набрал номер служебного телефона Сережи Лиси-
цына. В кабинете никто трубку не брал. Тогда я перезвонил в гостиницу, и
через некоторое время портье разыскал Сергея. Я в двух словах  рассказал
ему о визите в дом Вернигоры и договорился, что часа через два он поста-
рается убрать из гостиницы всех лишних людей и найдет оргкомитетчика Ге-
ну, который встречал Ольгу Доренко, опаздывавшую  на  пресс-конференцию.
Заодно я попросил его найти Риту и сказать ей, что сегодня нас  с  Лилей
на пляже не будет, чтобы она не беспокоилась.
   Мазаев вернулся в комнату, неся в руках две рюмки.
   - Давайте за знакомство, Слава, по пять капель. У меня  есть  хороший
коньяк.
   Так. Стало быть, имя мне он выбрал. Ну что ж, за  знакомство  так  за
знакомство.
   Коньяк был действительно хорошим, и выпил я его с удовольствием. А он
ничего мужик, этот социолог. На нашей территории он менжуется и  робеет,
но здесь, в этой комнате, он становится совсем другим. Уверен, что Ироч-
ка останется им довольна. Или уже осталась?
   Через два часа в холле гостиницы меня  ждали  Сергей  Лисицын  и  ма-
ленький чернявый человечек с большой плешью на темени и нервно  подерги-
вающимися руками. Это и был  сотрудник  оргкомитета  фестиваля  "Золотой
орел" Геннадий Гольдман.
   Я попросил Геннадия как можно точнее  вспомнить  все  обстоятельства,
связанные с возвращением в гостиницу Ольги Доренко.
   - Покажите мне, где вы стояли, когда Ольга вошла в холл.
   Он неуверенно покрутил головой, потом встал рядом со стойкой портье.
   - Вот здесь я стоял, когда ждал Ольгу. Все уже были в зале, только ее
одной не было. Рудин, президент фестиваля, рвал и метал.
   - Вы посмотрели на часы, когда Доренко появилась?
   - А как же. Я на них каждую минуту смотрел. Когда она вошла в  гости-
ницу, было 21.14. Я сразу закричал: "Где тебя носит! Ты  опаздываешь  на
пятнадцать минут. Давай быстро в зал".
   - А она что ответила?
   - "Две минуты, Геночка, только сумку брошу".  И  показывает  мне  эту
сумку.
   - Поподробнее, пожалуйста, опишите ее. Цвет, размер, что в ней  лежа-
ло.
   - Ну... Обыкновенная, пластиковая, полгорода с такими ходит.  Разноц-
ветная, рисунок фиолетовый, ручки желтые. Такая страхолюдная -  жуть.  Я
еще удивился, как это Оля ходит с таким  убожеством,  она  всегда  очень
элегантно одевалась, следила, чтобы все было в тон,  чтобы  цвета  соот-
ветствовали. Если уж она носила что-то в таких сумках, то это всегда бы-
ли фирменные пакеты из дорогих магазинов. Короче, я хоть и злой был,  но
понимал, что в ее розовом костюме и с такой сумкой появляться перед пуб-
ликой нельзя. Оля пошла к лифту, а я ей вслед крикнул: "Давай  в  темпе.
Рудин меня убьет".
   - Она пошла к лифту или побежала? - уточнил я.
   - Почти побежала. Она в туфлях на шпильках  была,  не  больно  разбе-
жишься. Но она правда торопилась, она не любила опаздывать.
   Это я и без него знал.
   - Когда она спустилась вниз, вы посмотрели на часы?
   - Обязательно. Я вообще с них глаз не сводил. Вы ж поймите,  оргкоми-
тет на то и существует, чтобы все организовывать и отвечать за то, чтобы
все шло без срывов. Любая накладка, любое опоздание считается нашей  не-
доработкой. Рудин платит хорошо, но за каждую  накладку  делает  начеты.
Когда Оля спустилась вниз, было 21.18. Я схватил ее за руку и  буквально
потащил в зал.
   - Хорошо, Геннадий. Теперь покажите нам, где стояла Ольга в  тот  мо-
мент, когда вы посмотрели на часы и увидели, что уже 21.14.
   Гольдман послушно подошел к стеклянной вращающейся двери.
   - Вот здесь. Я посмотрел на часы, как только ее увидел у дверей.
   - Когда вы закричали ей, что она опаздывает на пятнадцать минут,  она
остановилась или продолжала идти вам навстречу?
   - Да она почти бежала, я же говорил. Запыхавшаяся была, волосы  раст-
репаны.
   - Дверь лифта сразу открылась или ей пришлось ждать?
   - Ждала. Я тоже нервничал, поэтому, когда она лифт вызвала, посмотрел
на табло, прикидывал, сколько еще ждать придется.
   - Не помните, на каком этаже был лифт?
   - Где-то посередине табло лампочка горела, но где точно - не скажу. Я
все-таки далеко от лифта стоял. Да и не запоминал специально, не  думал,
что пригодится.
   - Конечно, конечно. Ну что ж, Гена, спасибо вам.
   Гольдман ушел, не скрывая облегчения, а мы с Сергеем засекли время  и
начали воспроизводить передвижения Ольги Доренко  за  четыре  минуты,  с
21.14 до 21.18. Отошли к стеклянной входной двери и быстрым шагом напра-
вились к лифту. Когда дверь кабины открылась, поднялись на  шестнадцатый
этаж, где находился номер Ольги Доренко и Люси Довжук. Номер был в самом

 

 Назад 1 2 3 4 5 · 6 · 7 8 9 10 11 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz