...На международном престижном аукционе... | |
собиралась, поскольку знала, что сельпо закрыто и денег она не сдаст. Это,
во-первых, а во-вторых, знала, что головной магазин на ревизии, и товар
она не получит. Есть этому и еще одно подтверждение: выручка, которую по
вашему утверждению она должна была везти в сельпо сдавать, как выяснилось,
лежала в целости и сохранности у нее дома.
Лаптев опустил голову.
- У вас есть хороший адвокат, - сказал Скорик. - Можете поведать ему
о нашей беседе, - Скорик вызвал конвоира.
Лаптева увели...
Паскалова и Скорик сидели у себя в кабинете, когда вошел Джума.
Увидев Скорика, поприветствовал, спросил:
- Ты где пропадал, дорогой?
- По вашей милицейской милости все приходится делать заново. Вы
портачите, а мы расхлебываем, - подмигнул Скорик Паскаловой.
- Это не про меня. Правда, Кира Федоровна?
- Еще не знаю, - подхватывая игру, улыбнулась Кира.
- Дай пива, - попросил Джума у Скорика. - Оно у тебя в правой тумбе.
- Смотри, ты действительно сыщик, насквозь видишь. Что, вкусно
пообедал?
- Вкусно.
- А пиво заслужил сегодня?
- Если не у тебя персонально, то у прокуратуры вообще - безусловно.
- Так и быть, - Скорик извлек из правой тумбы стола бутылку пива. -
На.
Джума привычно сдернул крышечку обручальным кольцом, взял стакан,
стоявший на сейфе. Выпив, вздохнул, утер губы, уселся возле Паскаловой,
спросил:
- Можно закурить?
- В коридоре, - сказал Скорик.
- Да ладно тебе! - Джума все же закурил. - Значит был я и в ОВИРе, и
в нотариальных конторах, - обратился он к Паскаловой. - Документы для
гостевой поездки в США Гилевский сдавал. В феврале, двенадцатого. Когда
они были готовы, он вдруг отказался. Причина неизвестна. В нотариальной
конторе номер три имеется его завещание на имя некоей Долматовой Людмилы
Леонидовны. Завещано: приватизированная квартира, вся недвижимость, иконы,
картины, библиотека. Одним словом - все.
- Почему же он не поехал в Америку? - как бы спросила себя Кира.
Джума пожал плечами.
В это время в кабинет вошла Катя, тихо обратилась к Скорику:
- Витенька, экспертиза готова. Ты обедать придешь?
Паскалова поняла, что это и есть та самая Катя - жена Скорика.
Женщины незаметно, оценивающе оглядели друг друга, прежде, нежели
Скорик стал их знакомить. Обе сказали: "Очень приятно".
- Минут через десять я приду, - сказал Скорик.
Ее научно-исследовательская лаборатория судебных экспертиз находилась
рядом с прокуратурой, сотрудницы обедали вместе: еду приносили из дому,
складывали, кто что принес, в общий котел. Скорик ходил туда обедать,
встречали его женщины гостеприимно, подкладывая, как падишаху, самые
лучшие и вкусные куски.
Катя направилась к двери, когда она открылась, на пороге возник
Щерба.
- Иду по коридору и вдруг слышу милые голоса, дай-ка, думаю, загляну,
послушаю, о чем щебечут, - Щерба, держа в руках папку с надписью
"Надзорное производство", посторонился, пропуская Катю, прислонился к
дверному косяку. - Какие радостные новости, господа? - обратился он сразу
к обоим - к Кире и Скорику, затем уточнил: - Что у вас, Виктор Борисович?
- Все врал, врал с косвенной помощью следователя. Я его поймал на
лжи. Я почти не сомневаюсь, что это он убил девушку.
- А мотивы?
- Она была беременна. Плел мне, что довез ее до райцентра, там она
осталась, а он поспешил сюда, якобы по каким-то делам в авиаотряде, а
затем должен был встретиться с приятелем, неким Пестеревым, условились
поиграть на бильярде.
- Хорошо, дожимайте его, шеф торопит... Что у вас, Кира Федоровна? -
спросил Щерба.
- Хотелось бы подвести скромный итог, - сказала Кира.
- Заходите через час ко мне, позовем Войцеховского, послушаем ваши
новости, - Щерба вышел.
Едва он вышел, Кира обратилась к Скорику:
- Виктор Борисович, вы только что упомянули фамилию, которая меня
заинтересовала, - взволнованно сказала Кира.
- Какая, чья?
- Приятель вашего подследственного - Пестерев?
- Чем этот Пестерев заинтересовал вас?
- Не знаю, этот ли, но в моем тоже возник Пестерев Вадим.
- Забавно... Кто же он, ваш Пестерев?
- Знаю, что работает в банке.
- Тогда это одно и то же лицо. Мой - шофер на инкассаторской машине.
В связи с чем у вас возник Пестерев?
- В кармане пальто Гилевского Джума обнаружил обрывок от календаря,
там было написано "Вадим" и номер телефона. Войцеховский установил, что
это телефон банка. Я позвонила, мне сказали, что у них есть Вадим по
фамилии Пестерев. Сейчас в отпуске.
- Надо подумать: кому он нужнее: вам или мне...
Сидели вчетвером в кабинете Щербы: он, Войцеховский, Паскалова, Джума
и Скорик.
Докладывала Кира. Она немного нервничала, лицо пошло красными
пятнами, время от времени убирала падавшую на глаза прядь волос, утирала
пот со лба. Когда закончила, Щерба спросил у Скорика:
- Этот Пестерев вам очень нужен, Виктор Борисович?
- Допрошу, но не думаю, что это изменит ситуацию.
- Тогда отдадим его Кире Федоровне... Вы можете идти, Виктор
Борисович, - и Кире: - Вы попытались связаться с Пестеревым?
- Он в отпуске.
- Джума, - обратился Щерба к Агрбе, - надо найти Долматову, которой
все завещано. Это очень важный пункт. И тогда уже Кира Федоровна
встретится с нею для обстоятельного разговора.
- Кира Федоровна, - подал голос Войцеховский. - Непременно задайте ей
вопрос, знала ли она, что Гилевский собирался в Америку и почему не
поехал. Человек, к которому наследователь так щедр, судя по завещанию,
должен состоять в очень близких отношениях с ним.
Кира согласно кивнула.
- Теперь дальше. Письмо Гилевскому из США от какого-то Кевина Шобба.
Прочтите-ка его нам, Кира Федоровна.
Кира взяла перевод, сделанный в "Интуристе":
"Уважаемый мистер Гилевский! Во-первых, посылаю приглашение. Рад буду
встретить вас. Во-вторых, то, о чем мы договорились, остается в силе. Все
теперь будет зависеть от вас. Я предвижу большой успех, готов вложить в
это дело необходимые средства. Форма вашего вклада вам известна. С
уважением Кевин Шобб. Филадельфия. 15 января". - Кира умолкла.
- Тут, что ни фраза - загадка. Кто такой Кевин Шобб? В какое "дело"
он готов вложить "необходимые средства"? Смотрите: "необходимые"! Это
можно понимать, как "любые". Форма же вклада Гилевского, надо понимать, в
то же "дело" была Гилевскому известна.
Анкету в ОВИР он сдал почти через месяц после того, как Шобб написал
письмо. Шло оно сюда допустим недели три, как минимум. Гилевский сдал
документы в ОВИР немедленно, едва получил письмо, - произнес Джума.
Затем почему-то оказался от поездки и вновь согласился после того,
как Кевин Шобб выдвинул его в качестве официального эксперта в связи со
скандалом на аукционе, - сказала Кира. - Почему? Кто этот Шобб?.. - она
развела руками. - Может быть теперь к этому письму логически
подверстывается и запись Гилевского на формулярной карточке: "Затея проста
по замыслу, сложна по исполнению. Его надо убедить, что мое согласие
лишено любых меркантильных помыслов"? - сказала Кира. - Не Шобба ли он
собирался убеждать в простоте какой-то их общей затеи, но в сложности ее
исполнения?
- В этом есть резон, - заметил Щерба. - Ищите, Кира Федоровна, тут
недостающую связку.
- Она может оказаться в самом конце расследования, - засмеялся Джума.
- Ты, пессимист, не нагоняй страхов, - сказал Щерба.
- Теперь персоналии, добытые Агрбой, - продолжала Кира. - Читать?
- Давайте, чего уж тут, пройдемся по всему фронту, - сказал Щерба.
- Это список людей, которые известны человеку Агрбы, маклеру, как
собиратели антиквариата. Разумеется, он возможно, не полный, но во всяком
случае внушительный. Много их, думаю, в городе быть не может, это не
ларешники со "Сникерсами". Итак: профессор медицины Иван Севастьянович
Бруевич, собирает только старинные шахматы; скульптор Огановский Борис
Никитич - восточная резьба по кости; художник-реставратор Манукян Давид
Ованесович - старые офорты, в основном на библейские темы; Жадан Святослав
Юрьевич, кандидат искусствоведения, сотрудник Фонда имени Драгоманова -
интересуется бронзовым литьем до XX века; пианистка, лауреат международных
конкурсов Надежда Николаевна Всесвятская - ее интересы ограничены нотами
храмовой музыки XVII-XIX веков, понятно, оригиналами; Павел Павлович
Клюев, генерал в отставке, собиратель старинной мебели; Чаусов Алексей
Ильич собирает дореволюционные и современные публикации о Фаберже и
Диомиди, кандидат искусствоведения, сотрудник Фонда имени Драгоманова. И,
наконец, Вяльцева Клавдия Васильевна, художник-модельер из Дома моделей,
увлечена собиранием старинных кружев и бисерным шитьем, - Кира отложила
бумажку.
- Солидный списочек, - покачал головой Щерба, - но отрабатывать его
надо. Как вы собираетесь это делать?
- Я бы посоветовал по возрастному цензу, по каким-то другим
признакам, чтоб просеять, кого-то отбросить, - сказал Войцеховский.
- Я тоже так думаю, - согласилась Кира. - Тут, видимо, Агрбе придется
помочь мне с минимальными анкетными данными этих людей.
"Ну да, я же совсем безработный", - Агрба усмехнулся про себя.
- Что еще у вас, Кира Федоровна? - спросил Щерба.
- Пожалуй, все... Есть, правда, копия докладной Гилевского на имя
директора музея. Но это сугубо служебный документ.
- Прочитайте-ка, - попросил Щерба.
- Я ее даже к делу не приобщала, - из отдельной папки она достала
страницу, прочитала: "...Отмечать 100-летие со дня рождения Диомиди
безусловно надо, однако издание юбилейного сборника о нем считаю нелепой
затеей. Что в нем можно опубликовать, кроме выдумок Чаусова, если у нас
н_и_ч_е_г_о _н_е _с_у_щ_е_с_т_в_у_е_т_? Ни переписки, ни дневников..."
- Думаю, эту бумажку можно похерить. Сейчас во всяком случае, -
сказал Щерба. - Она только будет путаться под ногами.
- Фамилия Чаусов есть в списке собирателей антиквариата, который
добыл Джума, - заметил Войцеховский. - Там он фигурирует, как собиратель
публикаций о Фаберже и Диомиди.
- Ладно. На этом закончим, - сказал Щерба.
Кира и Джума вернулись в ее кабинет.
- Джума, у нас восемь человек в списке, которых вам надо искать.
Кроме того, нужно установить, кто такая наследница - Людмила Леонидовна
Долматова. Поэтому я предлагаю еще раз пройтись по списку, отсеять
какие-то фамилии вообще, затем кого-то поставить в первую очередь, а
кого-то во вторую, - сказала Кира.
- Сразу же можно отодвинуть двоих - женщин: Вяльцеву и Всесвятскую, -
согласился Джума.
- В первую очередь мы поставим Жадана и Чаусова - оба кандидаты
искусствоведения, работают в Фонде имени Драгоманова. А ведь это тоже
музей, только называется Фондом. Затем скульптор Огановский,
художник-реставратор Манукян. Я иду по близости их профессий к Гилевскому.
И в последнюю очередь можно поставить генерала в отставке Клюева и
профессора Бруевича, он доктор медицинских наук, если мне не изменяет
память, заведует кафедрой сосудистой хирургии. Полагаю и Клюев, и
профессор - люди в возрасте. А нам сперва нужны те, кто помоложе. Вы меня
понимаете?
- А что ж тут не понимать? Беготни хватит.
- Что поделать, - смутилась Кира. - Такая у нас с вами профессия.
- Дай Бог до пенсии дожить.
- Доживем, Джума. Мне ведь больше, чем вам осталось.
- Ладно, не будем подсчитывать...
7
В субботу в семье Щербы завтракали обычно поздно, он позволял себе
поспать лишний час. В эту субботу у них ночевал старший внук: у младшего
начался грипп, подхватил в садике, поэтому, чтоб уберечь старшего, дедушка
с бабушкой забрали его к себе.
- Не шуми, - все время одергивала жена Щербу, - дай ребенку
поспать...
Щерба побрился новым станком "Шик", который ему подарили сын и
невестка в день рождения. Потом завтракали втроем. Затем Щерба спустился в
подъезд вытащить из почтового ящика газеты.
- Дед, иди ко мне, - позвал внук из другой комнаты.
Щерба вышел.
- Посиди со мной, - попросил мальчик.
- Что мы будем делать? - спросил Щерба.
- Давай поговорим.
- Давай, - согласился Щерба.
Оба умолкли.
- Почему же ты не говоришь, я жду, - сказал внук.
И Щерба с тоской подумал, что не знает, о чем говорить с мальчиком.
Он готов был отвечать на вопросы, но не быть лидером в разговоре с
ребенком. "Сукин ты сын, Миня", - сказал он себе, а внуку вдруг предложил:
- А что если мы пойдем с тобой в город?
- И в магазины?
- Можем и в магазины. Иди к бабушке, пусть оденет тебя...
В центр города они пошли пешком. Мальчик останавливался у каждого
ларька с богатым ассортиментом жвачки, шоколадок, напитков. Потом пошли в
магазин игрушек. К жвачке и шоколадке "Марс" прибавилась заводная
машинка-модель. Погода была хорошая, и они проболтались по городу почти
два часа...
- Пойдем на трамвай, устал, небось, - предложил Щерба.
- Пойдем, - согласился внук.
Они ждали трамвая. Рядом находилась центральная гарантийная часовая
мастерская. Щерба прошелся вдоль больших окон-витрин, сквозь которые были
видны столы мастеров и их склоненные головы с зажатыми в одном глазу
лупами. И тут в одном из мастеров он, хотя и с трудом, узнал Арончика.
Надо сказать, что Щерба, всю жизнь проживший в этом городе, имел
постоянного сапожника, парикмахера, слесаря-сантехника и часового мастера.
Арончика он знал уже более тридцати лет. Сейчас тому было, наверное,
далеко за семьдесят, с молодых лет его все звали не по фамилии, которую,
возможно, и не ведали, ни по отчеству, а просто - Арончик. "Часы
остановились, уронил вчера", - говорил иногда кто-нибудь из сотрудников
или знакомых. "Сходи к Арончику, мастерская на углу Первомайской. Скажи,
что от меня", - советовал в таких случаях Щерба.
Он постучал в витрину, старик поднял голову, увидел, узнал, жестом
показал - зайди, мол. Вместе с внуком они вошли в мастерскую. Арончик
подошел к ним.
- Маленький прокурор, - кивнул старик на мальчика.
- Не дай Бог, - засмеялся Щерба. - А ты все еще работаешь? Глаза
поберег бы.
- Уже беречь нечего. Я на пенсии давно, но дома сидеть не могу. А тут
за столом из окна людей видишь, суету. А ты как, прокурор?
- Что я? Тоже ведь уже пенсионер, и тоже вкалываю.
- Тоже мне пенсионер! Мальчишка! Я ведь старше тебя лет на
пятнадцать. Никого из старых мастеров не осталось. Ни портных, ни
ювелиров, ни часовых мастеров, ни скорняков. Все разъехались - одни в
Америку, другие в Израиль, третьи на тот свет, - он вздохнул.
И тут мелькнула какая-то мысль, и Щерба спросил:
- А где Канторович?
- Лейба? В Израиле, в Хайфе.
- Жив?
- Жив. Второй инфаркт перенес. Он старше меня на восемь лет.
- Пишет?
- Редко... Ах, какой мастер был! Художник!
- Арончик, у тебя адрес его есть?
- Конечно, переписываемся ведь. Хочешь написать?
- А почему бы нет!
- Правильно, старому еврею приятно будет, - одобрил Арончик, не зная,
какая мысль засверлила Щербу. - Я адрес тебе дам, прокурор, у меня тут в
ящике его последнее письмо, ребятам читал, подожди минутку. - Он ушел в
подсобку, где висел пиджак, и вернувшись, протянул Щербе конверт. - Будешь
писать, сообщи, что адрес его тебе дал я.
- Хорошо. Ну, будь здоров, Арончик. Рад был повидать.
- Заходи почаще, поболтаем. А то когда-нибудь придешь, спросишь
Арончика, а тебе скажут: "Арончик?! Так он уже год, как на еврейском
кладбище поселился..."
Вечером, когда ребенка накормили-напоили, искупали, Щерба сел к
письменному столу, достал лист бумаги и задумался, словно брал разгон.
"Риску никакого, - уговаривал он себя. - Ну, не ответит, или вообще затея
моя дурацкая. Что потеряю? Истрачусь на почтовые расходы?" Он хорошо
помнил Льва Исааковича Канторовича. Это был самый опытный, самый знающий,
самый старый в городе ювелир. Воистину художник, как говорят, золотых дел
мастер. Попасть к нему можно было только по блату, он не брался за что
попало, а только за ту работу, которая приносила наслаждение, как
живописцу, ловящему и поймавшему вечно ускользающий зеленый луч. Много лет
прокуратура приглашала Канторовича, когда требовалась квалифицированная
экспертиза. Щерба знал его, пожалуй, не меньше четверти века...
"Уважаемый Лев Исаакович! - начал писать Щерба. - Пишет Вам Миша
Щерба из прокуратуры. Надеюсь, не забыли меня, хотя прошло много лет, как
мы не виделись, за это время я стал пенсионером, однако еще работаю, тяну
лямку, иначе дома от безделья можно досидеться до умопомрачения. Адрес мне
Ваш дал Арончик, просил кланяться, последнее Ваше письмо он получил. О
нашей жизни распространяться не буду, полагаю, что из писем, которые вы
получаете не от одного Арончика, представление о ней имеете. Буду честным,
пишу Вам с некоторым шкурным расчетом, поскольку специалистов Вашего
класса уже не осталось. У нас в прокуратуре сейчас появилось одно дело,
упоминается в нем американский ювелир Кевин Шобб. Если вы что-либо слышали
о таком, хотелось бы получить от Вас подробную информацию о нем, может она
нам чем-либо пособит, поскольку речь, между нами говоря, идет об убийстве
человека, работника одного из музеев. Буду Вам очень признателен. Здоровья
Вам и благополучия. Искренне Ваш М.Щерба. Вот мой адрес..."
Закончив писать, Щерба перечитал, вставил две пропущенные запятые и
подумал: "Да жив ли он? Ведь перенес два инфаркта, а ему за восемьдесят.
Впрочем, что теряю", - утешил он себя, достал конверт, вложил письмо,
провел языком по полоске клея и запечатал...
8
День был жаркий. Как обычно, в субботу на барахолке народу была тьма.
В толчее, в беспорядочности, в верчении толпы трудно было понять, кто
продавец, а кто покупатель. Но это для неопытного взгляда, а для тех, кто
посещал барахолку систематически, тут был свой порядок: обувью торговали в
одном месте, запчастями для автомашин - в другом, куртками - в третьем,
всякой печатной продукцией - в четвертом, прочим хламом, старьем,
разложенным прямо на земле, на газетах - в пятом.
Они ходили почти регулярно на барахолку первую и последнюю субботы
месяца - кандидат искусствоведения Святослав Юрьевич Жадан и кандидат
искусствоведения Алексей Ильич Чаусов. Оба - ровесники, коллеги, оба
работали в Фонде имени Драгоманова. И оба страстные собиратели. Было им по
сорок два года.
Встретились на конечной трамвайной остановке, дальше пошли вместе - в
гору к стадиону, вокруг которого и кипела барахолка.
- Помнишь, я купил в мае бронзовый светильник в виде фигуры атлета со
светильником в руке? - спросил Жадан. - Я все же нашел в каталоге, что это
такое. Оказалось Петербург, 1912 год. Мне предлагают за него бронзовые
часы: кусок черного гранита, внутрь вделаны часы, внизу бронзовое ложе, на
нем Хроном, указующий перстом на циферблат. Середина XIX века.
- Будешь меняться? - спросил Чаусов.
- Хочется, конечно заиметь такую вещицу. Но ты же знаешь мой принцип:
менять только дубли. А так - какой смысл? Приобретаешь одно, теряешь
другое.
- Почему ты не пошел на поминки?
- У меня была лекция, две пары в институте декоративного и
прикладного искусства. Народу много было? - спросил Жадан.
- Нет. Вообще странные похороны. Я полагал, у старика при огромной
известности должен быть соответствующий круг знакомых. А там человек
двадцать было: музейные и несколько наших, - сказал Чаусов. - Один автобус
даже оказался лишним.
- Видно, он всем хорошо досадил. Мерзкий характер, гордыня,
деспотичный.
- Да уж... Следствие ведет какая-то молодая особа. Мне Ребров сказал.
- Ни рыба, ни мясо, этот Ребров, - заметил Жадан.
- Да нет, он мужик неплохой, не злобный во всяком случае, - заметил
Чаусов. - Да, следствие сейчас начнет загребать широко, потянут
допрашивать всех, кто хоть краем имел дело со стариком. И нас с тобой тоже
могут.
- От нас толку мало, - сказал Жадан, - мы с тобой можем придумать
себе алиби, - засмеялся он.
- Какое? - спросил Чаусов.
- В тот день, в то время мы были с тобой вместе.
- И где же мы были? - спросил Чаусов.
- Скажем, на выставке старинной мебели в историческом музее, -
засмеялся Жадан.
- Неплохо, - ответил Чаусов, увлеченный этой игрой. - Итак, мы
созвонились за день и условились около шести вечера встретиться у музея.
Осмотрели выставку и...
- И пошли ко мне смотреть мою новую бронзу. И сколько мы пробыли у
меня?
- Скажем, до девяти вечера, - ответил Чаусов.
- А кто из нас кому звонил с предложением сходить в музей? - спросил
Жадан.
- Я смотрю, ты уже вошел в роль следователя, - улыбнулся Чаусов. -
Скажем, я тебе звонил.
- Откуда? - спросил Жадан.
- Из дому.
- Плохо. Банально, - ответил Жадан. - Давай так: вечером ты ходил за
хлебом, была очередь, рядом телефон-автомат, ты отошел, позвонил мне и мы
уговорились на завтра.
- Нелогично, гражданин Жадан. Вы с гражданином Чаусовым работаете в
одном музее, в одном помещении. Почему же днем тогда не договорились.
- Гражданин следователь, в тот день я Чаусова не видел, у меня
четверг творческий день. Я не работал в музее. А был в институте: отчитал
три пары, - Жадан, пригнувшись, хохотал, держась за живот...
Они поднялись к стадиону, перед ними открылась толпа, она колыхалась,
шевелилась как муравейник. Тут они расстались, уговорившись через полтора
часа снова встретиться у конечной остановки трамвая. Каждый знал место,
где ему может пофартить с каким-нибудь приобретением. Места эти находились
в разных сторонах.
Жадан брел вдоль ряда, где на газетах, расстеленных прямо на земле,
лежало всякое старье, "хлам", как он называл: гаечные ключи, бронзовые
вентили, смесители, набор надфилей, паяльные лампы, подсвечник, снятый с
пианино, кавказский рог для вина...
- Эй, сэр, купите мешок бронзы, - окликнул Жадана бородатый мужчина
лет сорока пяти.
Жадан оглянулся, увидел улыбающегося скульптора Бориса Никитича
Огановского.
- Привет, Боря!
- Здоров!
Пожали друг другу руки.
- Нашел что-нибудь? - спросил Огановский.
- Ни черта нет сегодня, сплошной хлам. А ты?
- С тем же успехом.
- Я тебе давно говорил, из резной кости ты найдешь все, что захочешь,
в Таиланде, в Сингапуре. Вот, куда тебе надо. Или в Бирму.
- Если финансируешь, съезжу...
- А где господин Чаусов?
- Промышляет в кучах макулатуры.
- Дался ему этот Диомиди!
- Не скажи, - возразил Жадан. - На Фаберже и Диомиди можно еще и
докторскую состругать.
- На кой она хрен нужна теперь? - пожал плечами Огановский.
- Тоже верно. Однако он собрал уже хорошую библиотеку публикаций.
- Куда потом собираетесь?
- Домой.
- Поехали ко мне в мастерскую, покажу новую работу, есть бутылка
коньяка.
- Что нам одна бутылка! - подмигнул Жадан.
- Найдем еще одну.
- Тогда через сорок пять минут встречаемся у конечной трамвайной, -
сказал Жадан...
Встретились точно, не ждали, не искали друг друга... Двумя трамваями
добрались в другой конец города. Там на пустыре, который был выделен под
застройку для Союза художников, уже торчало несколько домов-мастерских.
Дом Огановского был двухэтажный, со стеклянным куполом, внутри вдоль стен
переходы, лестница на второй этаж. Центр же был свободен, пустота его шла
до самого купола. Тут можно было разместить фигуру любой высоты. Такая
фигура - всадник на лошади с булавой - еще не в материале, а в сырой
голубовато-серой глине поверх каркаса, была прикрыта мокрой тряпкой, а
поверх целлофаном...
- Для кого ты этого скакуна делаешь? - спросил Чаусов, обходя
скульптуру вокруг.
- Заказали для одного города, - уклончиво ответил Огановский. - Когда
будет готов, скажу. Я ведь суеверный, все расскажешь, а потом, глядишь,
заказчик откажется платить...
Выпивать они устроились за большим самодельным столом. Огановский
открыл шпроты, банку огурцов, банку томатного сока, нарезал колбасы.
- Закуска как раз для коньяка, - засмеялся Жадан.
Бутылку они выхлестали быстро, незаметно, под треп. Принялись за
вторую, но Жадан отказался пить:
- Не хватит ли, мужики?
- Сам же нарывался на вторую, - сказал Огановский. - Как хочешь, а мы
с Алешкой еще врежем. - Что ты купил на барахолке? - спросил он у Чаусова.
Тот показал им пожелтевший от времени, затрепанный журнал "Вал". Это
был литературно-художественный альманах, изданный в Харбине в 1922 году. В
нем небольшая публикация "Судьба Диомиди в большевистской России".
- Что ж, давай за такое приобретение еще по одной. - А как на
похоронах выглядела наша матрона Долматова?
- Поплакала, - сказал Жадан.
- Крокодиловы слезы, - буркнул Чаусов.
- Не скажи, это для нее потеря, - возразил Жадан.
- Ничего, к ней не зарастет народная тропа, - усмехнулся Огановский.
- Я однажды отдыхал с нею в Доме творчества художников. Шутя полез к ней,
она тут же купальник принялась стаскивать.
- Да ну ее к черту! - отмахнулся Чаусов.
- Кто же и за что все-таки убил старика? - спросил Огановский.
- Кто знает? Ищут, - сказал Жадан.
- Это начнут тягать всех, кто с ним мало-мальски имел дело, - сказал
Огановский. - И вас пригласят.
- У нас с Алешей уже алиби есть, - засмеялся Жадан.
- А как же! У нас все есть, - пьяно дернул головой Чаусов...
Они просидели еще час, вторую бутылку не осилили, выпили по две чашки
крепкого кофе и разошлись...
К вечеру в понедельник Джума уже знал: Жадан Святослав Юрьевич,
сорока двух лет, сотрудник Фонда имени Драгоманова, женат, адрес: улица
академика Сахарова, 8, квартира 4; Чаусов Алексей Ильич, сорока двух лет,
разведен, сотрудник Фонда имени Драгоманова, адрес: улица Гончарная, 31,
квартира 10; Огановский Борис Никитич, сорока пяти лет, женат, член Союза
художников, скульптор, проживает по улице Заньковецкой, 26, квартира 2;
Манукян Давид Ованесович, тридцати девяти лет, женат, член Союза
художников, художник-реставратор, адрес: улица Софьи Перовской, 91,
квартира 34; Долматова Людмила Леонидовна, тридцати девяти лет, в разводе,
заведующая отделом в музее этнографии и художественного промысла,
проживает по улице Саксаганского 12, квартира 4.
Это было полдела, даже не полдела, а четверть. Теперь надо
отлавливать участковых, получить от них какую-нибудь информацию. Хорошо,
если участковый добросовестный, толковый, а не какой-нибудь бездельник,
ошивающийся в подсобках магазинов.
Он принялся обзванивать участковых. Троих поймал на месте, двое
отсутствовали. На следующий день Джума созвонился и с этими двумя. В
сущности два дня Джума убил на встречи и беседы с участковыми. Результат
по пятибалльной системе можно было оценить в единицу. Но и единица для
Джумы была цифрой о чем-то говорящей, а именно о том, что, по словам
участковых, интересовавшие Джуму люди были обыкновенными гражданами, одни
приветливо-словоохотливы с соседями, другие вежливо-сдержанные, никаких
жалоб со стороны соседей, ни пьянок, ни драк, ни частых шумных сборищ.
Может и не ангелы, но никому не досаждают. Джума понимал, что подобная
информация, наверное, разочарует Паскалову, но не станет же он городить
небылицы. Как есть, так и есть, дальше пусть копает сама...
В дверь постучали.
- Войдите, - сказала Кира.
На пороге возникла высокая женщина, крупная, но ее нельзя было
назвать полной, все выглядело пропорционально росту, лишь немного
обозначился второй подбородок; лицо смуглое, черный разлет больших бровей
над красивыми темно-карими глазами, большой рот, четко очерченные губы с
едва заметным темным пушком по краям, открытый чистый лоб, смоляные волосы
туго оттянуты к затылку. Одним словом, женщина броская.
- Я Долматова, - спокойно сказала она. - Вызывали?
- Заходите, садитесь, Людмила Леонидовна, - предложила Кира.
Долматова села. Дорогую кожаную сумку, большую, под стать хозяйке,
поставила у ног.
- Я веду дело по убийству Гилевского, - сказала Кира. - Естественно,
хочу познакомиться с ближайшим его окружением.
Долматова посмотрела на нее так, словно удивилась: такая молодая и
вроде неприметная женщина, а занимается убийством, и спросила:
- Чем я могу быть полезна?
- Пока не знаю, - улыбнулась Паскалова.
- Кто же его убил и за что?
- Этого тоже еще не знаем.
- Но хоть какие-то подозрения у вас есть?
- Выясним, - неопределенно ответила Кира. Ей не понравился напор
Долматовой, словно перехватывавший инициативу. - Поэтому хочу поговорить с
вами, - и не делая паузы, удерживая нить разговора в своих руках,
продолжила: - Как давно вы знали Гилевского?
Долматова бросила взгляд на Кирину зажигалку "Клиппер", лежавшую на
столе, спросила:
- Вы курите? Разрешите мне закурить?
- Курите. - Кира протянула ей сигареты и зажигалку.
Когда Долматова вытаскивала сигарету из пачки, Кира отметила: узкая
ладонь, тоненькие, изящные, ухоженные пальцы как-то не очень
соответствовали крупной фигуре Долматовой. Закурив, Долматова сказала:
- Мы были знакомы с тех пор, как я пришла работать в музей.
Пятнадцать лет.
- А кем вы работаете, Людмила Леонидовна?
- Заведую отделом иудаики.
- Вы хорошо знали Гилевского?
- Естественно. Пятнадцать лет достаточный срок.
- Что бы вы могли сказать о нем?
- Прекрасный человек. Настоящий специалист, таких знатоков своего
дела немного.
- По роду службы вы часто бывали в отделе фондов, которым он
руководил?
- По мере надобности.
- Беспрепятственно с его стороны?
- Какие же могут быть препятствия, если этого требует работа?
- А каковы у него были взаимоотношения с другими сотрудниками?