Детектив



...На международном престижном аукционе...


Пестерева или у любовницы Гилевского, как ее там...
     - Долматова, - подсказала Кира.
     - Во-во! Вроде самые близкие Гилевскому люди.
     Кира  достала  из  сумочки  ключ,  он  легко  вошел  в  замок,  дверь
отворилась,  они  прошли  в  квартиру.  Их  сразу  окутала  духота   давно
непроветривавшегося помещения, запах пыли, лежавшей на мебели.
     Они начали планомерно осматривать квартиру, стараясь  ни  к  чему  не
прикасаться. Кира хорошо помнила с момента  прежнего  посещения,  что  где
висело, лежало, стояло. На первый взгляд все было на прежних местах.
     - Ну что? - спросил Агрба.
     - Если бы сняли картину, икону,  хотя  бы  одну,  или  перевесили  на
другое место, остался бы след  на  обоях  -  невыгоревшее  место.  Фарфор,
статуэтки тоже на своих местах - на всем нетронутая пыль, - сказала  Кира.
- Если бы что-то взяли, остался бы след - отсутствие пыли.
     - А "пальчики" все-таки есть, - отозвался Кисляк. Он немного присел у
стола и смотрел вдоль его полированной глади. - Кто-то оперся  ладошкой  о
стол, - он открыл чемоданчик, достал порошок, кисточку, пленку и  принялся
за дело.
     - Ладошка маленькая, - закончив все свои манипуляции, сказал  капитан
Кисляк, -  и  пальчики  узенькие,  подростка  либо  маленького  худенького
человека, либо дамские.
     -  Что  же  это,  он  или  она  квартиру  вскрыли,  вошли,  походили,
бесстрашно наследили и ничего не взяли? - спросил Агрба. - Не на экскурсию
же приходили. Не похоже, чтоб детишки.
     - Но что-то же искали здесь, - сказала Кира.
     - Значит не ограбление, - отозвался Кисляк.
     - Мне пришла в голову такая мыслишка, - произнесла Кира.  -  А  зачем
"ему" или "ей" нужно было похищать у самого себя?
     - Что вы имеете в виду? - не понял Джума.
     - Пестерев сказал мне, что Гилевский  обещал  ему  завещание  на  всю
недвижимость. Так может он и посетил квартиру, посмотреть, чем обладает?
     - А ключ у него откуда? - спросил Джума.
     - А что если Гилевский  дал  ему  когда-то  второй  ключ,  на  всякий
случай, вдруг заболеет, мало ли какие  непредвиденные  обстоятельства  мог
иметь в виду старый человек, - сказала Кира.
     - Тогда надо иметь в виду и его любовницу, Долматову. Ей ведь уже  не
обещание дал Гилевский, а оставил завещание, - сказал Джума. - Может и  ей
по какой-то причине захотелось наведаться. Нам-то знать не дано, что у нее
в голове, какие мыслишки возникли в связи со случившимся.
     Молчавший Кисляк произнес:
     - Джума, я тебе уже не нужен?
     - Нет, Петя, большое спасибо.
     Кисляк, попрощавшись, ушел.
     - А может они дуэтом побывали здесь? - спросил Джума.  -  Пестерев  и
Долматова. Мы же не знаем, знакомы они  или  нет,  если  да,  то  в  каких
взаимоотношениях, может у них тут общий интерес. А может этот интерес свел
их еще до убийства старика, и  они  обтяпали  это  дело?  Видите,  сколько
вариантов. А ответить-то мы не можем ни "да", ни "нет".
     - Нужны "пальцы" Пестерева, Джума, - твердо  сказала  Кира,  медленно
отметив, что от слов Джумы отмахиваться ей нельзя.
     - Постараюсь достать. Он вышел уже на работу. Крутит свою баранку.  Я
через ГАИ попробую,  чтоб  с  баранки  сняли.  А  вот,  как  с  "пальцами"
Долматовой?
     - Это я беру на себя. - Они покинули квартиру, снова опечатали  дверь
и ушли...


     Перед  приходом  Долматовой  Кира  выложила  пачку  сигарет  и   свою
зажигалку "Клиппер" на видное место на столе, сказала Скорику:
     - Виктор Борисович, я начну с нею разговор, а  потом  через  какое-то
время скажу, что мне  надо  минут  на  пятнадцать  выйти,  вы  ее  займете
чем-нибудь?
     - Постараюсь, если она разговорчива, - ответил Скорик.
     - Она очень следит за своей  внешностью,  как  я  поняла.  Значит,  к
интересным мужчинам не безразлична. А вы у нас самый интересный.
     - А  вы  у  нас  самая  льстивая,  -  засмеялся  Скорик.  -   Хорошо,
подыграю...
     Если прошлый раз Долматова была одета во все  темное,  с  намеком  на
траур, то сейчас на ней была более свободная по краскам одежда,  но  вовсе
не броская - хорошее платье в мягких серо-коричневых тонах, изящные  туфли
без каблуков, в тон ко всему сумочка, а на лице побольше макияжа.
     - Садитесь, Людмила Леонидовна, - предложила Кира.
     - У вас есть что-нибудь новое? - спросила Долматова.
     - Работаем, - ответила Кира. - Людмила Леонидовна, вы  знали  о  том,
что у Гилевского есть родственник Пестерев Вадим Никитич?
     - Да, даже однажды покойный Модест Станиславович познакомил нас,  он,
кажется, шофер.
     - Вы поддерживали с ним отношения?
     - Абсолютно никаких. Я и видела-то его всего один раз.
     - И какое он на вас произвел впечатление?
     - В сущности никакого.
     - А сейчас, после смерти Гилевского, вы виделись с ним?
     - Нет.
     - Как же так, все-таки он единственный родственник, наследник?
     - Я даже не знаю ни его адреса, ни телефона, -  смутившись,  ответила
Долматова. - Разрешите,  я  закурю,  -  она  потянулась  было  к  сумочке,
стоявшей у ножки стула, но Кира любезно пододвинула ей свою пачку  сигарет
и зажигалку.
     - Курите.
     Узкими холеными, чуть дрожавшими пальцами Долматова  долго  извлекала
сигарету, затем прикурила. Киру удивило, что у такой крупной женщины столь
узкая кисть и тоненькие, как у девочки, пальцы. В это  время  приоткрылась
дверь, заглянувшая секретарша прокурора области сказала писавшему Скорику:
     - Виктор Борисович, шеф срочно просит.
     Скорик встал, посмотрел выразительно на Киру и  развел  руками,  мол,
ничего не поделаешь, вынужден покинуть вас, и вышел. Это нарушало  задумку
Киры,  но  она  нашла  выход  из  положения,  глянула  на  часы,   сказала
Долматовой:
     - Людмила Леонидовна, извините, мне  нужно  отлучиться  на  несколько
минут, подождите, пожалуйста, меня в коридоре.
     Долматова кивнула, вышла. Кира  осторожно  двумя  пальцами  взяла  за
торцы пачку сигарет и зажигалку, завернула в носовой  платок,  порылась  в
бумагах нашла  дактокарту  с  "пальцами",  снятыми  Кисляком  на  квартире
Гилевского, и заперев кабинет, направилась к Войцеховскому. Тот смотрел по
видеомагнитофону  какой-то  следственный  эксперимент  -  выход  на  место
происшествия вместе с подозреваемым.
     - Присаживайтесь, Кира Федоровна, посмотрите наше кино, это,  правда,
не мультики и не порнушка, но все-таки кино, - сказал Войцеховский.
     - Я к вам по срочному  делу,  Адам  Генрихович,  -  сказала  Кира,  -
выручайте.
     Он остановил кассету, поднялся из кресла.
     - Что стряслось?
     - Вы могли бы срочно снять "пальцы" с пачки сигарет и с зажигалки?  -
Кира развернула платок.
     - Это уже для нас сверхурочная работа, Кира Федоровна, для этого есть
другие службы, - пробурчал Войцеховский, разглядывая  лежавшие  на  ладони
Киры пачку "LМ" и зажигалку.
     - Очень нужно, именно сейчас, - взмолилась Кира.
     - У Скорика за такую услугу я потребовал бы бутылку коньяка. А что  с
вас возьмешь? Оставляйте.
     - А это дактокарта. Потом сравнить надо будет.
     - Хорошо, я вам позвоню.
     Кира вышла.
     - Извините, - сказала она Долматовой,  сидевшей  на  скамье  напротив
кабинета.
     Они вошли, заняли те же места - Кира за столом, Долматова напротив.
     - Мы произвели выемку завещания у нотариуса, - сказала  Кира.  -  Так
что с получением наследства вам придется подождать до окончания следствия.
     - Я не тороплюсь. Слишком деликатный вопрос.
     - Вы собираетесь потом встретиться  с  Пестеревым?  Он,  единственный
родственник, остался как бы обойденным, все завещано вам.
     - Я об этом думала. И потом я не знаю, где его искать.
     - Я вам дам его  телефон...  У  вас  не  возникало  желания  посетить
квартиру Гилевского. Все-таки вы прежде там бывали.
     - В общем нет, тем более, что она, вероятно, опечатана вами.
     - Опечатана. Но кто-то сорвал печать и побывал там. Как  думаете,  не
Пестерев ли?
     - Об этом судить не могу, - ответила Долматова, как-то напрягшись.
     Это не ускользнуло от Киры, она спросила:
     - По-вашему мнению, у Пестерева мог  быть  второй  ключ  от  квартиры
Гилевского?
     - Понятия не имею. Возможно.
     - А у вас?
     - У меня нет, - быстро ответила Долматова...
     Задавая  разные  вопросы,  Кира  тянула   время.   Наконец   раздался
телефонный звонок.
     - Слушаю, Паскалова, - Кира сняла трубку.
     Звонил Войцеховский:
     - Вы одна?
     - Нет.
     - Понятно. Тогда слушайте. Я сразу увидел,  что  "пальчики"  дамские.
Даже не сравнивая с теми, что на дактокарте. Тоненькие папиляры.  А  когда
сравнил - сошлось, с теми, что на дактокарте. Кто у вас сидит? Она?
     - Да.
     - Сейчас лаборант занесет вам.
     - Большое спасибо, Адам Генрихович.
     - Благодарность принимаю, - он повесил трубку.
     Кира как-то весело взглянула  на  Долматову,  подумала:  "Что  же  ты
делала там?"
     Лаборант занес тоненькую папку:
     - Вам от Адама Генриховича.
     - Спасибо, - сказала Кира и уже Долматовой:
     - Людмила Леонидовна, если у вас нет ключа  от  квартиры  Гилевского,
как же вы туда проникли?
     - Но я!..
     - Не надо, Людмила Леонидовна, вы там были. И оставили  след  в  виде
отпечатков пальцев. Вот, - Кира раскрыла папочку. - Это "пальцы",  которые
мы нашли в  квартире.  А  это  ваши,  с  моих  сигарет  и  зажигалки.  Они
идентичны.  Человек  вы  образованный,   надеюсь,   понимаете,   что   это
неопровержимо.
     Долматова кивнула, поникла, опустила голову.
     - Вы были там с Пестеревым?
     - Нет, одна, - тихо ответила Долматова.
     - Как вошли?
     - У меня есть второй ключ.
     - Откуда он у вас?
     - Модест Станиславович дал мне его. Давно. Я  иногда  приходила  туда
без него. Убрать, пыль смахнуть. Когда он уезжал в отпуск. А уезжал он  на
месяц, полтора. В Трускавец или Железноводск,  -  она  говорила  волнуясь,
короткими фразами.
     - Что вам в этот раз понадобилось там?
     - В сущности ничего. Просто посмотреть, все ли на месте.
     - Вы полагали, что есть некто, кто  может  вас  упредить,  проникнуть
туда.
     - Была такая мысль.
     - Кого вы подозреваете?
     - Пестерева.
     - Подозревали только в этом?
     - Не только.
     - На основании чего?
     - Он же не знал, что все унаследую я.
     - Это единственная причина для такого подозрения?
     - Пожалуй... Я нарушила закон, сорвав печать?
     - А как вы думаете?!
     - Что мне теперь будет?
     -  Ничего  вам  не  будет,  -  Кира  махнула  рукой.  -   Есть   факт
проникновения, но нет кражи... А ключик вы мне отдайте.
     Долматова достала из сумочки ключ.
     - Что мне теперь делать? - спросила.
     - Занимайтесь своими делами. Всего доброго, Людмила Леонидовна...
     Когда Долматова ушла, Кира, повертев в руках  свою  пачку  сигарет  и
зажигалку, закурила. Она  с  нетерпением  ждала  Скорика,  чтобы  все  ему
поведать.



                                    11

     "Кто-то из них врет - либо Жадан и Чаусов, что  были  в  день  и  час
убийства на выставке мебели, либо Огановский, утверждающий, что был там  в
это же время", - мысль эта донимала  Киру  несколько  дней,  пока  она  не
решила назначить повторную встречу. Начала она с Чаусова. Он пришел в  том
же костюме, такой же худой,  с  нервным,  несколько  осунувшимся,  как  ей
показалось, лицом. Но начала Кира с другого:
     -  Алексей  Ильич,  я  хочу  разобраться  в   датах,   выстроить   их
последовательно.  Вам  знакома  эта  книга,  -  она  показала  ему   книгу
американца Дж. Бэррона "К истории ювелирного дела", изданную в Нью-Йорке в
1960 году.
     Он полистал книгу, Кире показалось, что  Чаусов  побледнел,  охрипшим
голосом он произнес:
     - Я об этой книге не знал... Как же так?.. Как она прошла мимо меня?!
Откуда она у вас?
     - Я взяла ее в библиотеке Академии наук.
     - Боже мой, как она прошла мимо меня?! - повторил он сокрушенно.
     - А вот из нее цитата. Сэм Шобб пишет Диомиди: "Вы правы,  с  оказией
передавать письма безопасней и надежней. Я совершенно не согласен с  Вами,
что Ваши эскизы - мертворожденные дети. Уверен, придет  время  и  появится
возможность воплотить эти эскизы в материале. Я об этом  думаю..."  Письмо
это, датированное августом 1947 года, опубликовано в 1960-м. В каком году,
по словам Гилевского, он возвратил пакет дочери Диомиди? - спросила Кира.
     - В 1965-м, вроде так он говорил.
     - Таким образом письмо Шобба опубликовано за пять лет до этого?
     - Да.
     - В 1966 году вышла книга  Гилевского  "Сравнительное  исследование",
т.е. через год после того, как он, по его словам, возвратил  пакет  дочери
Диомиди. Но в книге ни слова о пакете. Хотя автор, казалось бы, должен был
хоть как-то упомянуть о нем: либо существуют письма  и  дневники  Диомиди,
либо их нет, либо они в музее,  либо  переданы  дочери  Диомиди.  Никакого
упоминания, будто пакета вообще не существовало. В 1971  году  по  решению
обкома сейф был открыт. Пакета там не оказалось. В  первых  двух  изданиях
книги профессора Самарина  он  упоминается,  как  хранящийся  в  музее.  В
третьем,  посмертном,  которое  редактировал  Гилевский,  этой  упоминание
исчезло. Вы обращали внимание Гилевского на эту странность?
     - Обращал.
     - Что он ответил?
     - Что Самарин, мол, заблуждался, но из уважения к нему  Гилевский  не
стал настаивать на исправлении, а когда Самарин умер, в  третьем  издании,
дескать, восстановил истину и убрал это заблуждение.
     - Как по-вашему, каким образом письмо  Сэма  Шобба  могло  попасть  к
американскому автору до того, как пакет был передан дочери Диомиди.
     - У меня есть ответ на эту загадку.
     - Какой?
     - Пакет никуда не пропадал, не передавался в Фонд имени  Драгоманова,
не возвращался дочери Диомиди. Он оставался в руках Гилевского.
     - Да, но в сейфе его не было, - сказала Кира.
     - Мало ли куда он на время  мог  перепрятать  пакет,  а  потом  опять
вернуть его в сейф, куда годами никто не заглядывал. Допускаете ли вы, что
имея  столько  лет  возможность  вскрыть  пакет,  Гилевский  удержался  от
соблазна? Если еще иметь в виду, что он был помешан на Диомиди.
     - Да, но ведь сейф  можно  открыть  только  двумя  ключами,  один  из
которых у директора музея.
     - А вот на эту загадку я ответить не  могу,  -  Чаусов  был  подавлен
скорее всего тем, что  он,  считавший  себя  лучшим  знатоком  публикаций,
связанных с именем Диомиди, не имел понятия о книге Дж. Бэррона,  вышедшей
в Нью-Йорке; и еще, вероятно, вопросом: каким образом письмо Сэма Шобба  к
Диомиди, которое скорее всего находилось в пакете, попало к  американскому
автору. Если бы оно хранилось в другом  месте,  то  было  бы  опубликовано
давным-давно, ибо написано еще в 1947 году! И не только опубликовано, но и
расцитировано!..
     Кира наблюдала за Чаусовым. Он был выбит из колеи, обескуражен. И она
подумала, что сейчас самое время приступить к главному.
     - Надо кое-что привести в соответствие, Алексей Ильич, - начала Кира.
- Первый вопрос: скажем,  если  вам  надо  пройти  в  музей  этнографии  и
художественного промысла, вы покупаете билет?
     - Нет. Я много лет там проработал,  вахтерша  Фоминична  меня  хорошо
знает.
     -  Значит,  если  бы  вы  вошли  туда,  когда  проходило   шесть-семь
посетителей, она могла и не обратить на вас внимания?
     - Скорее всего.
     - Хорошо. В тот день, когда вы говорите, вы были на выставке  мебели,
там было много народу?
     - Не очень.
     - Если  бы  там  в  это  время  находился  какой-нибудь  ваш  хороший
знакомый, скажем, Огановский, могли ли бы вы его или он вас не заметить?
     Чаусов задумался, затем спросил:
     - А что, Огановский был там тогда?
     - Когда "тогда"? - спросила Кира.
     - Ну... в этот день... в это время.
     - Вы не ответили на мой первый вопрос.
     - Пожалуй, мог и не заметить.
     - А вот Огановский утверждает, что не заметить вас и Жадана, если  бы
вы находились там, невозможно. Народу почти не было.  Впрочем,  это  легко
проверить по количеству проданных в тот день билетов. Ведь  это  было  уже
перед самым закрытием выставки, конец дня. Кроме  того,  есть  возможность
устроить вам и Жадану очную ставку с Огановским.
     Чаусов умолк. Она  ждала,  давая  ему  возможность  принять  какое-то
решение. Наконец, сглотнув ком, Чаусов тихо вымолвил:
     - Я не был на выставке.
     - А Жадан?
     И снова пауза.
     - Я спрашиваю, Алексей Ильич, а Жадан был?
     - Не знаю.
     - Где же все-таки вы были в интересующее меня время?
     - Я не могу вам этого сказать.
     - Что так? Уж не замешана ли тут женщина? - усмехнулась Кира.
     - Да.
     - Боже, какие банальности! Сейчас вы скажете, что  она  замужем,  что
вы, как джентльмен не можете назвать ее имя.
     - Именно так.
     - Пошловато получается, как из дурного романа, Алексей Ильич. Но если
вы не назовете ее, и я не смогу  ее  допросить,  ваше  алиби  не  стоит  и
выеденного яйца. Вы это понимаете?
     - Понимаю.
     - Итак?
     - Ее зовут Виктория Петровна Непомнящая.
     - Где она работает?
     -  Лаборанткой  на  химкомбинате.  Комбинат  в  должниках,  и  многих
сотрудников отправили в неоплачиваемые отпуска. Ее тоже.
     - Кем и где работает ее муж?
     - Он инженер в "Энергосетьинспекции".
     - Часто бывает в командировках?
     - Да.
     - И в этот раз?
     -  Да...  Я  прошу  вас  только,  если  будете  встречаться  с   нею,
постарайтесь так, чтоб муж не знал, не впутывайте ее.
     - Насчет не впутывать, - все будет зависеть от вашей и ее правды  или
неправды... Домашний адрес Непомнящей и телефон, если есть.
     Он назвал.
     - Значит, вы пришли, зная, что муж в командировке?
     - Да.
     - В котором часу?
     - После пяти вечера.
     - И пробыли там до?..
     - Начала десятого.
     - Откуда вы знали, что муж в командировке?
     - Она сказала.
     - Она знала, когда он должен вернуться?
     - Надо полагать.
     - Итак, вы пришли и?..
     - Поужинали.
     - С выпивкой?
     - Немного.
     - Что вы пили?
     - Коньяк.
     - Какой?
     - "Десна".
     - Бутылка была початая?
     - Нет. Я по дороге купил.
     - Дальше.
     - Слушали музыку. У них есть двухкассетник.
     - Какую?
     - Концерт Хулио Иглесиаса.
     - Потом.
     - Смотрели кино по видео.
     - Какое?
     - "Путь Карлито"...
     - Сколько раз вы наливали коньяк в рюмки себе и Непомнящей?
     - Четыре-пять раз.
     - Кто ставил аудиои видеокассеты? Она?
     - Нет, я.
     -  О  финальной  части  вашего  времяпровождения  можете  умолчать...
Кассеты вы с собой принесли?
     - Нет, кассеты были у нее... Вы разрешите напиться? - он утер платком
лоб и посмотрел на графин с водой.
     - Разумеется. Можете налить себе.
     Она смотрела, как он жадно пил, как дергался кадык на его худой  шее.
Он поставил стакан на место, приложил платок к губам.
     - Подпишите протокол, Алексей Ильич. На сегодня хватит...
     Когда Чаусов вышел, Кира задумчиво посмотрела в  окно,  на  глаза  ей
попался графин со стаканом, из которого пил Чаусов. "На всякий случай",  -
сказала себе Кира и вытянула салфетку из-под вазочки с  цветами,  стоявшей
на подоконнике, осторожно взяла стакан, завернула в салфетку и спрятала  в
сейф...


     Жадан, юркий, маленький,  сидел  напротив  и  демонстрировал  хорошее
настроение - улыбался. Киру раздражала эта улыбка, она сразу сказала:
     - Есть некоторые неувязки, Святослав Юрьевич.
     - А именно? - ироническим тоном спросил он.
     - В тот день, 21-го июня, после семнадцати часов, как вы утверждаете,
вы вместе с Чаусовым были на выставке мебели.
     - Были, были. Прекрасные образцы!
     - В тот же день и в то же время там был и  скульптор  Огановский.  Вы
его видели?
     Жадан словно споткнулся:
     - Да... то есть нет.
     - Так да или нет?
     - Нет.
     А вот Огановский уверяет, что если бы вы там были,  не  увидеть  друг
друга вы не могли.
     - Почему? - лицо и шея Жадана покрылась красными пятнами.
     - Экспозиция развернута так, что знакомые люди обязательно  увиделись
бы. И народу в тот день было мало - десять-пятнадцать человек.  Но  и  это
еще не все. Чаусов изменил свои показания: он заявил, что  не  был  там  с
вами в тот день. Хотите очную ставку с ними - Огановским и Чаусовым?
     - Как не был?! Мы же... Что же теперь?! - он  растерянно  заерзал  на
стуле. - Что же он!..
     - Вы хотите сказать, что вы с ним  договорились,  а  теперь  он  умыл
руки.
     - Этого не может быть! - взвизгнул Жадан.
     - Всякое может быть, Святослав Юрьевич.
     - Сволочь он! Что же я теперь... В какое положение...
     - В плохое. Так были вы на выставке мебели в тот день или не были?
     - Ну не был, не был!
     - Зачем же врали?
     - Так получилось, случайно... шутя получилось...
     - А где вы были?
     - Дома сидел! Весь вечер!
     - Это плохое алиби. Кто может подтвердить, что вы сидели дома?
     - Никто.
     - Это совсем плохое алиби.
     - Так что же мне делать?
     - Говорить правду.
     - Да правду я говорю, поверьте!
     - Трудно мне вам теперь верить.
     - И что же будет? - тихо спросил Жадан.
     - То, что и должно быть...


     "Что-то проклюнулось или  я  увязаю?  -  подумала  Кира  после  ухода
Жадана. - Их новые версии алиби придется проверять, с  Чаусовым  проще,  с
Жаданом сложнее..." И  еще  она  вспомнила  намек  Долматовой  на  хромого
Пестерева. Его алиби вообще очень трудно  проверить.  Ехать  в  Белоруссию
искать  его  напарников  по  байдарочному  путешествию  по   Днепру?   Как
зацепиться за Пестерева, Кира понятия не имела. Никаких зацепок!


     Жадан понесся к Огановскому  в  мастерскую.  Тот  стоял  у  раскрытой
фигуры всадника. Руки Огановского были в глине. На звук открывшихся  ворот
он оглянулся.
     - Ты чего прискакал? Я работаю. У меня  неприемное  время,  -  сказал
Огановский, продолжая шлепать по мокрой глине.
     - Ты подумай, какая сволочь!  -  крикнул  Жадан.  -  И  захлебываясь,
рассказал, что произошло. - Мы же с ним шутя, как в игре,  придумали  себе
алиби! Я ей соответственно и наврал!
     - Врать нельзя, мужик. Этому в  детсадике  еще  учили,  -  равнодушно
сказал Огановский. - Теперь она не будет верить ни одному твоему слову. Не
с той ноги, брат, плясать пошел.
     - Конечно не будет верить! И я бы не поверил!
     - А может и вправду вдвоем вы и пристукнули Гилевского?
     - Пошел ты! А может это ты! Говоришь, был на выставке мебели?  А  кто
тебя там видел? То-то! Если она начнет тебя потрошить,  как  ты  докажешь,
что ты там был?!
     - Слушай, Славка, я занят, ты мне мешаешь. Заходи  вечером  на  чашку
чая, большего ты не  заслуживаешь  сегодня,  поговорим,  -  он  повернулся
спиной к Жадану, вытирая тряпкой руки.



                                    12

     Паскалова, Джума Агрба и Войцеховский сидели в кабинете Щербы.
     Кира закончила свое сообщение о последних событиях.
     - Почему Чаусов так заинтересован  в  содержимом  пакета  Диомиди?  -
спросил Щерба.
     - Он говорит, что, возможно, кроме переписки, существует  дневник,  в
нем   могут   быть   указания,   кому   Диомиди   когда-либо   продал   не
каталогизированные свои изделия, кому подарил, их названия, что в  частных
коллекциях. Было бы хорошо, дескать, известить  мир,  что  существуют  еще
работы Диомиди, которые надо внести в каталог.
     - Понятно. Теперь с новым алиби Чаусова и Жадана. С  Чаусовым  проще.
Отправляйтесь к этой даме - Непомнящей. Он, по его словам,  провел  у  нее
почти четыре часа. Брал несколько раз  в  руки  бутылку  коньяка  "Десна",
аудиокассету с пением Иглесиаса, видеокассету "Путь Карлито". И все в этот
день. Не раньше, не позже. Где-то же он "пальцы" оставил!
     - С тех мест, где он точно мог оставить "пальцы", будучи  у  женщины,
мы их снять не сможем, - засмеялся Войцеховский.
     - Увы! - хмыкнул Щерба. -  Джума,  пойди,  пожалуйста,  к  Непомнящей
вместе с Кирой Федоровной, подсоби ей.
     - Произвести выемку кассет и бутылки? - спросила Кира.
     - Непременно. Но с чем мы сравним - вот вопрос.
     - У меня есть стакан, из которого Чаусов пил воду, - ответила Кира.
     - Умница! Идите, и без "пальцев" Чаусова не возвращайтесь. За  Жадана
возьметесь потом.
     -  Вам  так  хочется  подтвердить   алиби   Чаусова?   -   усмехнулся
Войцеховский.
     - Мне хочется знать,  кто  убил  Гилевского...  Да,  Кира  Федоровна,
проверьте, был ли в тот день муж Непомнящей  в  командировке.  Ты,  Джума,
попробуй зацепиться за Пестерева. По сюжету тоже не последняя фигура.
     В это время зазвонил телефон. Щерба снял трубку.
     - Слушаю. Щерба. Кто, кто? Следователь Паскалова у меня.  Передаю  ей
трубку. - И обращаясь к Кире, сказал: - Директор музея по вашу душу.
     Кира поняла, что-то стряслось, не стал бы Ласкин, деликатный человек,
обзванивать прокуратуру, чтобы разыскать Киру.
     - Это Паскалова, Матвей Данилович, - сказала она.
     - Произошло нечто невероятное, - взволнованно произнес  Ласкин.  -  Я
очень бы хотел, чтобы вы приехали, если можно.
     - Хорошо, минут через сорок. Терпит?
     - Да. Жду вас.
     - Что-то там стряслось, - сказала Кира Щербе. - Просит приехать.
     - Поезжайте. Составь  компанию  Кире  Федоровне,  Джума,  -  попросил
Щерба, - на всякий случай.
     - Я тоже поеду, - произнес Войцеховский.
     - Буду очень рада, - сказала благодарно Кира.


     Ласкин ждал их у себя в кабинете. Он, правда, не ожидал,  что  вместо
одной Киры заявятся трое и несколько растерялся.
     - Что случилось, Матвей Данилович? - спросила Кира.
     - Когда я  куда-нибудь  уезжаю,  моя  секретарша  сохраняет  мне  все
газеты: "Литературку", "Известия" и нашу местную  "Городские  новости",  -
начал  он  несколько  торжественно.  -  Сегодня  я  выбрал  время,   чтобы
просмотреть всю пачку, что-то оставить для прочтения, остальные выбросить.
И вот номер наших "Городских новостей", - воздел он руку с газетой, -  где
опубликована  фотография  покойного  Модеста  Станиславовича  и  небольшое
интервью с ним с связи с его  намечавшейся  и  такой  престижной  для  нас
поездкой в США. Когда я увидел фотографию, я пришел в ужас. Полюбуйтесь, -
протянул он Кире газету.
     Она развернула ее во всю полосу. В  левом  верхнем  углу  фотоснимок:
высокий лысый человек стоит на пороге кабинета.
     - Что же вы увидели  здесь  необычного?  Это,  что  не  Гилевский?  -
спросила Кира.
     - Нет, это именно он! Но что за ним, вглядитесь?!
     - Комната. Слева сейф.
     - Какая вы  невнимательная,  -  огорчился  Ласкин.  -  Сейф,  сейф-то
приоткрыт. Щель почти с ладонь! Каким образом, как, кто?! Ведь второй ключ
у меня!
     Только   теперь   Кира   поняла,   что   так   взволновало   Ласкина:
действительно, дверь сейфа была приоткрыта сантиметров на шесть-семь. Кира
передала газету Войцеховскому.
     - Давайте пройдем в кабинет к Гилевскому, - предложил Войцеховский. -
Возьмите двух сотрудников. Матвей Данилович, нужны понятые...
     - Он был  заперт  и  тогда,  когда  мы  осматривали  кабинет  в  день
убийства, я даже подергала ручки - заперт, - сказала Кира.
     - Вы знаете, что там должно быть? - спросил Войцеховский у Ласкина.
     - Разумеется! На память помню.
     - Кира Федоровна, второй ключ у вас? - спросил Войцеховский.
     - У меня.
     - Тогда давайте откроем сейф.
     С помощью двух ключей отперли дверь, открыли ее, тяжелую,  массивную.
Ласкин заглянул. Начал перечислять:
     - Это скифские ушные подвески из золота  с  камнями.  Ценность  их  в
камнях. Нигде, никому, никогда они не попадались  больше,  словно  природа
один раз продемонстрировала их мастеру полторы тысячи лет  назад  и  затем
упрятала навсегда. Дальше. Это - декоративная булава  -  серебро,  золото,
драгоценные камни, подарок Сигизмунда одному из гетьманов. Пояс,  IX  век,
выполнен из золотых пластин, покрывающих кожу, на бирюзовых камнях золотом
арабские письмена. Два серебряных  женских  браслета,  XI  век,  с  черным
жемчугом. И, наконец, константинопольская  панагия  VIII  век,  уникальная
эмаль, по периметру бриллианты, по три карата  каждый.  Все  на  месте,  -
закончил Ласкин.
     - Вы уверены? - спросила Кира.
     - Все, что в описи, а эту опись я знаю на память.
     - Вы часто заглядывали в сейф? - спросила Кира.
     - Почти никогда. Раз-два в год. В этом не было нужды. Часто  лезть  в
него значило бы выразить недоверие Гилевскому, обидеть его.
     - А сюда, в кабинет, часто заходили?
     - При необходимости. Два-три раза в месяц... Что же преступник  искал
здесь? Странно, ничего не похищено!
     - Этого мы еще не знаем, - ответила Кира.
     Между тем Войцеховский  думал:  "Когда  Паскалова  осматривала  тогда
кабинет, с нею не было никого, кто бы часто  имел  возможность  входить  к
Гилевскому и помнить, что, где лежит". Войцеховский обратился к Ласкину:
     - Матвей Данилович, внимательнейшим образом осмотрите все вокруг, что
сдвинуто, перемещено, переставлено местами, чего не хватает на  письменном
столе, на этажерке, где пишущая машинка, в общем все.
     Ласкин осматривал кабинет, двигаясь от предмета к предмету. Постоял у
письменного стола, словно обшаривал  его  глазами:  перекидной  календарь,
стопка  чистой  бумаги,  высокий  пластмассовый  стакан  с  карандашами  и
шариковыми ручками, настольные часы в  махоневой  оправе,  телефон,  рядом
телефонный справочник.
     - Не хватает пустяка, топора, - вдруг сказал он.
     - Какого топора? - удивленно спросила Кира.
     - Сейчас, одну минуточку, - он быстро вышел из кабинета, они  слышали
его шаги, торопливо удалявшиеся вниз  по  лестнице.  Вскоре  он  вернулся,
разжал   кулак.   На    ладони    лежал    клинообразный    четырехгранный
плохошлифованный камень. - Это  топор  далеких  наших  предков,  -  сказал
Ласкин. - Каменный век. Он привязывался к палке-рукоятке и  им  орудовали.
Нам после раскопок на Селикатовском городище досталось шесть  штук  таких.
Пять пошло в экспозицию. Один взял  себе  Гилевский.  Видите  зарешеченное
окно? Летом из-за духоты Гилевский держал окно распахнутым, а  чтоб  ветер
не сдувал бумаги, клал сверху такой топор. Вот его-то и нет на столе.
     Кира и Войцеховский поочередно разглядывали  древнее  орудие  быта  и
охоты.
     - Я могу взять это, не оформляя выемку? - спросила Кира у Ласкина.  -
Как вещественное доказательство именно этот топор мне не нужен, я не  буду
приобщать его к делу, а через какое-то время я вам его возвращу.
     - Пожалуйста, конечно, - кивнул Ласкин...


     Пока Кира,  Войцеховский  и  Ласкин  беседовали,  Джума  из  кабинета
углубился в полумрак хранилища фондов. Стеллажи, стеллажи с тысячами папок

 

 Назад 2 3 4 5 6 · 7 · 8 9 Далее 

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz