Детектив



Смерть и немного любви


дело застопорилось. Так что произошло?
   - Я не уполномочен...
   - Конечно, конечно, - перебил его Селуянов, - это коммерческая тайна.
Это я уже слышал. Но я подумал, что, если бы условия "Назы" с самого на-
чала оказались неприемлемыми для вас, вы бы не  тратили  три  месяца  на
согласования. Чем же вы занимались три месяца, если в конце  концов  все
пошло насмарку?
   - Какое это имеет отношение к событиям в загсе?
   - Наверное, никакого, - пожал плечами Селуянов. - Но я хочу понять, а
вдруг имеет? А?
   - Уверяю вас, не имеет.
   - Хорошо, пойдем дальше. Ваша фирма в течение 1993 года заключила во-
семнадцать контрактов, в течение 1994 года - двадцать один. А в этом го-
ду за четыре с половиной месяца - ни одного. Вы можете как-то  это  про-
комментировать?
   - Никаких комментариев, - сухо обронил  Латышев.  -  Я  вам  все  уже
объяснил про коммерческую тайну.
   - Значит, вы считаете, что это в порядке вещей?
   - Вас не должно касаться, что я считаю.
   - Но ведь вы - коммерческий директор фирмы...
   - Ну и что? У меня есть мнение по этому вопросу, но  я  не  собираюсь
высказывать его каждому встречному.
   "Дожили, - с тоской подумал Селуянов. - Вот уже и работник уголовного
розыска, раскрывающий два убийства, первый встречный. Дальше что?"
   - А у меня складывается впечатление, что фирма "Голубой Дунай" свора-
чивает свою деятельность в России. Опровергните меня, если можете.
   - И не собираюсь. Вы вольны думать все, что вам угодно. Даже если  вы
правы, фирма никаких законов этим не нарушает.
   - Скажите, а где вы были в минувшую субботу?
   - Я был дома, - быстро ответил Латышев, ни на секунду не задумавшись.
   Этот ответ Селуянову совсем не понравился.
   - Кто-нибудь может это подтвердить?
   - Разумеется. Я был с женщиной, могу назвать ее имя, она подтвердит.
   Алиби, составленное женщиной, Селуянову не  понравилось  еще  больше.
Цену таким алиби он знал хорошо.
   - Мне сказали, что одно время вы усиленно ухаживали за Эленой Бартош.
Это правда?
   - Ну и что? Что в этом противозаконного? И вообще, это было давно.
   - Ну какая разница, давно или недавно. Было?
   - Допустим.
   - Вы собирались на ней жениться?
   - С чего вы взяли?
   - Я просто спрашиваю. Так собирались?
   - Ничего подобного. Я просто ухаживал за красивой девушкой.
   - За дочерью вашего шефа, - с невинным видом уточнил Селуянов. - Зна-
чит, жениться на ней вы не собирались?
   - И в мыслях не было.
   - А Тамила Шалвовна думала иначе.
   - Меня не интересует, что думала Тамила Шалвовна.
   - А что думала Элена, вас тоже не интересует? Латышев  запнулся.  Его
лицо медленно каменело прямо на глазах у Селуянова.
   - Я не понимаю, к чему все эти расспросы, - наконец медленно произнес
Марат. - То, что было между мной и Эленой, не имеет никакого отношения к
событиям в загсе.
   - Значит, вас не интересует, что думала Элена по поводу ваших ней от-
ношений?
   - Нет.
   - Странно. Вообще-то она была уверена, что вы хотите жениться на ней.
   - С чего ей быть уверенной в этом? Глупости!
   - А с того, что вы делали ей предложение. И она,  между  прочим,  его
приняла. Вы об этом забыли?
   - Да мало ли что может померещиться молоденькой свистушке!
   - А кольцо ей тоже померещилось?
   - Какое кольцо?
   - Которое вы подарили ей, когда отдыхали вместе  на  Балатоне.  Элена
страдает галлюцинациями?
   - Послушайте, не делайте вы проблему на ровном месте! Да,  мы  ездили
вместе на Балатон к ее бабушке, да, мы все ночи проводили вместе, да,  я
подарил ей кольцо. И что из этого? Я нормальный, хорошо воспитанный  че-
ловек, и если девушка спит со мной, я считаю нормальным сделать ей пода-
рок.
   - Такой дорогой? Кольцо с тремя бриллиантами?
   - У вас совковое представление о том, что такое "дорого" и что  такое
"дешево". - К Латышеву вернулось его прежнее высокомерие. - По моим  до-
ходам такое кольцо не было слишком дорогим.
   - Значит, вы ни капли не переживали, когда Элена собралась  замуж  за
другого?
   - Ни одной секунды.
   - Хорошо, - вздохнул Селуянов. - Давайте я запишу имя вашей  подруги,
с которой вы провели субботу.
   - Сделайте одолжение. Ольга Емельянцева, сотрудница нашей фирмы.  Она
работает в отделе рекламы.
   Белое и черное, черное и белое...
   Мой мир с самого детства  сужен  до  этих  двух  понятий.  Можно  или
нельзя. Плохо или хорошо. Добро или зло. Нет  середины,  нет  полутонов,
нет привходящих обстоятельств и неоднозначных  решений.  Только  "да"  и
"нет". И никаких "может быть".
   Мне пять лет... Родители о чем-то громко спорят, мне кажется, что они
ссорятся. Отец называет маму сукой, и я тут  же  подхватываю  незнакомое
слово, которое так легко произносится.
   - Сука! Мама - сука! Мама - сука! - радостно кричу я  в  восторге  от
того, что новое слово быстро запомнилось и удобно легло на язык.
   Ссора тут же прекращается, все внимание переключается на меня.
   - Это очень плохое слово, -  строго  выговаривает  мне  мама.  -  Его
нельзя произносить. Ты поступаешь плохо.
   - Значит, папа тоже поступил плохо? - резонно спрашиваю я.
   Мама растерянно умолкает, но тут в  воспитательный  процесс  вступает
отец. Он откашливается и делает серьезное лицо.
   - Видишь ли, котенок, - говорит он, почему-то глядя на маму, а не  на
меня, - бывают ситуации, когда... Одним словом, не все так просто... Ни-
когда нельзя точно сказать...
   Но мне пять лет, и меня не устраивает шаткий и непредсказуемый мир, в
котором "никогда нельзя точно сказать". Я-ребенок, и я  хочу  определен-
ности. Моя детская боязливость требует уверенности в том, что мама с па-
пой будут всегда, и всегда будет моя уютная постелька, и  плюшевый  заяц
возле подушки, и сказка на ночь, и яблочный сок по  утрам,  и  бабушкины
пироги по субботам. Я хочу знать точно, что, если буду каждый день  чис-
тить зубы, говорить "спасибо" и" пожалуйста"  и  слушаться,  меня  будут
хвалить, а когда начну капризничать или что-нибудь сломаю -  меня  нака-
жут. Но если бывают разные ситуации, и не  все  так  просто,  и  никогда
нельзя сказать наверняка, то, может быть, меня будут наказывать за хоро-
шее поведение и начнут хвалить за плохое? Мой пятилетний мозг не в  сос-
тоянии справиться с такой задачкой. И я начинаю злиться.
   Мне восемь лет... Родители взяли меня с собой в кино, и  я  вместе  с
ними смотрю на экран, где отпетый преступник, сбежавший из  тюрьмы,  ко-
го-то спасает и погибает. Мама украдкой вытирала слезы, но я не могу по-
нять, что ее так расстроило.
   - Мам, тебе что, жалко его? - спрашиваю я, когда мы выходим на улицу,
в теплый ароматный весенний вечер.
   - Конечно, солнышко, - кивает мама.
   - Но ведь он же преступник, - горячо возмущаюсь я. - Он же из  тюрьмы
сбежал. За что же его жалеть? Умер - так ему и надо.
   - Видишь ли, детка, - снова заводит папа свою обычную песню, - не все
так просто. Нет людей абсолютно плохих и абсолютно хороших. Он, конечно,
преступник, но ведь он спас девочку, не дал  ей  погибнуть,  значит,  он
все-таки хороший человек. Не всегда трудно определенно сказать...
   Но меня это не устраивает. Я хочу иметь твердые ориентиры,  чтобы  не
заблудиться и не потеряться в мире взрослых. Я хочу знать  точно,  какие
люди считаются хорошими, а какие - плохими.
   Я хочу знать точно, что можно делать, а чего делать  нельзя,  за  что
всегда похвалят и наградят, а за что - сурово накажут. Я получаю знание,
собираю его по крупицам, задавая родителям тысячи и тысячи вопросов,  но
они никак не поймут, что мне нужно, и продолжают туманно  и  расплывчато
объяснять мне, что не все сейчас просто и что бывают ситуации, когда...
   В конце концов я начинаю постигать мир самостоятельно, без их помощи.
Я читаю книжки и смотрю кино про милиционеров и преступников,  про  раз-
ведчиков и шпионов, про" красных" и "белых" и делю мир на два цвета. По-
лутона меня тревожат, неопределенность пугает,  неоднозначность  решений
вызывает ужас. Я их ненавижу.
   В одиннадцать лет меня сбивает машина, и я с сотрясением мозга  попа-
даю в больницу. Впервые в жизни мама не целует меня на ночь, а по  утрам
я не получаю свой стакан сока. А ведь мне казалось, что  так,  как  было
раньше, будет всегда. И теперь я пристаю к врачам с вопросом: когда меня
отпустят домой? Я буду терпеть столько, сколько надо, но  я  хочу  знать
точно: когда.
   - Видишь ли, деточка, - говорит мне врач с бородкой и в очках, -  это
зависит от многих обстоятельств...
   И дальше опять все те же слова, которые я слышу от родителей. Я начи-
наю сходить сума, я закатываю истерики, требуя отпустить меня  домой.  В
конце концов врачи не выдерживают и  выписывают  меня  на  строгий  пос-
тельный режим, взяв с мамы клятвенное заверение, что она будет тщательно
следить за моим состоянием.
   Я радуюсь, что я наконец снова дома, в своей комнате, в своей  посте-
ли, с мамой и папой, со своими любимыми книжками. Я  очень  хочу  скорее
поправиться, поэтому обещаю себе выполнять все, что наказывал  мне  док-
тор: лежать в комнате с зашторенными окнами, как можно меньше  вставать,
не читать, не смотреть телевизор, шесть раз в день принимать  лекарства.
Но мне только одиннадцать лет, и я, конечно, не могу целый день  лежать,
погрузившись в мысли. Родители уходят на работу, а я отдергиваю штору  и
читаю. После обеда ко мне приходят одноклассники, и я вскакиваю и  дура-
чусь вместе  с  ними.  Но  пить  лекарства  не  забываю,  это,  пожалуй,
единственное, что я выполняю в точности. После возни с друзьями  у  меня
кружится голова, а иногда начинается рвота, но я скрываю это от мамы,  и
когда она приходит с работы и заботливо спрашивает, как я себя чувствую,
я как ни в чем не бывало вру, что все прекрасно, с каждым днем все лучше
и лучше. На самом деле я чувствую себя все хуже и хуже, но боюсь сказать
об этом, потому что не хочу снова попасть в больницу.
   Однажды моя ложь все-таки открывается: мама приходит с работы в  неу-
рочное время, как раз в тот момент, когда я стою, склонившись над унита-
зом и содрогаясь в мучительных спазмах рвоты.  Мама  собирается  вызвать
"скорую", но я рыдаю, умоляя ее не делать этого, бьюсь в истерике и  те-
ряю сознание, зайдясь собственным криком. Мама меня жалеет. Поэтому  она
просто берет отпуск за свой счет и начинает меня выхаживать дома. Под ее
надзором я веду себя как полагается и действительно через какоето  время
иду на поправку.
   С тех пор прошло много времени, и теперь только осень и весна напоми-
нают мне о том, что когда-то у меня было тяжелое сотрясение мозга. В но-
ябре и апреле я плохо себя чувствую: у меня сильно болит голова и  почти
всегда плохое настроение. Я легко раздражаюсь и начинаю злиться по  вся-
кому поводу, а потом долго плачу и жалею себя. Но это проходит.
   Сотрудник отдела по борьбе с тяжкими  насильственными  преступлениями
Николай Селуянов женщин не любил. И точно так  же  он  не  любил  алиби,
подтверждаемые женщинами, особенно если эти женщины были женами или под-
ругами подозреваемых. Он считал всех женщин лживыми  предательницами,  и
разубедить его в обратном давно уже никто не брался, с  тех  самых  пор,
когда жена Николая бросила его, забрала двоих детей и  укатила  с  новым
мужем в Воронеж. Развод он переживал долго и тяжело, а разлука с  детьми
оказалась для него и вовсе непереносимой.  Обвиняя  жену  в  собственных
страданиях, он весь свой гнев и негодование переносил на тех  женщин,  с
которыми его сталкивала работа.
   Поэтому когда Марат Латышев сослался на Ольгу Емельянцеву в подтверж-
дение того, что в день, когда были совершены два убийства, он безотлучно
находился дома, Селуянов ему не поверил. Он ни минуты не сомневался, что
подружка молодого бизнесмена подтвердит все, что угодно, а  Латышев  ка-
зался Николаю фигурой весьма и весьма подозрительной.
   У него были свои способы проверки и опровержения алиби, которым он не
доверял. Способы эти далеко не всегда одобрялись его начальником полков-
ником Гордеевым, но Николай упрямо делал по-своему, с легкостью перенося
систематические выволочки и нагоняи руководства. Он относился к той  ка-
тегории людей, для которых важен только результат, а переживаемые в про-
цессе его достижения отрицательные эмоции значения не имеют.
   Для осуществления задуманного ему нужен был хороший фотограф,  и  он,
долго не раздумывая, позвонил Антону Шевцову.
   - Я покажу тебе девушку, а ты должен сделать несколько ее  фотографий
на улице. Потом я дам тебе другие фотографии, и ты мне сделаешь фотомон-
таж. Сумеешь?
   - Без проблем, - весело  отозвался  Шевцов,  который  к  пятнице  уже
чувствовал себя совсем хорошо и снова носился сломя голову по редакцион-
ным заданиям.
   Он без труда отыскал сотрудницу фирмы "Голубой Дунай" Ольгу  Емельян-
цеву и "проводил" ее до дома, сделав около десяти "снимков: на улице, на
остановке троллейбуса, в магазине, на аллее, возле подъезда. Девушка бы-
ла хорошенькой, но не очень фотогеничной, Шевцов наметанным глазом сразу
это определил и постарался выбирать такой ракурс, при котором Ольга  по-
лучалась бы на фотографиях как можно привлекательнее. Один снимок  пока-
зался ему наиболее удачным: Ольга покупала бананы у уличного торговца, и
Антону удалось поймать момент, когда она, протянув  руку,  брала  сдачу.
Вероятно, ей показалось, что продавец имеет гнусное намерение  ее  обма-
нуть, и она пыталась в уме быстренько подсчитать, действительно  ли  тот
вес бананов, который он ей назвал, "тянет" ровно на десять тысяч рублей.
Во всяком случае, лицо у нее было в тот момент напряженным  и  даже  как
будто испуганным.
   С Селуяновым они встретились в тот же вечер и вместе отправились  до-
мой к Николаю, который в маленькой кладовке, примыкающей к кухне, обору-
довал крошечную фотолабораторию, продолбив стену и проведя туда воду.
   - Ого! - не сдержал удивления Антон, оглядывая нехитрое, но  содержа-
щееся в идеальном порядке оборудование Селуянова.
   - Приходится выкручиваться, - пожал плечами Коля. -  Без  хитрости  у
нас ничего не получается. Это только Аська наша умеет  раскрывать  прес-
тупления, оставаясь честной, но для этого нужно быть Аськой.
   - Аська - это Каменская? - уточнил Шевцов.
   - Угу, она самая.
   - А почему у нее получается, а у тебя - нет? Она что, особенная?
   - А черт ее знает, - улыбнулся Селуянов. - Она, наверное, актриса хо-
рошая. Умеет говорить правду так, как будто врет, вот ей и не верят. Эф-
фект тот же самый получается, а упрекнуть ее не в чем.
   - Это как же? - заинтересовался фотограф. - Я что-то не понял.
   - Да проще пареной репы. Например, ты приходишь домой,  а  жена  тебя
спрашивает: "Ты обедал?" На самом деле днем ты ездил к своей любовнице и
прекрасно пообедал у нее, но ты почему-то  прячешь  глаза  и  невразуми-
тельно блеешь: "Что? Ах, да... Да, обедал... Обедал, конечно, ты не бес-
покойся". Все. Эффект достигнут. Твоя  благоверная  пребывает  в  полной
уверенности, что ты, бедненький, целый день на ногах, в  бегах,  ни  по-
есть, ни попить тебе некогда. Она тебя жалеет и любит. То есть ты ей со-
врал, сказав при этом чистую правду. Понял?
   - Ловко, - рассмеялся Антон. - А почему у тебя так не получается?
   - Не знаю. Способностей, наверное, нет. И соображаю туго. Аська ситу-
ацию на лету сечет и моментально подстраивается, а я только спустя  нес-
колько часов соображаю, как можно было разговор повернуть да какую  мину
скорчить... Ну, у меня зато свои хитрости есть. Тебя кормить или сразу к
делу приступим?
   - Совместим. Пока пленка будет  проявляться,  можно  перехватить  че-
го-нибудь, если тебе не сложно. Потом второй перерыв сделаем, пока сним-
ки будут сохнуть.
   Фотографии получились на славу, но Антон понял это только тогда, ког-
да Селуянов показал ему те снимки, с которыми нужно  было  "монтировать"
Емельянцеву. По замыслу оперативника, в итоге они должны  были  получить
фотографии, на которых Ольга была запечатлена в момент  встречи  с  нес-
колькими разными мужчинами, которые передавали ей какие-то небольшие па-
кеты. Поэтому кадр с протянутой за сдачей рукой оказался как нельзя  бо-
лее кстати. Кроме того, Емельянцеву нужно было "переодеть".
   - А какова идея? - спросил озадаченный Шевцов. - Для чего мы это  де-
лаем?
   - Для обмана, конечно, для чего ж еще, - отшутился Селуянов. - В  на-
шем деле закон простой: не соврешь - правды не добьешься. Давай  еще  по
кофейку дернем, пока сохнут снимки.
   - Нет, я буду чай, если можно, - попросил Антон. -  Мне  кофе  совсем
нельзя.
   - А что у тебя? Чем болеешь-то?
   - Ишемическая болезнь сердца.
   Да ну? Ты вроде молодой еще, - удивился Коля.
   Это с детства. Да ты не смотри на меня как на  калеку,  -  рассмеялся
фотограф, - я привык. Меня с этой ишемической болезнью и в армию  взяли,
два года оттрубил, как у вас говорят, от звонка до звонка. Даже работать
почти не мешает.  Прихватывает  примерно  раз  в  два  месяца,  отлежусь
три-четыре денечка - и все. Не смертельно.
   Селуянов заварил свежий чай, нарезал бутерброды, достал из шкафа  бу-
тылку с коньяком, потом неуверенно посмотрел на гостя.
   - Тебе, наверное, и этого нельзя?
   Антон отрицательно покачал головой.
   - Нельзя. Но ты пей, если хочешь, меня это не ломает.
   - Точно? - обрадовался Коля. - А то неудобно как-то: я буду  пить,  а
ты - смотреть.
   - Да я всю жизнь смотрю и как пьют, и как танцуют всю ночь  напролет,
и как с девушкам развлекаются. Привык.
   - Асам-ни-ни?
   - Боюсь, - признался Шевцов. - Только курю, ничего не  могу  с  собой
поделать. Но от всего остального приходится отказываться. Хочется пожить
подольше.
   - Это правильно, - одобрительно кивнул Коля, доставая рюмку и наливая
в нее коньяк. - Твое здоровье.
   Он залпом выпил прозрачную коричневую жидкость, поймав на себе  удив-
ленный взгляд гостя.
   - Чего так смотришь? Коньяк залпом пью? Думаешь, спиваюсь?
   Антон пожал плечами и осторожно отпил из чашки дымящийся чай.
   - Ты один живешь? - вместо ответа спросил он.
   - Один. Жена сбежала, не вынесла тягот милицейской семьи.
   Селуянов быстро налил себе вторую рюмку и так же одним махом  опроки-
нул в себя.
   - Ты сам-то не женат?
   - Нет еще, - улыбнулся Антон.
   - Собираешься?
   - Пока нет.
   - А чего тянешь?
   - Материальную базу создаю, - пошутил фотограф. - Представь  себе,  я
женюсь, рождается ребенок, а у меня сердце не выдерживает. Жена-то расс-
читывала, что проживет со мной долго, что я помогу ребенка  вырастить  и
на ноги поставить, а я вдруг помираю и оставляю ее с малышом на произвол
судьбы. Получается, вроде как я ее обманул и предал.  Поэтому  я  должен
обязательно иметь средства, чтобы после моей смерти они ни в чем не нуж-
дались, хотя бы какое-то время.
   - Чего ж ты себя хоронишь раньше времени, - с упреком произнес Селуя-
нов, выпивая третью рюмку. - Может, ты лет до семидесяти проживешь.
   - Может, - согласился Антон. - А может и нет. И  если  я  женюсь,  то
должен быть спокоен за свою семью. Тебе, наверное, странно все это  слы-
шать, но у сердечников вообще психология другая. Здоровым людям  нас  не
понять.
   - Ладно, ты на меня не обижайся. И не смотри на меня  волком,  больше
пить сегодня не буду. Три рюмки - моя норма на  каждый  вечер.  Без  них
спать не ложусь. Все, смотри: бутылку убираю.
   Он действительно убрал бутылку обратно в шкаф. Лицо его  расслабилось
и порозовело, глаза заблестели.
   - Слушай, Антон, давай-ка поговорим про кражу из вашей  фотолаборато-
рии. Замок, как я понимаю, у вас там игрушечный стоит?
   - Да кому мы нужны-то с нашими фотографиями и пленками? Там сроду ни-
когда ничего не запиралось. Ты же видел, в комнате  стоят  металлические
шкафы, иногда ребята там аппаратуру оставляют, но редко. Знаешь,  каждый
себе камеры сам выбирает, это же наша профессия, поэтому мы их и покупа-
ем сами, и ремонтируем, в руки никому не даем. И  потом,  чем  "горячее"
снимок - тем лучше, вот мы с камерами и не расстаемся, а вдруг по дороге
кадр интересный подвернется. Но если кто-то оставляет аппаратуру в  сей-
фе, то запирает и опечатывает. А все остальное так по всей комнате валя-
ется, сам видел. Кто угодно может зайти и взять, не возбраняется.
   - Ну и порядочки у вас, - с осуждением покачал головой Николай.
   - Так ведь ничего секретного там нет...
   - Сегодня нет, а завтра - украли. У кого-нибудь еще пропали пленки?
   - Ребята говорят, еще двух пленок не досчитались, но они такие же бе-
зобидные, как и мои. У одного -  прошлогодняя,  с  ежегодного  праздника
"Московского комсомольца", а у другого -  свежак,  с  брифинга  в  вашем
ГУВД. Может быть, вору как раз она и была нужна, там все ваше новое  на-
чальство сфотографировано. Как ты думаешь?
   - Все возможно, Антон, все возможно. Пошли посмотрим, чего  у  нас  с
тобой получилось.
   Они аккуратно сняли с веревки прищепки, которыми были закреплены  еще
чуть влажные отпечатки. С фотографий на них смотрели Ольга Емельянцева и
двое мужчин с весьма выразительной внешностью. Мужчины передавали ей па-
кеты, а Ольга, напряженно и испуганно улыбаясь, их брала.
   Завтра Селуянов при помощи этих фотографий быстро выяснит, где же  на
самом деле был Марат Латышев в момент, когда в загсах погибли две девуш-
ки-невесты.
   Вероника Матвеевна услышала телефонный звонок еще  на  лестнице.  Она
торопливо вытащила ключи, отперла дверь и кинулась к надрывающемуся  те-
лефонному аппарату.
   - Добрый вечер. Вероника Матвеевна, - услышала она в трубке  приятный
мужской голос.
   - Здравствуй, Марат.
   - Как ваши дела?
   - Потихоньку. Ко мне из милиции приходили.
   - Ко мне тоже. Спрашивали про субботу.
   - И что ты сказал?
   - Сказал, что дома был, с Ольгой. А у вас спрашивали?
   - Нет. Кому старуха нужна? И в голову не придет меня подозревать.  Да
и не в чем. Тебе сложнее.
   - Это верно, - усмехнулся в трубку Марат. - Что же, Вероника Матвеев-
на, будем надеяться на лучшее. Может быть, нам с вами  еще  повезет.  Вы
мне ничего интересного не скажете?
   - Кажется, завтра после обеда Валерик и Эля собираются на чу.
   - Да? - оживился Латышев. - Это хорошо. Это радует.
   - Чего ж хорошего? Думаешь, нам хватит месяца, чтобы их отговорить?
   - Будем пробовать, Вероника Матвеевна. Если они уедут на дачу, я тоже
туда подъеду, испорчу им всю обедню. Вы уж простите меня, придется ваше-
го сына немного поунижать в глазах любимой девушки. Двух  недель  нам  с
вами не хватило, но теперь еще есть время. И не забудьте, как бы дело ни
повернулось - я ваш должник.
   - Спасибо тебе, Марат, - вздохнула женщина.
   - Не за что. Вам спасибо.
   Вероника Матвеевна не спеша разделась и стала готовить себе  нехитрый
ужин. Для Валерия еда была уже приготовлена - две аппетитные отбивные  с
жареным картофелем. Себе она не могла этого позволить, хорошее мясо  по-
купалось только для сына и расходовалось экономно. Сама  Турбина  варила
какие-нибудь макаронные изделия подешевле и ела их,  посыпав  сахаром  и
добавив капельку бутербродного маргарина. Ничего, подумала она,  откиды-
вая в дуршлаг кипящую вермишель, вот решится дело - и Марат даст  денег,
как обещал. Много денег. Их хватит на то, чтобы  откупиться  от  негодяя
Пашки и более или менее прилично содержать дом. Господи, как ей  надоела
эта вечная нищета!


   Глава 7

   Ольга Емельянцева за всю свою жизнь имела дело с милицией  всего  два
раза: когда получала паспорт и когда прописывалась в новой квартире. По-
этому к визиту невысокого лысоватого оперативника с Петровки отнеслась с
любопытством и одновременно с некоторой боязнью. Он явился  без  предуп-
реждения, как снег на голову, и Ольга в который уже раз мысленно  похва-
лила себя за привычку поддерживать в квартире идеальный  порядок  не  от
случая к случаю, а постоянно и ходить дома не в халате и распустехой,  а
в элегантном домашнем костюме. Привычка эта появилась у нее с  тех  пор,
как Марат начал ухаживать за дочерью Бартоша. Если  раньше  их  свидания
заранее планировались, то ухаживание за Эленой обернулось тем, что Марат
Латышев никогда не мог знать, в какой день и в какое время у него  обра-
зуется "окно", чтобы заглянуть к своей давней подружке. Его визиты стали
нерегулярными и всегда неожиданными, и Ольга, втайне надеявшаяся на про-
должение отношений, взяла за правило быть готовой к  приходу  Марата  24
часа в сутки.
   Оперативник, назвавшийся Николаем Селуяновым, вежливо попросил разре-
шения присесть и разложил на столе перед Ольгой несколько фотографий.
   - Скажите, пожалуйста, кто эти люди, с которыми вы встречались? - на-
чал он.
   Девушка внимательно посмотрела на снимки. Женщина,  запечатленная  на
них, была поразительно похожа на нее, ну просто один к одному, но одежда
на ней была другая, у Ольги никогда не было таких юбок и костюмов.
   - Я их впервые вижу, - удивленно ответила она, поднимая глаза от  фо-
тографий.
   - Ну как же, Ольга Дмитриевна, вас же сфотографировали вместе с ними,
а вы говорите - впервые видите, - мягко упрекнул ее Селуянов. - Зачем же
так откровенно лгать? Ведь это вы, никаких сомнений.
   - Да нет же, - начала горячиться Емельянцева, - это не я.
   - Как же не вы? Вы посмотрите как следует, лицо-то ваше.
   - Эта женщина очень похожа на меня, но это не я, - упрямилась  Ольга.
- И вообще, что все это значит?
   - А это значит, Ольга Дмитриевна, что вы в течение только одного дня,
тринадцатого мая, встречались с двумя преступниками, которые находятся в
розыске за систематический сбыт наркотиков. И у меня есть все  основания
думать, что вы им в этом деле помогаете.  Вот,  взгляните-ка,  вот  этот
мужчина - Валентин Кирюхин, ранее трижды судимый, и вы берете у него па-
кете героином. А потом, два часа спустя, вас сфотографировали  с  другим
преступником, по кличке Федот. Не станете же вы  мне  рассказывать,  что
этого не было, правда? Фотографии-то - вот они, перед вами.
   - Но я вам клянусь, честное слово, я впервые вижу этих людей! - В па-
нике Ольга чуть не кричала. - Это какая-то ошибка, это чудовищная  ошиб-
ка, женщина на меня очень похожа, но это не я! У меня и одежды-то  такой
нет, вот...
   Она вскочила со стула, метнулась к шкафу и рывком распахнула дверцы.
   - Пожалуйста, посмотрите, у меня нет таких вещей, какие на ней  наде-
ты. Ну посмотрите же!
   Она, казалось, готова была силой  тащить  Селуянова  к  шкафу  и  де-
монстрировать ему свои эффектные туалеты. На глазах у нее выступили сле-
зы, и Николай понял, что давления уже достаточно, теперь можно протянуть
ей руку помощи.
   - То есть вы хотите сказать, что наши сотрудники обознались? - неуве-
ренно спросил он. - Лицо-то как две капли воды похоже.
   - Конечно, обознались, - горячо подхватила Ольга спасательный круг. -
Сходство и в самом деле удивительное, одно лицо. И волосы такие  же.  Но
одежда-то не моя, вы посмотрите! Я такое вообще не ношу.
   - Ну, это все разговоры, - снова отыграл назад Селуянов. - Ношу -  не
ношу, это не доказательство. Может, у вас этой  одежды  и  вправду  дома
нет, но это сейчас, а в субботу, тринадцатого, очень даже была, да сплы-
ла. А по лицу сходство абсолютное, так что я  склонен  думать,  что  это
все-таки вы помогаете преступникам в сбыте наркотиков. Ольга Дмитриевна,
если вы мне сейчас все про них расскажете, я гарантирую вам освобождение
от уголовной ответственности за пособничество. Ну как, договорились?
   Емельянцева снова впала в панику.
   - Боже мой, что же мне делать? - расплакалась она. - Ну как мне дока-
зать, что это не я? Не я это, вы понимаете? Не я!!!
   - Вы были в субботу, тринадцатого мая, в парке  Горького?  -  спросил
Николай, вертя в руках один из снимков.
   - Нет! Не была! Я там уже сто лет не была! Что мне там делать?
   - А где вы были, позвольте спросить?
   - До одиннадцати я была дома, потом ходила на рынок, покупала овощи и
мясо, потом готовила обед. Ко мне в субботу приходили гости...
   - Так, давайте по порядку, - остановил ее Селуянов. - Кто может подт-
вердить, что до одиннадцати утра вы были дома? У вас кто-нибудь был?
   - Нет, - растерялась Ольга, - я была одна.
   - Может быть, вам кто-нибудь звонил?
   - Звонил? Да, конечно, звонила мама, я с ней разговаривала минут пят-
надцать, и еще звонила подруга, которую я вечером ждала в гости с мужем.
   - В котором часу это было?
   - Мама звонила, когда я только встала, часов в  девять,  наверное,  а
Аня попозже. Да-да, я помню, я как раз спросила у  нее,  какие  продукты
нужны для овощного рагу, она мне все продиктовала, и я  сразу  же  стала
собираться на рынок.
   - Значит, в районе половины одиннадцатого? - уточнил он.
   - Да, примерно.
   - Хорошо. А на рынке вас кто-нибудь видел? Кто-нибудь может  подтвер-
дить, что вы после одиннадцати часов действительно были на рынке, а не в
парке Горького, где встречались с Кирюхиным?
   - Конечно, конечно, - заторопилась девушка, - вы знаете, у нас  рынок
рядом, три минуты пешком, поэтому из нашего дома и из соседних люди  там
постоянно встречаются. Сейчас я вспомню, кого из соседей видела на рынке
в субботу...
   Она наморщила лоб, но уже через полминуты лицо ее прояснилось.
   - Муж с женой с пятого этажа, Федоровы. Они клубнику покупали. Я  по-
тому и запомнила, что она же еще очень дорогая, а они покупали сразу три
килограмма. Я подошла к ним и в шутку спросила, зачем им столько, переп-
родавать, что ли? А они мне объяснили, что у их сына день рождения и  он
пригласил человек десять одноклассников, а торты с  пирожными  всем  уже
смертельно надоели, вот они и хотят подать детям на десерт  клубнику  со
сливками. Вы спросите у них, они подтвердят. Они наверняка помнят, как я
к ним подходила. Они даже угостили меня клубникой.
   - Спрошу, - кивнул Селуянов. - Что еще можете вспомнить? Кто вас  ви-
дел, с кем разговаривали?
   - Еще... - Она снова задумалась. - Еще я заходила в гастроном за  ма-
йонезом и соусом, и там у кассирши сдачи не было с пятидесяти  тысяч,  я
минут десять около нее стояла, пока она сдачу насобирала, а она все вор-
чала, что несут крупные купюры, всем на сдачу не  напасешься.  Но  я  не
знаю, вспомнит ли она...
   - Какая именно кассирша и какой гастроном?
   - Гастроном на соседней улице, называется "Елена-плюс", там две  кас-
сирши, одна молоденькая такая, лет восемнадцати, а вторая - постарше,  у
нее на голове прическа сложная какая-то. Вот у  той,  которая  постарше,
сдачи не было.
   - В котором часу вы были в гастрономе?
   - Погодите... Да, точно, она ворчала, что сейчас надо на обед  закры-
ваться, а я стою у нее над душой со своими деньгами. Склочная такая  ба-
ба! - фыркнула Ольга.
   - Обед у них с часу до двух?
   - Да. Значит, было, наверное, без десяти час или без пяти.
   - Хорошо, - снова кивнул Селуянов, - пошли дальше. Куда  вы  направи-
лись после гастронома?
   - Я заходила в булочную, там перерыв с двух до трех, так что я  успе-

 

 Назад 2 3 4 5 6 · 7 · 8 9 10 11 12 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz