Детектив



Я умер вчера


рошо подготовился к эфиру. Он задавал много вопросов об отношении  цели-
теля к различным научным и псевдонаучным шкодам, в том числе и  зарубеж-
ным, но в ответ звучали только расплывчатые рассуждения о карме,  косми-
ческой энергии и духе. Становилось ясным, что гость не читает не  только
художественную, но и специальную  литературу  и  практически  ничего  не
смыслит ни в медицине, ни в биологии, ни в химии. Гость, однако,  ничего
этого не замечал, был чрезвычайно доволен собой, и на лице его то и дело
расплывалась торжествующая улыбка.
   Зрелище было и в самом деле прелюбопытное, но Насте гораздо  интерес-
нее было наблюдать за Улановым, нежели за глуповатым целителем.  Сегодня
он еще меньше походил на того Уланова, которого она видела в  передачах,
отснятых заранее и прошедших в записи. Более того, он не был похож и  на
самого себя, каким выглядел тогда, когда впервые вел программу в  прямом
эфире. В тот раз он был равнодушным и холодно отстраненным, наблюдая как
бы свысока за попытками кинопродюсера выглядеть поприличнее. А сегодня в
нем словно проснулась яростная решимость уничтожить  собеседника,  втоп-
тать в грязь, показать всем его глупость и примитивность. "С ума  сошел!
- ахнула про себя Настя. - Если он будет так себя вести, программа умрет
моментально, потому что не найдется больше желающих  проходить  публично
такую экзекуцию. И как ему это позволяют?
   - Ну, что скажешь? - весело спросил Чистяков, когда  пленка  закончи-
лась. - Красивое зрелище?
   - Красивое, - согласилась она. - Только опасное и бессмысленное.
   - Почему? У нас теперь демократия, средствам массовой информации мож-
но все. Пошли на кухню, у меня сейчас обморок будет от голода.
   Они быстро разогрели еду и  несколько  минут  с  аппетитом  поглощали
цветную капусту в полном молчании.
   - Леш, ты мне рассказывал, помнится, что в Штатах тебя несколько  раз
приглашали на телевидение.
   - Было, - кивнул он.
   - Запись или прямой эфир?
   - И так, и эдак. А что тебя интересует?
   - Поведение ведущего. Я хочу понять, есть ли разница в его  поведении
при записи и прямом эфире.
   - Асенька, поведение ведущего зависит не от этого, а от  гостя  и  от
установки. Ну и от концепции программы, естественно.  Если  программа  в
целом скандальная, разоблачительная, то ведущий всегда  вкрадчиво-агрес-
сивен, он же должен сделать из своего гостя отрицательного героя, поэто-
му задает вопросы быстро, не давая времени собраться с мыслями, ловит на
слове, перевирает и переиначивает все сказанное собеседником и  так  да-
лее. И в этом смысле для него никакого значения не имеет, запись это или
прямой эфир. Он при любом варианте будет вести себя именно так.
   - А с тобой как было?
   - Вот примерно так и было. Все ведущие хотели сделать из меня чудако-
ватого гения, которого не оценили и не признали в России, но у  которого
не хватает душевных сил сделать резкий шаг и порвать с ненавистной роди-
ной, перебравшись  в  прекрасную  страну  всеобщего  благоденствия.  Как
только я начинал говорить о том, что в России я давно  признан,  получил
звание академика, имею собственную научную  школу,  возглавляю  огромную
лабораторию, они будто не слышали этого, тут же перебивали меня и  спра-
шивали, сколько лет мне нужно  корячиться  в  России,  чтобы  заработать
столько, сколько мне в Штатах платят за одну двухчасовую лекцию. Против-
но, ей-Богу.
   - Зачем же ты соглашался участвовать в передаче? Ну ладно,  в  первый
раз ты не знал, как дело пойдет, но потом-то  мог  и  отказаться.  Разве
нет?
   - В принципе мог. Но не стал.
   - Почему?
   - Во-первых, каждый раз надеялся, что все будет иначе, что с  прошлым
ведущим мне просто не повезло, а теперь разговор пойдет по-другому.
   - А во-вторых?
   - А во-вторых, руководство  университета,  пригласившее  меня  читать
лекции, было заинтересовано в этих передачах, и мне недвусмысленно  дали
это понять. У них тоже какая-то там конкуренция между собой, и им важно,
чтобы другие университеты знали, что я читаю лекции именно у них. А сво-
им работодателям я отказать не мог. Теперь ответь мне, с чего такой  ин-
терес к телевизионным интервью?
   Настя убрала тарелки в раковину,  поставила  на  стол  чашки,  сахар,
большую плоскую тарелку с печеньем, коробку апельсинового чая в  пакети-
ках. Она молчала, пытаясь сосредоточиться и сформулировать свои  смутные
ощущения в более или менее связную фразу, но получалось у нее плохо.
   - Понимаешь, Лешик, меня беспокоит Уланов. Передача стала совсем дру-
гой, потому что сильно изменился ведущий. И я не могу понять, в чем  тут
дело. То ли у него психологический шок от внезапной гибели двух  сотруд-
ников, то ли он к их убийству причастен лично.
   - Асенька, ты забываешь о третьем варианте,  который  на  самом  деле
первый, потому что главный. Деньги. Возможно, у Уланова и  руководителей
программы были разные взгляды, а теперь у него появилась возможность де-
лать так, как он хочет. И зарабатывать на этом деньги.
   - Поясни! - потребовала Настя, мгновенно забыв про остывающий чай.
   - Ты не смотришь программу, поэтому не обращаешь внимания на  реклам-
ные блоки вокруг нее. А я могу совершенно точно тебе сказать, что в пос-
ледние несколько дней эти блоки заметно расширились. Если раньше это бы-
ло меньше минуты до начала программы и примерно полминуты после ее окон-
чания, то теперь первый блок идет около двух с половиной минут. Тебе это
о чем-нибудь говорит?
   - Ничего себе, - протянула она. - Значит, народ среагировал на разоб-
лачительный тон передачи.
   - Еще как среагировал, - подхватил Алексей. - Ты привыкла мерить  все
московскими мерками, поэтому тебе кажется, что "Лицо без грима" никто не
смотрит, кроме пенсионеров и домохозяек. Ты исходишь из того, что основ-
ная масса работающих людей до шести часов находится на службе, потом  до
семи - в дороге, но это верно только для Москвы и  Питера.  А  в  других
местах дорога занимает вовсе не так много времени, и рабочий день далеко
не у всех с девяти до шести, огромное количество народу работает в  дру-
гом режиме, так что на периферии программу смотрят. Да что там говорить,
у нас в Жуковском она очень популярна, а это ведь почти Москва. У меня в
институте каждый день только и разговоров об  Уланове  и  его  очередном
госте. Пересказывают удачные  реплики,  хохочут,  восхищаются.  Смотреть
Уланова стали даже те, кто раньше и не слышал о программе. И  рекламода-
тели моментально усекли, что количество телезрителей  у  передачи  резко
выросло. Вот и результат.  Размещением  рекламы  занимается  специальная
служба телеканала, и естественно, они должны "отстегивать" какую-то сум-
му Уланову и его группе как авторам и производителям популярной  переда-
чи.
   - Но ведь к нему на эфир никто не придет, если он будет так себя вес-
ти. Побоятся.
   - Да Бог с тобой, - расхохотался Леша. - Ты же сама  мне  тысячу  раз
рассказывала, почему преступность невозможно победить. Потому что каждый
преступник прекрасно знает, что то, что он делает, неправильно, но  уве-
рен или по крайней мере надеется, что его не поймают. И здесь то же  са-
мое в точности. Человек может знать, как  Уланов  обращается  с  гостями
программы, но при этом быть уверенным, что уж с ним-то ничего  подобного
не случится, он окажется умнее и самого ведущего,  и  всех  его  прежних
гостей. Они же абсолютные ничтожества, умом недалекие,  талантами  обде-
ленные, а он - ого-го! Он им всем покажет. И  нам,  телезрителям,  тоже.
Обычный ход мышления, уверяю тебя.
   - Значит, ты полагаешь, что раньше программа зарабатывала деньги  ка-
ким-то другим путем? - задумчиво спросила Настя. И тут же ответила  сама
себе: - Да, по-видимому, именно так оно и было. При Андрееве и Бондарен-
ко у них был другой источник существования, а теперь с их  гибелью  этот
источник тоже приказал долго жить, и Уланов, чтобы продержаться на  пла-
ву, вынужден пойти по банальному изъезженному пути, по пути скандальнос-
ти и "желтизны". Что ж, он своего добился, спрос на рекламное время вок-
руг передачи заметно возрос. Леша, а Леш?
   - Что?
   - И почему людям так нравится читать и слушать о том, что другие люди
- преступники, взяточники, коррупционеры, что они порочны или даже прос-
то глупы? Никогда не могла этого понять. А ведь за счет этого  патологи-
ческого интереса процветает огромное число средств массовой  информации.
Печатают какие-то немыслимые байки про кровавых убийц, людоедов,  серий-
ных насильников, инопланетян, предсказателей - и ведь народ  с  упоением
это глотает. Самые высокие тиражи у тех изданий, которые на каждой стра-
нице кого-нибудь обвиняют во взятках и злоупотреблениях. Я не спорю, пи-
сать об этом надо, но почему читать об этом любят больше всего? Вот чего
я не понимаю.
   - И не поймешь, - засмеялся муж. - У тебя менталитет не тот. Пей чай,
он уже совсем холодный. Про страсть к скандалам мы с тобой  поговорим  в
другой раз.
   - Почему не сейчас?
   - Потому что поздно уже, спать пора.
   - Ну Леша, - жалобно протянула Настя.
   Ей хотелось еще поговорить с ним, впервые за последнее время разговор
не тяготил ее, и не просто не тяготил - был интересен. Ей казалось,  что
в голове стало немного проясняться, начали  проступать  контуры  будущих
рассуждении и логических построений. Какая она дура! Ведь всегда  разго-
воры с Лешкой помогали ей думать, что-то вспоминать, строить  новые  до-
гадки. Как же она могла об этом забыть?
   - Не "ну Леша", а спать, - строго ответил Чистяков. - Ты на часы пос-
мотри, прежде чем ныть. Не знаю как тебе, а мне завтра вставать в  поло-
вине пятого. Точнее, не завтра, а уже сегодня.
   - Зачем так рано? - испугалась Настя. - Случилось что-нибудь?
   - Прилетает известное светило математики из Нидерландов,  и  мне  как
представителю принимающей стороны нужно прогнуться и лично встретить его
в Шереметьеве. Кстати, Ася, напоминаю тебе, что профессор этот прилетает
на конференцию, а не просто так, водочки попить.
   - И что это означает?
   - Это означает, что конференция начинается,  она  будет  проходить  в
пансионате под Москвой, и меня неделю здесь не будет. Так что, возвраща-
ясь с работы, на горячий ужин не рассчитывай.
   - Это ужасно, - пошутила Настя, неловко пытаясь справиться с охватив-
шей ее радостью. - Я умру с голодухи, и тебе придется потратиться на мои
похороны.
   - Не умрешь. Тебя положительные эмоции поддержат. Я же вижу,  как  ты
раздражаешься от моего присутствия. Вот и отдохнешь от меня недельку.
   Краска бросилась ей в лицо. Двадцать два года. Они вместе  уже  двад-
цать два года, с пятнадцати лет, с девятого класса, а в этом году им ис-
полнится по тридцать семь. Вернее, Лешке уже исполнилось,  у  нее  самой
день рождения через два месяца. За двадцать два года  Чистяков  научился
читать ее мысли абсолютно безошибочно. Зачем она его обижает? Ведь Лешка
ни в чем не виноват. И никто не виноват, кроме нее самой.
   - Леша... - начала она, понимая, что нужно немедленно найти  какие-то
слова, чтобы снять напряжение.
   - Спать, Ася, спать. Поговорим через неделю, - сказал Чистяков  уста-
ло.
   Только сейчас Настя заметила, какое измученное у него лицо. Он терза-
ется подозрениями и неизвестностью уже столько дней, пытается  выяснить,
что произошло, а она отмахивается, уходит от объяснений, молчит, а  если
и говорит что-то, то это необязательные общие фразы, которые не могут ни
успокоить подозрения, ни умерить тревогу, ни смягчить душевную боль.
   Но все это было вчера. Она легла спать с  тяжелым  сердцем,  чувствуя
вину перед мужем, но не смогла перебороть себя и объяснить ему  наконец,
что произошло за то время, пока его не было. Не смогла, и все тут. А ут-
ром встала с твердой решимостью заняться вплотную Александром  Юрьевичем
Улановым и теми людьми, которых приглашали в передачу "Лицо без  грима".
Поэтому, завершив визит к психоаналитику Готовчицу, она села в пригород-
ную электричку и отправилась к кинопродюсеру, которому не повезло первым
оказаться в прямом эфире с непредсказуемым Улановым.


   Глава 5

   Кинопродюсер по фамилии Дорогань жил в Подмосковье, по странному сте-
чению обстоятельств как раз в том городе, где проходила конференция,  на
которой целую неделю собирался присутствовать профессор Чистяков.  Настя
пожалела, что не спланировала визит к нему на первую половину дня: можно
было бы напроситься к Лешке в машину, все равно ведь зарубежное  матема-
тическое светило сюда везти. Но адрес и телефон продюсера ей дали только
в середине дня, когда она уходила от Готовчица. Поэтому добираться приш-
лось на электричке, потом ехать на автобусе.
   Дорогань в жизни мало напоминал того потеющего растерянного человека,
каким он предстал на экране телевизора. Это был веселый толстый дядька с
густыми курчавыми волосами и рокочущим басом, который ни секунды не  мог
усидеть на одном месте и постоянно носился по огромной комнате взад-впе-
ред, как механический веник. Энергия била из него ключом, как,  впрочем,
и забавные прибаутки, которыми он перемежал свою речь.
   К Настиному приходу он был готов, сам же назначил ей время  и  объяс-
нил, как добраться.
   - Догадываюсь, по какому поводу вы пожаловали, - радостно заявил  он,
едва открыв дверь. - Проходите, снимайте курточку... Помните этот  блес-
тящий фильм? "Адъютант его превосходительства".
   - "А в Дарницу я больше не пойду, ни в курточке, ни без курточки",  -
улыбаясь, процитировала в ответ Настя, которая тоже любила этот фильм.
   - О, я вижу, вы знаете киноклассику. Тем лучше, -  обрадовался  Доро-
гань. - Сюда, пожалуйста, проходите, сейчас мы с  вами  кофейку  выпьем.
Или вы предпочитаете что-нибудь покрепче?
   - Нет, кофе - это было бы замечательно.
   - Отлично, отлично, я почему-то так и думал, что вы пьете именно  ко-
фе. Много кофе. Я угадал?
   - Угадали, - удивленно ответила она. - А еще что-нибудь угадайте.
   - Анастасия Павловна, я не волшебник...
   - Вы только учитесь? - подала Настя реплику из "Золушки".
   - Ага. Я - кинопродюсер, сделавший два десятка детективов. Вам это  о
чем-нибудь говорит?
   - Только о том, что о сыщиках вы знаете все.
   - Правильно. Когда-то в прошлом я был кинодраматургом и сам, вот этой
самой головой, - он картинно схватился за волосы и стал тянуть  кудри  в
разные стороны, - придумывал образы доблестных стражей  порядка.  Они  у
меня все поголовно пили много кофе и  не  выпускали  сигарету  изо  рта.
Правда, среди моих героев никогда не было женщин.
   Дорогань усадил Настю в просторной гостиной и отправился на кухню ва-
рить кофе, не прерывая своего монолога. Справедливости ради  надо  заме-
тить, что голос при этом ему повышать почти  не  приходилось,  поскольку
двери между гостиной и кухней не было, пространство через широкий  ароч-
ный проем плавно перетекало из одного помещения в другое.
   - Так вот, мне всегда говорили, что мои сыщики в разных фильмах похо-
жи друг на друга, как родные братья, а я отвечал, что именно  так  вижу.
Знаете эту присказку из мира творческой интеллигенции? "Я так  вижу!"  И
спорить с этим бесполезно. Потом-то, когда я перестал писать сценарии  и
занялся производством фильмов, мне пришлось сталкиваться  с  работниками
милиции куда чаще, чем раньше, и я увидел, что далеко не все пьют  кофе,
некоторые его вообще терпеть не могут, и некурящих среди них почти поло-
вина, но все равно держался обеими руками за придуманный когда-то образ.
Не поверите, но я радуюсь, как ребенок, когда вижу сыщика,  похожего  на
того, которого я когда-то придумал. Ну сделайте мне  приятное,  скажите,
что вы курите, и я буду совершенно счастлив.
   - Скажу, - громко ответила Настя, - если пепельницу дадите.
   Дорогань высунулся из кухни и театрально взмахнул рукой.
   - Я вас совсем не знаю, но я вас уже обожаю. Пепельницы стоят на  по-
доконнике, берите любую. Кофе сейчас будет.
   Через несколько минут он принес в комнату поднос с туркой и двумя ма-
ленькими керамическими чашечками.
   - Прошу вас. Так о чем мы будем говорить, Анастасия Павловна?
   - Вы же сказали, что догадываетесь, по какому поводу я к вам пришла.
   Настя осторожно налила себе кофе, боясь капнуть  на  гладкую  поверх-
ность деревянного столика. С наливанием  жидкостей  у  нее  всегда  были
проблемы, и в гостях она панически боялась испортить  чужую  мебель  или
испачкать скатерть.
   - А я пытаюсь усилить драматургию сцены. Вот мы с вами сейчас  начнем
препираться, выясняя, о чем я догадывался и что имели в виду  вы,  будем
ставить друг другу психологические ловушки - все по законам жанра. Иначе
получается пресно и скучно.
   Она с любопытством взглянула на  продюсера.  Дорогань  ей  неожиданно
понравился своей открытостью и непосредственностью, хотя обычно ребячли-
вые взрослые люди ее раздражали.
   - Нет, Всеволод Семенович, драматургию сцены мы с вами выстраивать не
будем. Я хочу, чтобы вы рассказали мне об Уланове.
   - А что, вы его подозреваете в убийстве?
   На лице продюсера было написано  такое  неподдельное  изумление,  что
Настя не выдержала и рассмеялась.
   - В каком убийстве?
   - В убийстве его сотрудников. У него же погибли два  сотрудника,  ди-
ректор программы и, кажется, корреспондент. По  телевизору  сообщали,  я
слышал.
   - А разве вы можете что-нибудь рассказать по этому поводу?
   - Вообще-то нет.
   - Ну вот видите. Поэтому расскажите лучше мне об Уланове.  Как  вы  с
ним познакомились, как попали в программу, как он себя вел,  как  выгля-
дел, какое впечатление произвел на вас.
   - Погодите, погодите, - Дорогань наморщил лоб и смешно засопел,  -  а
какое это имеет отношение к убийству, если вы его не подозреваете?
   - Всеволод Семенович, вы нарушаете законы  жанра,  -  мягко  заметила
Настя.
   - А, ну да, верно, вопросы задаете вы, а мы, простые смертные, на них
только отвечаем. Нет, все-таки признайтесь, ведь вам намного легче  раз-
говаривать с человеком, который знает законы жанра, правда?
   - Легче, - согласилась Настя, - но только в том случае, если этот че-
ловек их не нарушает.
   - Ух, какая вы! Ладно. Значит, так. В  программу  меня  пригласили  в
связи со съемками российско-финского фильма о международной  мафии.  Мне
позвонил Витя Андреев, представился директором программы "Лицо без  гри-
ма", сказал, что они хотели бы сделать материал со мной. Я, естественно,
согласился.
   - Почему "естественно"?
   - Ну а как же! Картине нужна реклама. Мы снимаем на шестнадцатимилли-
метровой пленке... Вы понимаете, что это означает?
   - Нет. А что это означает?
   - Это означает, что картина никогда не будет показана на большом  эк-
ране. Для кинопроката она не годится, там нужна пленка в  тридцать  пять
миллиметров. Телевидение к нашему проекту тоже интереса пока не проявля-
ет, так что реализация пойдет только через видеопрокат. Спрос на кассету
нужно готовить заранее, иначе мы прогорим. Короче, я согласился, и  Анд-
реев сказал, что ко мне подъедет корреспондент Оксана Бондаренко.
   - И когда это произошло?
   - Когда произошло... - Дорогань задумчиво  поднес  к  губам  чашечку,
сделал аккуратный глоток. - Давно, знаете ли, где-то в начале марта. Ок-
сана приехала и очень долго со мной разговаривала.
   - О чем?
   - Да обо всем! Когда родился, когда  крестился,  когда  женился,  где
учился, какие отметки получал... Все в таком духе. Я еще пошутил, помню,
что она как будто мою биографию в трех томах писать собирается. Расспра-
шивала о любимых книгах и фильмах, о друзьях, о том, какие газеты читаю,
что думаю о политической ситуации. Часа три у меня съела. Потом попроси-
ла подобрать фотографии разных периодов жизни и взяла у меня  кассеты  с
несколькими фильмами, которые я сделал за последние годы.  Договорились,
что она их внимательно посмотрит, потом посмотрит ведущий,  а  потом  мы
еще раз встретимся, поговорим уже более предметно о моей кинопродукции и
сделаем подсъемку.
   - А дальше что было?
   - А дальше она снова позвонила уже в конце марта и попросила разреше-
ния приехать вместе с оператором. Они приехали, сняли фотографии,  кото-
рые я им отобрал, поснимали меня дома, в гараже, возле машины, с сыном и
женой. Еще часа три разговаривали о моих фильмах, о проблемах кинопроиз-
водства, о конфликтах со съемочными группами, короче, обо всей  киношной
кухне. Оксана все очень подробно записывала, делала много уточнений, од-
ним словом, произвела на меня впечатление человека серьезного и  основа-
тельного.
   Настя все ждала, когда дело дойдет до Уланова, но,  к  ее  удивлению,
пока в рассказе кинопродюсера фигурировала только  корреспондент  Бонда-
ренко.
   - Когда мы закончили, - продолжал Дорогань,  -  Оксана  сказала,  что
подготовит материал для ведущего и меня пригласят на съемку в  ближайшие
дни. Однако время шло, меня никто никуда не приглашал, и вдруг позвонили
и сказали, что я должен быть в Останкино, потому что передача  пойдет  в
прямом эфире. Я, конечно, слегка напрягся, но поехал. Вот там я и увидел
Уланова. В первый и в последний раз.
   - И как он вам показался?
   - Да никак! - раздраженно взмахнул руками Всеволод Семенович. - Такое
впечатление, что Оксана Бондаренко была сама по себе, а Уланов - сам  по
себе. Никак в толк не возьму, зачем я тратил на эту девицу столько  вре-
мени, если ведущий не использовал вообще ничего из того, что она  должна
была подготовить. Задавал какие-то вопросы, к ответам на которые  я  со-
вершенно не был готов. Вы сами-то видели передачу?
   - Видела, - кивнула Настя.
   - И как она вам?
   - Честно?
   - Нечестно мне не надо, нечестно я и сам знаю.
   - Мне не понравилось.
   - Вот видите! И мне не понравилось. И всей киногруппе,  с  которой  я
сейчас работаю. Конечно, главный эффект был достигнут,  название  нового
фильма прозвучало по крайней мере пятнадцать раз, и с точки зрения  рек-
ламы можно считать, что цель полностью достигнута. Но я-то,  я-то  каким
уродом выглядел! Чтобы выставить меня  таким  кретином,  не  нужно  было
дважды присылать ко мне Оксану, тратить пленку на домашние съемки и  так
далее.
   Тренькнул дверной звонок, Дорогань вздрогнул и поднялся:
   - Прошу прощения, я сейчас.
   Щелкнул замок, и из прихожей донесся звонкий капризный голосок:
   - Папусик! Ты что, прячешься? Мне сказали, что ты дома и  сегодня  на
студию не приедешь. Кто там у тебя? Целяева?
   - Успокойся, детка, у меня деловой разговор.
   - Я знаю, это Целяева. Ты же мне обещал! Папусик!
   - Так, - голос продюсера внезапно вновь обрел зычность  и  твердость,
хотя еще минуту назад он разговаривал с Настей спокойно и вполголоса.  -
Или ты отправляешься обратно, или сидишь в комнате и  делаешь  вид,  что
читаешь книжку. Ты, конечно, букв не знаешь, но вид сделать  можешь,  ты
же актриса, а не доярка. Вопросы есть?
   - Дай слово, что это не Целяева! - женский голос перешел на визг.
   - Детка, я дважды одно и то же не повторяю. Или ты сидишь  тихо,  или
уматываешь отсюда. На эту роль актрис навалом, ты не первая и не послед-
няя, кто хочет ее получить, но выбирать буду я лично. И то только  после
рекомендации режиссера. И отчитываться перед вами, кого и почему я  выб-
рал, я не буду ни при каких обстоятельствах.
   - Значит, у тебя Целяева, - в голосе гостьи явственно зазвучали  сле-
зы. - Ты решил взять ее на эту роль, да?
   - Все, мое терпение кончилось.
   Дорогань щелкнул замком, скрипнула открывающаяся дверь.
   - Три шага в направлении лестницы, быстро. И не имей привычки  прихо-
дить без звонка, не в деревне живешь, телефоны на каждом углу есть. Все,
красавица, привет и нежный поцелуй.
   Он с грохотом захлопнул дверь и вернулся в гостиную.  Лицо  его  было
абсолютно спокойным, словно и не скандалил только что, а разговаривал  с
соседкой, пришедшей за солью или спичками.
   - Еще раз прошу прощения. На чем я остановился?
   - Всеволод Семенович, а вы круто обходитесь с людьми, - заметила Нас-
тя.
   Он допил кофе, чуть отодвинул кресло от низкого столика и  с  громким
вздохом вытянул ноги.
   - Я вынужден. Поверьте мне, я по натуре человек мягкий и  незлобивый.
Но я не имею права позволять себя шантажировать.
   - Кто же вас шантажирует? Эта дама?
   - Все!
   Он вскочил с кресла и принялся расхаживать из угла в угол,  оживленно
жестикулируя.
   - Эта девочка считает, что если три года назад я по пьянке с ней  пе-
респал, то теперь она имеет право врываться ко мне в квартиру  и  требо-
вать отчета. Заметьте себе, речь не идет о каких бы то ни было отношени-
ях между нами, тот эпизод был случайным и для меня, и для нее  и  больше
не повторялся. У нее за три года в постели перебывала чертова уйма мужи-
ков, но она тем не менее полагает, что может рассчитывать  на  мою  бла-
госклонность при подборе актеров для нового фильма. Вы думаете, она одна
такая? Я не хочу сказать, что злоупотребляю случайными связями, но  ведь
и мужики начинают чувствовать себя вправе претендовать на  что-то  после
совместно выпитой рюмки или после парной.
   - Все равно это жестоко, - сказала Настя. - Почему  вы  не  объяснили
ей, что у вас в гостях не конкурентка Целяева, а сотрудник милиции?  Она
бы сразу успокоилась. А теперь переживать будет.
   - Вот!
   Дорогань на секунду остановился и вперил в нее вытянутый указательный
палец.
   - Вот это я и называю шантажом. Актрисуля позволяет себе врываться  в
мой дом без приглашения и требовать от меня отчета, а я в ответ вынужден
оправдываться. Нет, нет и нет! Если она что-то там в своей глупой голове
придумала, то это ее проблемы, исключительно ее, и я никогда не  позволю
сделать эти проблемы моими. Я принимаю в своем доме, кого считаю нужным,
и никто не вправе мне указывать. Позволить им хотя бы один раз -  и  ко-
нец! Я уже никогда не отобьюсь, я буду  вынужден  всю  оставшуюся  жизнь
объясняться с друзьями и приятелями, почему я взял этого режиссера, а не
другого, этого сценариста, этого актера. А я не могу и  не  хочу  ничего
объяснять и ни перед кем оправдываться. Я - производитель, вы понимаете?
Мое дело - сделать кино,  прокат  которого  позволит  вернуть  вложенные
деньги и получить хоть какуюто прибыль. И только я знаю, кого на эту ра-
боту приглашать, чтобы вернуть затраты. Только я, а вовсе не те  актеры,
которые хотят сниматься. Представьте  себе  директора  металлургического
комбината, к которому приходит приятель и говорит: давай будем лить  ме-
талл из моей руды, ну и что, что она некачественная и  не  соответствует
стандартам, ну и что, что этот металл у тебя потом никто не купит, ну  и
что, что станки, сделанные из этого металла, через неделю развалятся, да
наплевать на все это, мы же с тобой столько водки выпили вместе, столько
девок перетрахали, так купи у меня руду, а то мне рабочим зарплату  пла-
тить нечем. И я точно в таком же положении. Никто и никогда не будет мне
указывать, как и с кем делать кино.
   Он замолчал, выдержал паузу и расхохотался. Лицо его снова стало мяг-
ким и веселым.
   - Каков я, а? Фантомас разбушевался.
   - Ну, в данном случае правильнее было  бы  сказать:  Фантомас  против
Скотланд-Ярда, поскольку я все-таки из милиции.
   - О! Умница! Я сразу почувствовал в вас киношную душу. Ну все, я  вы-
пустил пар, можно заняться делом. На чем мы остановились?
   - На том, что передача вам не понравилась и вы не поняли, зачем нужна
была работа корреспондента.
   - Да-да, именно так. Собственно говоря, больше  мне  и  рассказать-то
нечего. На этой пронзительной ноте мое общение с "Лицом без  грима"  за-
кончилось.
   - А Уланов? Я хотела бы услышать о нем подробнее.
   - Уланов...
   Дорогань перестал бегать и снова плюхнулся в кресло напротив Насти.
   - Он мне показался чужим, если вы понимаете, что я имею в виду.
   - Не понимаю, - честно призналась Настя.
   - Бондаренко мне сто раз повторяла во время наших двух встреч,  чтобы
я не волновался, у них в про - грамме ведущий очень  доброжелательный  и
приятный во всех отношениях человек, он никогда не поставит гостя в  не-
ловкое положение, он, дескать, любит своих гостей, и причин  для  беспо-
койства у меня никаких нет. А что я увидел?
   Он взял драматическую паузу и выжидательно взглянул на Настю.
   - И что же?
   - Я увидел человека, который не только не любит своих гостей,  он  не
любит вообще никого и ничего. Ему все, извините, до одного места. Я хочу
сказать: до лампочки. И передача, которую он ведет,  и  гость,  которого
они пригласили. Ему смертельно скучно и ухе ничего не нужно. Более того,
он оказался еще и плохо воспитан. Сразу после эфира он встал и вышел  из
студии, даже не попрощался. Такое впечатление, что это  я  напросился  к
нему в программу, и он мне сделал  большое  одолжение,  дав  возможность
вякнуть пару слов в прямом эфире. Оно мне надо? У меня мало  другой  го-
ловной боли?
   - Вы были сильно расстроены?
   - Да как вам сказать? И да, и нет. Я уже сказал, что главная моя цель
была достигнута, информация о новой картине прозвучала, и прозвучала не-
однократно. А то, что меня публично унизили и растерли,  как  плевок  по
асфальту, так уверяю вас, мне к этому не привыкать. Я на это дело  жутко
тренированный. Всю жизнь только и делаю,  что  унижаюсь.  При  советской
власти унижался перед Госкино и руководством "Мосфильма", чтобы взяли  в
работу мой сценарий. Теперь при недоразвитом капитализме, унижаюсь перед
спонсорами, прогибаюсь, заискиваю" убеждая их, что фильм, который я хочу
сделать, получится очень хорошим и они смогут вернуть свои деньги.  Мне,
Анастасия Павловна" унизиться не жалко и не стыдно, если я знаю, что  от
этого будет польза. Так что в этом смысле у меня претензий  к  программе
нет.
   - И все-таки что-то вас задело.
   - Да. Меня задело то, что я ничего не понял.  Почему  Уланов  вытащил
меня на прямой эфир, если передача не была готова? Зачем  он  размазывал
меня по стенке, когда Оксана уверяла, что он ведет себя вполне корректно
и доброжелательно? Она меня обманула? Опять же вопрос: зачем?
   Настя поняла, что зря потратила время на кинопродюсера. Она-то  дума-
ла, что он встречался с Улановым хотя бы два раза и сможет рассказать  о
том, каким он был до несчастья, происшедшего с его  коллегами,  и  каким
стал после него. Оказалось,  что  образа  "в  динамике"  не  получилось,
встреча с Улановым была единственной, и Дорогань рассказал ей все то  же
самое, что она и без того видела собственными глазами.
   - Спасибо, Всеволод Семенович.
   Она собралась уходить, однако Дорогань жестом попросил  ее  не  вста-
вать.
   - А теперь, Анастасия Павловна, открою вам маленький секрет. Вы  поз-
волите?
   - Позволю, - кивнула Настя, открывая пачку и доставая новую сигарету.
   Ей не хотелось уходить отсюда. Против обыкновения ей  было  хорошо  в
этой просторной, не очень тщательно убранной, но удивительно уютной гос-
тиной, хотя она всегда чувствовала себя хорошо и спокойно только в  двух
помещениях: в собственной квартире и в своем кабинетике на  Петровке.  И

 

 Назад 1 2 3 4 5 · 6 · 7 8 9 10 11 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz