"Альфа" - сверхсекретный отряд КГБ | |
Якшиянц: Вы считаете, он самый безопасный?
Зайцев: Но мы же договорились, что будем поступать таким образом. Де-
ти выстроятся у самолета, вы пройдете, а дети уйдут к нам.
Якшиянц: Так и будет. Только часть детей останется в автобусе.
Зайцев: Повтори, я тебя не понял.
Якшиянц: Часть детей останется в автобусе.
Бандит обманул. За одиннадцать часов переговоров он не раз клялся в
честности, вспоминал Родину, честь, жену, дочь, но обманул нагло и ко-
варно. Вместе с экипажем заложниками вновь оставались дети.
Террористы проводили детей в самолет, прикрываясь ими на случай напа-
дения. В самолет заходили так: сначала летчик, потом ребенок, а уж за
ним бандит. Не забыли Шереметьева.
Последним поднялся на борт Муравлев. Произвел салют из обреза в воз-
дух и дико захохотал от радости.
Бандит Герман Вишняков, по-хозяйски оглядев самолет, сказал, что зна-
ком с машиной, в прошлом служил в десанте, прыгал с парашютом.
Еще один, не говоря ни слова, прошел в хвост самолета и занял там бо-
евую позицию.
И тут новое требование Якшиянца: Шереметьев должен остаться в самоле-
те заложником вместо детей.
Зачем это сделали бандиты, остается только гадать, ведь в заложниках
у них недостатка не было. Может, ждали, что сорвется офицер КГБ. За вре-
мя их общения Якшиянц без конца тыкал Шереметьеву в грудь оружием, гру-
бил, дерзил. Но Евгений Григорьевич молча делал свое дело, старался ка-
заться спокойным, сдержанным, невозмутимым. И на сей раз он только до
боли сжал зубы, сказал, мол, сходит в штаб, доложит, и назад с ответом.
Ухмыльнулся бандит:
- Утебя что, шеф, жены нет, детей, родителей? А может, утебя две жиз-
ни?
В штабе, услышав об этом, дали прямой провод на Москву, на комитет.
Оттуда передали: в данном случае приказать не могут. Что ж, пришлось ид-
ти без приказа. Понимал, иначе бандиты не отпустят детей.
Когда поднимался на борт, у входа стоял вооруженный Муравлев. Не обо-
рачиваясь, быстро зашептал:
- Как отец, а? Как? Что еще говорит?
- Одумайся, пока не поздно. Не позорь фамилии.
- Поздно. Передайте, пусть простит, если сможет. Шереметьев прошел в
салон, кивнул Якшиянцу на детей, которые, словно стайка испуганных во-
робьев, жались к учительнице.
- Финтишь, Паша. Обещал же пацанов на земле оставить. Отпусти!..
- Ты Тамару приведи, тогда отпущу. Без нее взлета не будет, и дети
тут останутся.
Что ответить бандиту? Даже если бы и можно было высказать все в лицо,
где же найти такие слова? Как определить глубину человеческого падения?
Да и человек ли перед ним? По виду вроде смахивает: голова, ноги, руки,
а по нутру - зверь, монстр, исчадие ада.
Но кто бы он ни был - надо идти уговаривать Тамару Фотаки, жену Якши-
янца. Вновь Тамару просили Пономарев, Зайцев, Шереметьев. Не соглаша-
лась, отказывалась. "Я не хочу к нему возвращаться. Ненавижу! " Больше
часа прошло с тех пор, как покинул борт Евгений Григорьевич. И вот, на-
конец, жена Якшиянца возвращается с ним в самолет. Павел отводит ее в
конец салона, что-то возбужденно говорит, объясняет. Тамара тоже не мол-
чит, просит отпустить детей.
- Черт с тобой! - орет бандит и подбегает к Шереметьеву: - Молись,
твоя взяла. Выгружай детей.
Наташа с Тамарой начинают спускать на землю вконец измученных ребяти-
шек. Внизу их принимает Бочков, другие сотрудники группы. Подходить че-
кистам к трапу опасно, поэтому они стояли с другой стороны самолета, так
и считали спускающихся детишек. Один, два... пять... одиннадцать. Пос-
ледней сошла учительница.
Наступило временное облегчение. За много часов тяжелейшей психологи-
ческой дуэли - первая победа. Все дети живы, вырваны из рук мясника. На
борту в качестве заложников остались экипаж и Женя Шереметьев. Но они -
взрослые, закаленные люди, бывавшие не раз в переделках, они выдюжат.
Теперь с бандитами говорить попроще.
"Альфа" была готова к штурму. Группа захвата, засевшая в пожарном де-
по, находилась там почти сутки. Ребята были в любую минуту готовы по-
жертвовать собой, чтобы уничтожить бандитов, освободить заложников. Од-
нако пока не пришло их время.
Бочков принес к трапу самолета три мешка денег. Якшиянц все больше
нервничал, грозил, тыкал пистолетом в лицо Шереметьеву. Он никак не мог
поверить, что операция удалась, их выпустят, они взлетят.
Запущены двигатели. Якшиянц мечется по салону. Шереметьев опускается
на пол самолета. Пистолет в грудь, команда: "Руки за голову!" Евгений
Григорьевич повинуется. Но вот в проем двери влетает мешок с деньгами.
Бочков кричит снизу:
- Павел, отдай Шереметьева!
- Гони "бабки"!
Еще один мешок падает к ногам Якшиянца.
- Всему есть мера терпенья, слышишь? Давай Шереметьева!
- Еще мешок! - требует бандит.
Когда на борту оказываются все три мешка, он выглядывает в дверь:
- Не хочет Шереметьев выходить, понял!
- Ах ты, подонок! - взрывается Бочков. - Да тебе, сволочи, вообще ве-
рить нельзя. Веди мне Шереметьева, я с ним поговорю.
Бандит растерялся. За полсуток увещеваний так с ним никто не разгова-
ривал. Шереметьева вытолкнули к дверям, Бочков и Кирсанов приняли его
внизу.
Все ушли, у самолета остался один Бочков. Присутствие его у трапа
нервировало бандитов, они боялись штурма. На этом Бочков и сыграл. Через
члена экипажа передал требование: соблюдать договоренность, вернуть ав-
томат.
На сей раз они подчинились быстро - выбросили на полосу автомат. Боч-
ков подобрал его, стер снег с приклада: "Так-то легче с вами разговари-
вать..."
Он до последнего был уверен, сейчас группа захвата пойдет на штурм.
Самолет знакомый: успеют они выстрелить, не успеют - это уж не столь
важно. Скрутят их ребята, сомнений нет.
Поразило, когда лайнер стал выруливать на старт. Не принято в "Альфе"
задавать вопросы командиру, но тут не сдержался Бочков.
- Мы что же, выпускаем их?
Зайцев и сам, наверное, не до конца поверил в это. Столько сил истра-
чено, так измывались бандиты над детьми, жизнью рисковали бойцы, и вдруг
натебе - скатертью дорога, с миллионами за границу.
- Есть команда отпустить, - чуть слышно прошептал Зайцев сразу охрип-
шим голосом, неотрывно глядя, как бежит по полосе Ил-76.
- Есть команда, Валера...
Никто еще не знал - ни Зайцев, ни Бочков, что по дипломатическим ка-
налам Израиль дал добро на выдачу бандитов. Так стоило ли рисковать эки-
пажем, бойцами группы, самолетом?
Маршрут был непростой. В Тель-Авиве никто из пилотов не был. Трасса
незнакомая, проходит через Турцию, Кипр. Где-то за Сухуми с экипажем
попрощался советский, родной диспетчер. Пожелал доброго пути. Да уж на
"доброту" бандитов грехжаловаться: с летчиков перед рейсом сняли наруч-
ники, а над Анкарой "Павлуша", как окрестили пилоты главного головореза,
забежал в кабину, стал совать деньги. Говорил, что в знак благодарности,
за работу.
Пришлось взять, чтоб не обидеть "хозяина". Опять же, валюта государс-
твенная, у командира экипажа будет сохраннее.
Бандиты, раскрыв мешки, распихивали по карманам доллары, франки, фун-
ты стерлингов. Вишняков, приняв очередную порцию наркотиков, матерился
от досады, что надел узкие джинсы: беда, деньги в карманы не лезут.
Радист Александр Горлов держал связь с диспетчером на Кипре, когда
"Павлуша" дернул его за рукав:
- Слушай, а вы нас правильно везете? Не по кругу катаете, как ирку-
тян?
Хотелось врезать бандиту, чтоб башка с резьбы слетела, да нельзя.
Горлов кивнул:
- Иди к штурману, он все покажет...
Штурман ткнул пальцем вниз: смотри, мол, под крылом Кипр. Якшиянц
вроде успокоился, ушел в салон. Там рабочие места бортоператоров - Бори-
са Ходусова и Виктора Алпатова. Бандита потянуло на откровения. Поведал
биографию. Крутая жизнь, ничего не скажешь: из 38 лет 16 Якшиянц провел
в тюрьмах и лагерях. Имеет две семьи. От первой жены двое детей и от
второй, Тамары, ребенок. Алпатов спросил:
- Неужто в детей смог бы стрелять?
"Павлуша" долго думал, качал головой:
- Не знаю. В детей, может, и нет. А учителку... Надоела она мне. Из-
лил душу и Муравлев. Тоже не повезло в жизни - дважды судим. Денег нет,
с квартирой проблема. А вот работать неохота. Дома бросил жену и ребен-
ка.
Под крылом был Израиль, самолет заходил на посадку. Якшиянц вновь за-
беспокоился, заглянул в кабину, поигрывал пистолетом.
- Смотрите, мужики, Сирия нам не годится...
Не годилась она и экипажу.
Божков посадил самолет на одной из военных баз под ТельАвивом. База
уже была окружена войсками.
Заглохли двигатели, и бортинженер Борис Ходусов открыл правую дверь.
- Всем оставаться на местах! - заорал Якшиянц и оттолкнул Ходусова от
двери.
Встречающих было трое. Бандит приветствовал их пачками стодолларовых
купюр.
- Презент! - широко улыбнулся "Павлуша".
Однако хозяева от денег отказались. Страшная догадка пронзила Якшиян-
ца: эти сволочи не туда посадили. Разве могут в Израиле отказаться от
долларов?
Оказывается, могут.
- Переводчика! - закричал террорист.
Потребовал у встречающих удостоверения личности. Израильский солдат
вынул удостоверение. Что там прочел бандит - сложно сказать. С ним пыта-
лись объясниться по-французски, по-английски, по-немецки...
- Боже мой, - горько усмехнулась жена, - он и по-русски-то с трудом
говорит.
Свои услуги израильтянам предложили пилоты. Но Якшиянц высокомерно
отказался - на иностранной территории не верил соотечественникам.
Наконец прибыл переводчик и представители властей потребовали освобо-
дить экипаж, немедленно сдаться. У бандитов отобрали четыре пистолета,
охотничье ружье, мешки с деньгами. Такой прием террористам не понравил-
ся, и они тут же предложили израильтянам миллион долларов за возможность
улететь в Южную Африку. Увы, и от этого миллиона встречающие отказались.
Единственное, что разрешили террористам - "отдохнуть" в камере тюрьмы
Абу-Кебир.
3 декабря 1986 года. 14.30 московского времени. Израильский междуна-
родный аэропорт Бен-Гурион.
Группу сотрудников "Альфы", прилетевших в Израиль, встречал предста-
витель Советского Союза Мартиросов, работники полиции и спецслужб стра-
ны. Сразу уточнили детали операции - когда и как осуществится передача
террористов, оружия и денег.
После этого сотрудники комитета выехали на военную базу, где и должны
были встретить террористов. Однако их ждали осложнения. Некоторые депу-
таты кнессета от оппозиции стали возражать против выдачи бандитов, ору-
жия и денег.
После выступления депутатов оппозиции государственная машина закрути-
лась быстрее. Большинством голосов было принято единственно разумное ре-
шение: вернуть преступников. Срочно послали за ними в тюрьму, разрешили
готовить самолет, тот же Ил-76, который угнали террористы.
Вскоре на летное поле, к самолету, подкатил кортеж полицейских машин.
Бандиты были с завязанными глазами, в наручниках. Работники спецслужб
Израиля устроили живой коридор, провели по нему террористов. Вверху, в
дверях самолета, их приняли два сотрудника "Альфы". В Ил-76 усадили са-
мых агрессивных - главаря Якшиянца и его подручного Вишнякова. Муравле-
ва, Анастасова и Тамару Фотаки отправляли в другом лайнере. Здесь же, у
трапа, передали деньги и оружие. Самолеты взлетели и через несколько ча-
сов приземлились на московской земле. Первым сел Ил-76. Бандитов спусти-
ли вниз, с главаря сняли повязку. В холодной декабрьской ночи над ко-
зырьком аэропорта нестерпимо ярко горели страшные для Якшиянца слова:
"Москва. Шереметьево".
Подкосились ноги, поплыли ненавистные неоновые буквы. Сознание отка-
зывалось воспринимать реальность. Тело Якшиянца обмякло, повисло на чь-
их-то сильных руках. Когда он пришел в себя, то спросил:
- Что со мной будет? Расстреляют?
- Пряников дадут, - сказал кто-то за спиной. Суд приговорил Якшиянца
к 15 годам лишения свободы, с отбыванием всего срока в тюрьме.
Досье "Альфы"
"Альфа" - уникальное и единственное в своем роде подразделение в на-
шей стране, которому нет аналогов.
Во всем мире подобные подразделения можно перечесть по пальцам.
"Дельта" в США, ГСГ-9 в Германии, САС в Англии, израильские спецподраз-
деления, группа национальной жандармерии во Франции, австрийская "Коб-
ра", бельгийский спецэскадрон быстрого реагирования, испанский "ГАЛ".
Известно, что и некоторые другие страны пытаются создать специальные
части по борьбе с терроризмом. Им активно помогают израильские и немец-
кие инструкторы.
Несмотря на различие социальных систем, подразделения антитеррора в
разных странах сталкиваются с множеством одинаковых, весьма схожих проб-
лем.
Полковник Чарльз Беквит, создатель "Дельты", так вспоминает о годах
после возвращения с вьетнамской войны. "Прошло несколько лет. Я пришел к
выводу, что армия США не считает нужным иметь подразделение, подобное
САС. У меня голова шла кругом от тирании бюрократов".
Только в конце 70-х годов Беквиту удалось "протолкнуть" идею создания
секретного армейского подразделения под кодовым Названием "Дельта". Как
говорят, "не было бы счастья, да несчастье помогло". В октябре 1977 года
в Могадишо террористы захватили авиалайнер компании Люфтганза "Бо-
инг-737". Западногерманская антитеррористическая группа ГСГ-9 штурмом
взяла самолет и освободила 86 заложников. В ходе операции были убиты
трое и ранен один террорист.
"Тот день, - пишет Беквит, - для Пентагона оказался необычным. Состо-
ялось совещание комитета начальников штабов, всюду были суматоха и бе-
готня". Президент написал записку, он интересовался у председателя коми-
тета начальника штабов, есть ли в вооруженных силах США подобная едини-
ца? Генерал Роджерс информировал председателя о своем, принятом несколь-
ко месяцев назад решении - создать подразделение по борьбе с террориз-
мом. Дело сдвинулось с мертвой точки, теперь Беквит пользовался не прос-
то благорасположением начальника штаба армии, но и его активной поддерж-
кой.
В ту пору, когда создавалась "Дельта", нашей антитеррористической
группе "Альфа" исполнилось три года. На ее счету не было громких побед,
и "крестный отец" "Альфы", тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов не
очень спешил вводить ее в бой. На штурм самолетов, захваченных террорис-
тами, ходили наспех сформированные милицейские подразделения.
Так уж случилось, что главным экзаменом "Альфы" стал Афганистан. Воз-
никает закономерный вопрос: ее ли это дело - участвовать в переворотах,
штурмовать дворцы? Разумеется, нет. Но как тогда группа "А" оказалась в
Кабуле? Да так же, как и "Дельта" в Гренаде, когда она, по существу, бы-
ла использована в качестве элитарного диверсионного подразделения. Из-
вестно, что за несколько часов, а по некоторым источникам, за двое суток
до начала агрессии в Гренаде подразделения коммандос проникли на остров
и совершили ряд диверсионных актов.
Отряд "Дельта" был переброшен к месту действий на вертолетах спецпод-
разделения "Ночные охотники", захватил ключевые объекты, в том числе аэ-
ропорт, и совместно с другими коммандос обеспечил высадку основных сил.
Подобная операция под кодовым названием "Пегас" планировалась и против
Никарагуа, где "Дельте" отводилась ведущая роль - ее бойцы должны были
накануне вторжения проникнуть в столицу, чтобы убить или взять в плен
руководителей сандинистской революции.
Это говорит о том, что несмотря на статус подразделения, предназна-
ченного исключительно для антитеррористических операций по освобождению
американских заложников на территории других государств, "Дельта" ис-
пользуется далеко не по назначению. Следует признать, что нередко юриди-
ческий статус подразделения антитеррора служит ширмой для диверсионной
работы американских коммандос. И тут, как показывает практика, не спаса-
ет даже то, что решение об использовании "Дельты" принимает Совет нацио-
нальной безопасности страны.
У нас до последнего времени "Альфа" выполняла приказы председателя
Комитета государственной безопасности, подчинялась только ему. После ав-
густовского путча она была выведена из структуры КГБ и стала подчиняться
непосредственно Президенту СССР, а с
развалом Союза - Президенту России. Региональные отделения группы
стали самостоятельными подразделениями антитеррора суверенных государств
- бывших республик Советского Союза.
Юридический статус группы (по существу, его отсутствие - в условиях
тоталитарной системы) изначально предопределил будущее подразделения.
Все тут зависело от воли и взглядов председателя КГБ на использование
"Альфы". Если в конце 70-х и начале 80-х годов "Альфа" применялась в ос-
новном по своему назначению (за исключением, пожалуй, Афганистана), то
примерно на 1987-1991 годы приходится пик тяжелейших нагрузок на группу,
не связанных с исполнением антитеррористических функций. Это и длитель-
ные командировки в "горячие точки" страны, в места межнациональных конф-
ликтов, привлечение к оперативной работе, охрана особо важных мероприя-
тий.
Да, "Дельта" тоже обеспечивала безопасность Олимпийских Игр в Лос-Ан-
желесе, охраняла папу Римского во время его визита в Латинскую Америку.
Это вполне объяснимо. При проведении крупнейших спортивных и зрелищных
мероприятий, визитов государственных и общественных деятелей для охраны
привлекаются лучшие силы службы безопасности. Но как объяснить годовое
"стояние на часах" у тюрьмы Лефортово? К явно чудаческой команде руко-
водства КГБ альфовцы относились с иронией, но приказ есть приказ - денно
и нощно бойцы, оставив боевую учебу, дежурили у стен изолятора. Зачем?
Официальная версия была такова: американцы собираются напасть на тюрьму
и выкрасть некоторых арестантов. Смешно? Однако бойцам "Альфы" смеяться
пришлось недолго. Заступив на охрану, они мокли, мерзли и пеклись на
солнце у Лефортово.
Никакие обращения к руководству комитета не помогали. Сердобольные
бабушки подкармливали "невольников приказа" пирожками, выносили чай.
Студенты из расположенного по-соседству общежития, завидев поутру на ла-
вочке две знакомые фигуры, приветственно помахивали спортивными шапочка-
ми: "Привет, ребята! Как дежурство?"
Прошли лето, осень, зима, весна, снова наступило лето. Из Лефортово
никого не выкрали. Охрану, к счастью, сняли.
Все это можно было бы воспринять как досадное недоразумение или пе-
рестраховку высокого начальства, если бы не одно обстоятельство: обста-
новка в стране накалялась, то в одном, то в другом месте вспыхивали меж-
национальные конфликты и "Альфу" бросали в самое пекло. Туда, куда они
приезжали, их, как правило, не ждали и встречали далеко не с распростер-
тыми объятиями.
Бойцы не жаловались на отсутствие комфорта, но когда в Баку их посе-
лили в казарму и не предложили ничего, кроме матрацев, даже видавшие ви-
ды оперативники были удивлены. И так бойцы жили три месяца, питаясь всу-
хомятку. Кстати, им платили те же пресловутые 3.50 командировочных в
сутки, а работа была такая, что возвращались в ночь, заполночь, под утро
- какая уж там столовая! Из Еревана пришло известие: на Комитет госбезо-
пасности готовится нападение. Сотрудники "Альфы" выехали в Армению,
словно там не было своих чекистов. И охраняли не столько комитет, сколь-
ко его председателя. А нужен ли такой председатель, который не доверяет
своим работникам, просит охрану из Москвы? Увы, этим вопросом, видимо,
никто в верхах не задавался.
Юридическая незащищенность и правовая неопределенность сотрудников
группы особенно ощущались в самые острые моменты оперативной работы. От-
давать приказы находилось множество охотников, но отвечать за них не хо-
телось никому. Разумеется, в роли "стрелочника" выступали бойцы.
Логическую точку в этих странных, перевернутых взаимоотношениях спец-
подразделения поставил Вильнюс. "Альфа" оказалась разменной монетой в
политических играх.
Возможно, кто-то не согласится и скажет, что той самой точкой, завер-
шающим аккордом был августовский путч, отказ группы идти на штурм Белого
дома. Это не так. В Вильнюсе "Альфа" пережила драму - погиб молодой сот-
рудник, лейтенант Виктор Шатских. За что погиб? Во имя чего?
Михаил Головатов, который командовал группой сотрудников подразделе-
ния в столице Литвы, был объявлен врагом литовского народа, преступни-
ком. Но самое страшное их ждало в родной Москве. Проснувшийся утром пос-
ле событий Президент Советского Союза... отказался от них напрочь. Он
"ничего не знал и знать не хотел", кто и что творил у вильнюсского теле-
центра. Президент предал "Альфу". Теперь по всему выходило: именно он,
подполковник Головатов, вместо воскресного отдыха с семьей собрал нес-
колько своих подчиненных и махнул в Прибалтику. Чтобы раз и навсегда на-
вести там порядок.
"Альфа" привезла в Москву своего убитого товарища. Истерзанное разъ-
яренной толпой спецобмундирование и такие же истерзанные души. Каждому,
и кто вернулся из Вильнюса, и кто не видел никогда в жизни его мощенных
камнем улиц, было о чем подумать.
Газеты ревели о головорезах КГБ. Назывались дикие цифры убитых, ране-
ных. А "Альфа" не сделала ни единого выстрела. Не был истрачен ни один
боевой патрон!
Понятно, что кто-то должен был ответить за отданный приказ. Но тот,
кто отдал его, отвечать не хотел.
Верные слова написал Чарльз Беквит в своей книге, размышляя о роли
спецподразделений в жизни общества. Очень многое надо сделать, чтобы
создать такое подразделение - трудиться не один год, проявив при этом
максимум изобретательности, поиска и таланта. Но самое главное, о чем
беспокоится первый создатель американской "Дельты" - определить юриди-
ческий статус подразделения с момента его комплектования. И следовать
ему неуклонно. В этом залог успеха подразделения и надежная защита каж-
дого, кто встанет в его ряды. Кто выберет себе крайне трудную, опасную -
истинно мужскую профессию.
8 марта 1988 года на военном аэродроме Вещево, что под Ленинградом,
был предотвращен угон самолета Ту-154. Цена этого теракта велика - сго-
рел дотла авиалайнер, погибло, включая пятерых террористов, 9 человек,
19 человек ранено.
Врачи госпиталя, куда доставили пострадавших, сделали 32 операции. На
пяти столах одновременно оперировали пострадавших военные хирурги. Всю
ночь, до рассвета продолжалась борьба за жизнь 26-летнего ленинградского
аспиранта Игоря Мойзеля. Пуля, пробив поясницу, прошла навылет через
легкое.
Поражает признание самого Мойзеля, сделанное уже после выздоровления.
Когда на борту самолета прогремел взрыв и авиалайнер загорелся, заложни-
ки стали прыгать вниз, на бетонку. Игорь раньше других оказался у откры-
того люка. Прыгнул, указывая спасительный путь другим. На земле оказался
первым. Казалось бы, опасность миновала.
"Я упал на землю, на корточки, - рассказывает Игорь, - мне завернули
руки назад, прижали лицом вниз к бетонному покрытию и выстрелили в спи-
ну. Боли я практически не почувствовал, затем меня подняли, провели впе-
ред на несколько метров, положили вниз лицом и велели лежать с руками за
головой. Пока меня тащили, то били ногами, стараясь попасть в лицо и по
голове, но я закрывался руками".
Сколько раненый Мойзель пролежал на бетонке, трудно сказать. Когда
его подобрала "скорая помощь", врач Е. Кочетова уже с трудом прощупывала
пульс.
Кто же стрелял в Игоря, пинал ногами? Террористы этого уже не могли
сделать, к тому времени они были мертвы. Оставшиеся в живых спрятались
за кресла. Убивали Мойзеля его так называемые спасители. Те, кто пришел
вызволять заложников из лап бандитов, имея мало представления о том, что
и как делать. Что туг сказать? Не дай нам Бог впредь еще таких спасите-
лей.
Однако заклинания вряд ли помогут. Ибо трагедии, подобные ленинградс-
кой, время от времени повторяются. И не только в нашей стране.
23 ноября 1985 года самолет египетской авиакомпании вылетел из Афин в
Каир. Через 22 минуты после взлета он был захвачен террористами. По
рассказам очевидца, один из них прошел в пилотскую кабину, второй распо-
ложился в центре корабля, третий остался в хвостовой части. Бандиты были
вооружены пистолетами и ручными гранатами. Сотрудник службы безопаснос-
ти, сидевший впереди, открыл огонь, но тут же был тяжело ранен.
После этого террористы отобрали у всех паспорта и, рассадив пассажи-
ров по национальным группам, расстреляли пятерых - двух израильтян и
трех американцев. Просьба командира корабля о дозаправке самолета была
отклонена. Авиалайнер совершил посадку в аэропорту Валлетта (о. Мальта).
Во время штурма самолета египетские коммандос действовали неумело и
не смогли предотвратить применение террористами ручных гранат, что при-
вело к массовой гибели пассажиров. Было убито более 60 человек.
Офицер британской антитеррористической команды САС, оказавшийся сви-
детелем трагедии, рассказал, что с бандитами никто не вел переговоров.
Диспетчер за полчаса до штурма прервал все контакты с бортом. А они
крайне необходимы для того, чтобы отвлечь внимание террористов.
Египетские коммандос имели лишь теоретические знания по захвату Боин-
га-737. Штурмуя самолет, они пренебрегли отвлекающими маневрами, группа
захвата постоянно находилась в поле зрения террористов. На каждый люк и
дверь египтяне поставили по 8- 10 человек, которые мешали друг другу.
Долго, около трех секунд, штурмующие открывали первый люк, а первый боец
оказался в салоне только через 5 секунд.
Одной из причин, подтолкнувшей террористов к открытию огня, было то,
что на борту оказались сотрудники службы безопасности. По своему поведе-
нию они явно отличались от обычных пассажиров. На своих местах они раз-
местились еще до посадки пассажиров. А ведь в других авиакомпаниях сот-
рудники безопасности, дабы не быть обнаруженными, садятся со всеми пас-
сажирами.
Кстати говоря, на борту нашего Ту-104, следовавшего по маршругу Моск-
ва-Новосибирск-Чита в 1973 году, произошла подобная трагедия. Милиционер
В. Ежиков, сопровождавший самолет (такая мера безопасности широко прак-
тиковалась после угона Ан-24 отцом и сыном Бразинскасами), улучив мо-
мент, выстрелил в спину террориста Рзаева, который захватил лайнер. В ту
же секунду сработало взрывное устройство.
К сожалению, есть и еще достаточно яркие примеры неудач в борьбе с
террористами. Сюда следовало бы отнести и освобождение самолета в аэро-
порту Карачи. На борту Боинга-737, летевшего в Бомбей, было около 400
пассажиров, 17 из которых погибли и 98 получили ранения в ходе перест-
релки, завязавшейся между пакистанскими солдатами и преступниками.
Мы привели только три случая гибели десятков людей от рук террорис-
тов, назвали три адреса: Ленинград, Валлетта, Карачи. Тысячи миль между
ними - Северо-Запад Европы, Средиземноморье, Азиатский континент. Но их
объединяет то, что люди оказались заложниками не только воздушных банди-
тов, но и невольными жертвами малоопытных, неподготовленных бойцов
спецслужб.
Как не вспомнить предупреждение полковника Чарльза Беквита: нельзя
частично заниматься борьбой с террором, даже талантливый дилетант не
сможет соперничать с ними; только профессионалы способны на равных вести
бой с международными террористами.
Оставим в покое ошибки египетских и пакистанских коммандос. Но как
случилось, что у нас, при существовании мобильной, высоко профессиональ-
ной группы антитеррора, имеющей достаточно богатый опыт борьбы с воздуш-
ными бандитами, разыгралась эта кровавая бойня?
Вспомним, что в первые же минуты после посадки террористы увидели
солдат с оружием, бегущих к самолету, вспомним выпрыгивающих из горящего
лайнера пассажиров, которых принимали за бандитов и встречали на земле
ударами прикладов. Как это далеко от профессионализма, как не похоже на
умелые, расчетливые действия "Альфы"...
В том-то и весь секрет: к трагедии под Ленинградом 8 марта 1988 года
группа "Альфа" не имела ровным счетом никакого отношения. Захваченный
самолет взорвался в тот момент, когда вертолет "Альфы" заходил на посад-
ку на аэродроме Вещево. Бойцы приникли к иллюминаторам, увы, уже было
поздно. Им осталось только постоять у догорающего остова самолета. Они
были единственными людьми, кто мог с самого начала помочь заложникам.
Однако нашлись "ответственные работники", которые, приняв сообщение о
захвате самолета, быстро смекнули: дело особой сложности не представля-
ет, какие-то юные музыканты во главе со своей мамой, вооруженные обре-
зом, захватили самолет. Соберем силы, припугнем, смотришь, можно и ды-
рочку для ордена вертеть. Широкая грудь "ответственных" так и осталась
без орденов. Но оказались смертельно ранеными ни в чем не повинные люди.
Или, быть может, это чужая боль? Только кто даст гарантию, что завтра
она не станет нашей болью, когда пуля террориста настигнет нас с вами?
Никто такой гарантии не даст.
Потому хотелось бы вспомнить заново, как все это было в весенний день
1988 года. Не только вспомнить, но и навсегда сохранить в памяти. Может
статься, скоро в полет. Конечно, трудно поверить на тихой, благословен-
ной земле, что внезапно обрушатся на тебя такие страсти-мордасти, но
ведь пилоты и пассажиры самолета Ту-154 N 85413, следующего из Иркутска,
тоже не верили... Даже получив угрожающую записку: "Следовать в Англию
(Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим
контролем" - бригадир бортпроводников Ирина Васильева не поверила. Так и
сказала командиру корабля Валентину Куприянову, мол, не пойму, может,
столь оригинальная шутка по случаю 8 Марта?
Командир корабля не разделял оптимизма бортпроводницы. Он отдал ясные
и четкие команды: с этого момента в пилотскую кабину не входить, связь
поддерживать по телефону, выяснить, действительно ли реальна угроза, что
конкретно требуют террористы?
Всего через несколько минут девушки поняли справедливость слов Купри-
янова. Когда Тамара Жаркая и Ирина Васильева появились во втором салоне,
в конец которого ушли после посадки в Кургане Овечкины, они увидели нап-
равленные в грудь стволы охотничьих обрезов.
- Вдвоем не подходить! Одной оставаться на месте! - раздался окрик.