Детектив



"Альфа" - сверхсекретный отряд КГБ


   Якшиянц: Вы считаете, он самый безопасный?
   Зайцев: Но мы же договорились, что будем поступать таким образом. Де-
ти выстроятся у самолета, вы пройдете, а дети уйдут к нам.
   Якшиянц: Так и будет. Только часть детей останется в автобусе.
   Зайцев: Повтори, я тебя не понял.
   Якшиянц: Часть детей останется в автобусе.
   Бандит обманул.  За  одиннадцать часов переговоров он не раз клялся в
честности,  вспоминал Родину,  честь, жену, дочь, но обманул нагло и ко-
варно. Вместе с экипажем заложниками вновь оставались дети.
   Террористы проводили детей в самолет, прикрываясь ими на случай напа-
дения.  В самолет заходили так:  сначала летчик,  потом ребенок, а уж за
ним бандит. Не забыли Шереметьева.
   Последним поднялся на борт Муравлев.  Произвел салют из обреза в воз-
дух и дико захохотал от радости.
   Бандит Герман Вишняков, по-хозяйски оглядев самолет, сказал, что зна-
ком с машиной, в прошлом служил в десанте, прыгал с парашютом.
   Еще один, не говоря ни слова, прошел в хвост самолета и занял там бо-
евую позицию.
   И тут новое требование Якшиянца: Шереметьев должен остаться в самоле-
те заложником вместо детей.
   Зачем это сделали бандиты,  остается только гадать, ведь в заложниках
у них недостатка не было. Может, ждали, что сорвется офицер КГБ. За вре-
мя их общения Якшиянц без конца тыкал Шереметьеву в грудь оружием,  гру-
бил,  дерзил. Но Евгений Григорьевич молча делал свое дело, старался ка-
заться спокойным,  сдержанным,  невозмутимым.  И на сей раз он только до
боли сжал зубы, сказал, мол, сходит в штаб, доложит, и назад с ответом.
   Ухмыльнулся бандит:
   - Утебя что, шеф, жены нет, детей, родителей? А может, утебя две жиз-
ни?
   В штабе,  услышав об этом,  дали прямой провод на Москву, на комитет.
Оттуда передали: в данном случае приказать не могут. Что ж, пришлось ид-
ти без приказа. Понимал, иначе бандиты не отпустят детей.
   Когда поднимался на борт, у входа стоял вооруженный Муравлев. Не обо-
рачиваясь, быстро зашептал:
   - Как отец, а? Как? Что еще говорит?
   - Одумайся, пока не поздно. Не позорь фамилии.
   - Поздно.  Передайте, пусть простит, если сможет. Шереметьев прошел в
салон,  кивнул Якшиянцу на детей,  которые, словно стайка испуганных во-
робьев, жались к учительнице.
   - Финтишь, Паша. Обещал же пацанов на земле оставить. Отпусти!..
   - Ты Тамару приведи,  тогда отпущу.  Без нее взлета не будет,  и дети
тут останутся.
   Что ответить бандиту? Даже если бы и можно было высказать все в лицо,
где же найти такие слова?  Как определить глубину человеческого падения?
Да и человек ли перед ним?  По виду вроде смахивает: голова, ноги, руки,
а по нутру - зверь, монстр, исчадие ада.
   Но кто бы он ни был - надо идти уговаривать Тамару Фотаки, жену Якши-
янца.  Вновь Тамару просили Пономарев,  Зайцев,  Шереметьев. Не соглаша-
лась,  отказывалась.  "Я не хочу к нему возвращаться. Ненавижу! " Больше
часа прошло с тех пор,  как покинул борт Евгений Григорьевич. И вот, на-
конец,  жена Якшиянца возвращается с ним в самолет.  Павел отводит ее  в
конец салона, что-то возбужденно говорит, объясняет. Тамара тоже не мол-
чит, просит отпустить детей.
   - Черт с тобой!  - орет бандит и подбегает к Шереметьеву:  -  Молись,
твоя взяла. Выгружай детей.
   Наташа с Тамарой начинают спускать на землю вконец измученных ребяти-
шек.  Внизу их принимает Бочков, другие сотрудники группы. Подходить че-
кистам к трапу опасно, поэтому они стояли с другой стороны самолета, так
и считали спускающихся детишек.  Один,  два... пять... одиннадцать. Пос-
ледней сошла учительница.
   Наступило временное облегчение.  За много часов тяжелейшей психологи-
ческой дуэли - первая победа.  Все дети живы, вырваны из рук мясника. На
борту в качестве заложников остались экипаж и Женя Шереметьев.  Но они -
взрослые,  закаленные люди,  бывавшие не раз в переделках,  они выдюжат.
Теперь с бандитами говорить попроще.
   "Альфа" была готова к штурму. Группа захвата, засевшая в пожарном де-
по,  находилась там почти сутки.  Ребята были в любую минуту готовы  по-
жертвовать собой,  чтобы уничтожить бандитов, освободить заложников. Од-
нако пока не пришло их время.
   Бочков принес к трапу самолета три мешка денег.  Якшиянц  все  больше
нервничал,  грозил, тыкал пистолетом в лицо Шереметьеву. Он никак не мог
поверить, что операция удалась, их выпустят, они взлетят.
   Запущены двигатели.  Якшиянц мечется по салону. Шереметьев опускается
на пол самолета.  Пистолет в грудь,  команда:  "Руки за голову!" Евгений
Григорьевич повинуется.  Но вот в проем двери влетает мешок с  деньгами.
Бочков кричит снизу:
   - Павел, отдай Шереметьева!
   - Гони "бабки"!
   Еще один мешок падает к ногам Якшиянца.
   - Всему есть мера терпенья, слышишь? Давай Шереметьева!
   - Еще мешок! - требует бандит.
   Когда на борту оказываются все три мешка, он выглядывает в дверь:
   - Не хочет Шереметьев выходить, понял!
   - Ах ты, подонок! - взрывается Бочков. - Да тебе, сволочи, вообще ве-
рить нельзя. Веди мне Шереметьева, я с ним поговорю.
   Бандит растерялся. За полсуток увещеваний так с ним никто не разгова-
ривал.  Шереметьева  вытолкнули к дверям,  Бочков и Кирсанов приняли его
внизу.
   Все ушли,  у самолета остался один Бочков.  Присутствие его  у  трапа
нервировало бандитов, они боялись штурма. На этом Бочков и сыграл. Через
члена экипажа передал требование:  соблюдать договоренность, вернуть ав-
томат.
   На сей раз они подчинились быстро - выбросили на полосу автомат. Боч-
ков подобрал его,  стер снег с приклада: "Так-то легче с вами разговари-
вать..."
   Он до  последнего был уверен,  сейчас группа захвата пойдет на штурм.
Самолет знакомый:  успеют они выстрелить,  не успеют - это уж  не  столь
важно. Скрутят их ребята, сомнений нет.
   Поразило, когда лайнер стал выруливать на старт. Не принято в "Альфе"
задавать вопросы командиру, но тут не сдержался Бочков.
   - Мы что же, выпускаем их?
   Зайцев и сам, наверное, не до конца поверил в это. Столько сил истра-
чено, так измывались бандиты над детьми, жизнью рисковали бойцы, и вдруг
натебе - скатертью дорога, с миллионами за границу.
   - Есть команда отпустить, - чуть слышно прошептал Зайцев сразу охрип-
шим голосом, неотрывно глядя, как бежит по полосе Ил-76.
   - Есть команда, Валера...
   Никто еще не знал - ни Зайцев,  ни Бочков, что по дипломатическим ка-
налам Израиль дал добро на выдачу бандитов. Так стоило ли рисковать эки-
пажем, бойцами группы, самолетом?
   Маршрут был непростой.  В Тель-Авиве никто из пилотов не был.  Трасса
незнакомая,  проходит через Турцию,  Кипр.  Где-то за Сухуми с  экипажем
попрощался советский,  родной диспетчер.  Пожелал доброго пути. Да уж на
"доброту" бандитов грехжаловаться:  с летчиков перед рейсом сняли наруч-
ники, а над Анкарой "Павлуша", как окрестили пилоты главного головореза,
забежал в кабину, стал совать деньги. Говорил, что в знак благодарности,
за работу.
   Пришлось взять, чтоб не обидеть "хозяина". Опять же, валюта государс-
твенная, у командира экипажа будет сохраннее.
   Бандиты, раскрыв мешки, распихивали по карманам доллары, франки, фун-
ты стерлингов.  Вишняков,  приняв очередную порцию наркотиков, матерился
от досады, что надел узкие джинсы: беда, деньги в карманы не лезут.
   Радист Александр Горлов держал связь с диспетчером  на  Кипре,  когда
"Павлуша" дернул его за рукав:
   - Слушай,  а вы нас правильно везете?  Не по кругу катаете, как ирку-
тян?
   Хотелось врезать бандиту,  чтоб башка с резьбы  слетела,  да  нельзя.
Горлов кивнул:
   - Иди к штурману, он все покажет...
   Штурман ткнул пальцем вниз:  смотри,  мол,  под крылом Кипр.  Якшиянц
вроде успокоился, ушел в салон. Там рабочие места бортоператоров - Бори-
са Ходусова и Виктора Алпатова.  Бандита потянуло на откровения. Поведал
биографию.  Крутая жизнь, ничего не скажешь: из 38 лет 16 Якшиянц провел
в  тюрьмах  и лагерях.  Имеет две семьи.  От первой жены двое детей и от
второй, Тамары, ребенок. Алпатов спросил:
   - Неужто в детей смог бы стрелять?
   "Павлуша" долго думал, качал головой:
   - Не знаю.  В детей, может, и нет. А учителку... Надоела она мне. Из-
лил душу и Муравлев.  Тоже не повезло в жизни - дважды судим. Денег нет,
с квартирой проблема.  А вот работать неохота. Дома бросил жену и ребен-
ка.
   Под крылом был Израиль, самолет заходил на посадку. Якшиянц вновь за-
беспокоился, заглянул в кабину, поигрывал пистолетом.
   - Смотрите, мужики, Сирия нам не годится...
   Не годилась она и экипажу.
   Божков посадил самолет на одной из военных баз под  ТельАвивом.  База
уже была окружена войсками.
   Заглохли двигатели, и бортинженер Борис Ходусов открыл правую дверь.
   - Всем оставаться на местах! - заорал Якшиянц и оттолкнул Ходусова от
двери.
   Встречающих было трое.  Бандит приветствовал их пачками стодолларовых
купюр.
   - Презент! - широко улыбнулся "Павлуша".
   Однако хозяева от денег отказались. Страшная догадка пронзила Якшиян-
ца:  эти сволочи не туда посадили.  Разве могут в Израиле отказаться  от
долларов?
   Оказывается, могут.
   - Переводчика! - закричал террорист.
   Потребовал у  встречающих удостоверения личности.  Израильский солдат
вынул удостоверение. Что там прочел бандит - сложно сказать. С ним пыта-
лись объясниться по-французски, по-английски, по-немецки...
   - Боже мой,  - горько усмехнулась жена,  - он и по-русски-то с трудом
говорит.
   Свои услуги израильтянам предложили пилоты.  Но  Якшиянц  высокомерно
отказался - на иностранной территории не верил соотечественникам.
   Наконец прибыл переводчик и представители властей потребовали освобо-
дить экипаж,  немедленно сдаться.  У бандитов отобрали четыре пистолета,
охотничье ружье,  мешки с деньгами. Такой прием террористам не понравил-
ся, и они тут же предложили израильтянам миллион долларов за возможность
улететь в Южную Африку. Увы, и от этого миллиона встречающие отказались.
Единственное,  что разрешили террористам - "отдохнуть" в  камере  тюрьмы
Абу-Кебир.
   3 декабря 1986 года.  14.30 московского времени. Израильский междуна-
родный аэропорт Бен-Гурион.
   Группу сотрудников "Альфы",  прилетевших в Израиль, встречал предста-
витель Советского Союза Мартиросов,  работники полиции и спецслужб стра-
ны.  Сразу уточнили детали операции - когда и как осуществится  передача
террористов, оружия и денег.
   После этого сотрудники комитета выехали на военную базу, где и должны
были встретить террористов.  Однако их ждали осложнения. Некоторые депу-
таты кнессета от оппозиции стали возражать против выдачи бандитов,  ору-
жия и денег.
   После выступления депутатов оппозиции государственная машина закрути-
лась быстрее. Большинством голосов было принято единственно разумное ре-
шение:  вернуть преступников. Срочно послали за ними в тюрьму, разрешили
готовить самолет, тот же Ил-76, который угнали террористы.
   Вскоре на летное поле, к самолету, подкатил кортеж полицейских машин.
Бандиты были с завязанными глазами,  в наручниках.  Работники  спецслужб
Израиля устроили живой коридор,  провели по нему террористов.  Вверху, в
дверях самолета,  их приняли два сотрудника "Альфы". В Ил-76 усадили са-
мых агрессивных - главаря Якшиянца и его подручного Вишнякова.  Муравле-
ва,  Анастасова и Тамару Фотаки отправляли в другом лайнере. Здесь же, у
трапа, передали деньги и оружие. Самолеты взлетели и через несколько ча-
сов приземлились на московской земле. Первым сел Ил-76. Бандитов спусти-
ли  вниз,  с главаря сняли повязку.  В холодной декабрьской ночи над ко-
зырьком аэропорта нестерпимо ярко горели страшные  для  Якшиянца  слова:
"Москва. Шереметьево".
   Подкосились ноги,  поплыли ненавистные неоновые буквы. Сознание отка-
зывалось воспринимать реальность.  Тело Якшиянца обмякло, повисло на чь-
их-то сильных руках. Когда он пришел в себя, то спросил:
   - Что со мной будет? Расстреляют?
   - Пряников дадут,  - сказал кто-то за спиной. Суд приговорил Якшиянца
к 15 годам лишения свободы, с отбыванием всего срока в тюрьме.


   Досье "Альфы"

   "Альфа" -  уникальное и единственное в своем роде подразделение в на-
шей стране, которому нет аналогов.
   Во всем мире  подобные  подразделения  можно  перечесть  по  пальцам.
"Дельта" в США,  ГСГ-9 в Германии, САС в Англии, израильские спецподраз-
деления,  группа национальной жандармерии во Франции,  австрийская "Коб-
ра",  бельгийский  спецэскадрон быстрого реагирования,  испанский "ГАЛ".
Известно,  что и некоторые другие страны  пытаются  создать  специальные
части по борьбе с терроризмом.  Им активно помогают израильские и немец-
кие инструкторы.
   Несмотря на различие социальных систем,  подразделения антитеррора  в
разных странах сталкиваются с множеством одинаковых, весьма схожих проб-
лем.
   Полковник Чарльз Беквит,  создатель "Дельты",  так вспоминает о годах
после возвращения с вьетнамской войны. "Прошло несколько лет. Я пришел к
выводу,  что армия США не считает нужным иметь  подразделение,  подобное
САС. У меня голова шла кругом от тирании бюрократов".
   Только в конце 70-х годов Беквиту удалось "протолкнуть" идею создания
секретного армейского подразделения под кодовым Названием "Дельта".  Как
говорят, "не было бы счастья, да несчастье помогло". В октябре 1977 года
в Могадишо  террористы  захватили  авиалайнер  компании  Люфтганза  "Бо-
инг-737".  Западногерманская  антитеррористическая  группа ГСГ-9 штурмом
взяла самолет и освободила 86 заложников.  В ходе  операции  были  убиты
трое и ранен один террорист.
   "Тот день, - пишет Беквит, - для Пентагона оказался необычным. Состо-
ялось совещание комитета начальников штабов,  всюду были суматоха и  бе-
готня". Президент написал записку, он интересовался у председателя коми-
тета начальника штабов,  есть ли в вооруженных силах США подобная едини-
ца? Генерал Роджерс информировал председателя о своем, принятом несколь-
ко месяцев назад решении - создать подразделение по борьбе  с  террориз-
мом. Дело сдвинулось с мертвой точки, теперь Беквит пользовался не прос-
то благорасположением начальника штаба армии, но и его активной поддерж-
кой.
   В ту  пору,  когда  создавалась "Дельта",  нашей антитеррористической
группе "Альфа" исполнилось три года.  На ее счету не было громких побед,
и  "крестный отец" "Альфы",  тогдашний председатель КГБ Юрий Андропов не
очень спешил вводить ее в бой. На штурм самолетов, захваченных террорис-
тами, ходили наспех сформированные милицейские подразделения.
   Так уж случилось, что главным экзаменом "Альфы" стал Афганистан. Воз-
никает закономерный вопрос:  ее ли это дело - участвовать в переворотах,
штурмовать дворцы?  Разумеется, нет. Но как тогда группа "А" оказалась в
Кабуле? Да так же, как и "Дельта" в Гренаде, когда она, по существу, бы-
ла  использована в качестве элитарного диверсионного подразделения.  Из-
вестно, что за несколько часов, а по некоторым источникам, за двое суток
до  начала агрессии в Гренаде подразделения коммандос проникли на остров
и совершили ряд диверсионных актов.
   Отряд "Дельта" был переброшен к месту действий на вертолетах спецпод-
разделения "Ночные охотники", захватил ключевые объекты, в том числе аэ-
ропорт,  и совместно с другими коммандос обеспечил высадку основных сил.
Подобная  операция  под кодовым названием "Пегас" планировалась и против
Никарагуа,  где "Дельте" отводилась ведущая роль - ее бойцы должны  были
накануне  вторжения  проникнуть в столицу,  чтобы убить или взять в плен
руководителей сандинистской революции.
   Это говорит о том,  что несмотря на статус подразделения,  предназна-
ченного  исключительно для антитеррористических операций по освобождению
американских заложников на территории других  государств,  "Дельта"  ис-
пользуется далеко не по назначению. Следует признать, что нередко юриди-
ческий статус подразделения антитеррора служит ширмой  для  диверсионной
работы американских коммандос. И тут, как показывает практика, не спаса-
ет даже то, что решение об использовании "Дельты" принимает Совет нацио-
нальной безопасности страны.
   У нас  до  последнего  времени "Альфа" выполняла приказы председателя
Комитета государственной безопасности, подчинялась только ему. После ав-
густовского путча она была выведена из структуры КГБ и стала подчиняться
непосредственно Президенту СССР, а с
   развалом Союза - Президенту  России.  Региональные  отделения  группы
стали самостоятельными подразделениями антитеррора суверенных государств
- бывших республик Советского Союза.
   Юридический статус группы (по существу,  его отсутствие - в  условиях
тоталитарной  системы)  изначально  предопределил будущее подразделения.
Все тут зависело от воли и взглядов председателя  КГБ  на  использование
"Альфы". Если в конце 70-х и начале 80-х годов "Альфа" применялась в ос-
новном по своему назначению (за исключением,  пожалуй,  Афганистана), то
примерно на 1987-1991 годы приходится пик тяжелейших нагрузок на группу,
не связанных с исполнением антитеррористических функций.  Это и длитель-
ные командировки в "горячие точки" страны, в места межнациональных конф-
ликтов,  привлечение к оперативной работе, охрана особо важных мероприя-
тий.
   Да, "Дельта" тоже обеспечивала безопасность Олимпийских Игр в Лос-Ан-
желесе,  охраняла папу Римского во время его визита в Латинскую Америку.
Это  вполне объяснимо.  При проведении крупнейших спортивных и зрелищных
мероприятий,  визитов государственных и общественных деятелей для охраны
привлекаются  лучшие силы службы безопасности.  Но как объяснить годовое
"стояние на часах" у тюрьмы Лефортово?  К явно чудаческой команде  руко-
водства КГБ альфовцы относились с иронией, но приказ есть приказ - денно
и нощно бойцы,  оставив боевую учебу,  дежурили у стен изолятора. Зачем?
Официальная версия была такова:  американцы собираются напасть на тюрьму
и выкрасть некоторых арестантов.  Смешно? Однако бойцам "Альфы" смеяться
пришлось  недолго.  Заступив на охрану,  они мокли,  мерзли и пеклись на
солнце у Лефортово.
   Никакие обращения к руководству комитета  не  помогали.  Сердобольные
бабушки  подкармливали  "невольников  приказа" пирожками,  выносили чай.
Студенты из расположенного по-соседству общежития, завидев поутру на ла-
вочке две знакомые фигуры, приветственно помахивали спортивными шапочка-
ми: "Привет, ребята! Как дежурство?"
   Прошли лето,  осень,  зима, весна, снова наступило лето. Из Лефортово
никого не выкрали. Охрану, к счастью, сняли.
   Все это  можно  было бы воспринять как досадное недоразумение или пе-
рестраховку высокого начальства,  если бы не одно обстоятельство: обста-
новка в стране накалялась, то в одном, то в другом месте вспыхивали меж-
национальные конфликты и "Альфу" бросали в самое пекло.  Туда,  куда они
приезжали, их, как правило, не ждали и встречали далеко не с распростер-
тыми объятиями.
   Бойцы не жаловались на отсутствие комфорта,  но когда в Баку их посе-
лили в казарму и не предложили ничего, кроме матрацев, даже видавшие ви-
ды оперативники были удивлены. И так бойцы жили три месяца, питаясь всу-
хомятку.  Кстати,  им  платили  те же пресловутые 3.50 командировочных в
сутки, а работа была такая, что возвращались в ночь, заполночь, под утро
- какая уж там столовая! Из Еревана пришло известие: на Комитет госбезо-
пасности готовится нападение.  Сотрудники  "Альфы"  выехали  в  Армению,
словно там не было своих чекистов. И охраняли не столько комитет, сколь-
ко его председателя.  А нужен ли такой председатель, который не доверяет
своим работникам,  просит охрану из Москвы?  Увы, этим вопросом, видимо,
никто в верхах не задавался.
   Юридическая незащищенность и  правовая  неопределенность  сотрудников
группы особенно ощущались в самые острые моменты оперативной работы. От-
давать приказы находилось множество охотников, но отвечать за них не хо-
телось никому. Разумеется, в роли "стрелочника" выступали бойцы.
   Логическую точку в этих странных, перевернутых взаимоотношениях спец-
подразделения поставил Вильнюс.  "Альфа" оказалась разменной  монетой  в
политических играх.
   Возможно, кто-то не согласится и скажет, что той самой точкой, завер-
шающим аккордом был августовский путч, отказ группы идти на штурм Белого
дома. Это не так. В Вильнюсе "Альфа" пережила драму - погиб молодой сот-
рудник, лейтенант Виктор Шатских. За что погиб? Во имя чего?
   Михаил Головатов,  который командовал группой сотрудников подразделе-
ния в столице Литвы,  был объявлен врагом литовского народа,  преступни-
ком. Но самое страшное их ждало в родной Москве. Проснувшийся утром пос-
ле  событий Президент Советского Союза...  отказался от них напрочь.  Он
"ничего не знал и знать не хотел", кто и что творил у вильнюсского теле-
центра.  Президент предал "Альфу".  Теперь по всему выходило: именно он,
подполковник Головатов,  вместо воскресного отдыха с семьей собрал  нес-
колько своих подчиненных и махнул в Прибалтику. Чтобы раз и навсегда на-
вести там порядок.
   "Альфа" привезла в Москву своего убитого товарища.  Истерзанное разъ-
яренной толпой спецобмундирование и такие же истерзанные души.  Каждому,
и кто вернулся из Вильнюса,  и кто не видел никогда в жизни его мощенных
камнем улиц, было о чем подумать.
   Газеты ревели о головорезах КГБ. Назывались дикие цифры убитых, ране-
ных.  А "Альфа" не сделала ни единого выстрела.  Не был истрачен ни один
боевой патрон!
   Понятно, что  кто-то должен был ответить за отданный приказ.  Но тот,
кто отдал его, отвечать не хотел.
   Верные слова написал Чарльз Беквит в своей книге,  размышляя  о  роли
спецподразделений  в  жизни общества.  Очень многое надо сделать,  чтобы
создать такое подразделение - трудиться не один год,  проявив  при  этом
максимум изобретательности,  поиска и таланта.  Но самое главное,  о чем
беспокоится первый создатель американской "Дельты" -  определить  юриди-
ческий  статус  подразделения с момента его комплектования.  И следовать
ему неуклонно.  В этом залог успеха подразделения и надежная защита каж-
дого, кто встанет в его ряды. Кто выберет себе крайне трудную, опасную -
истинно мужскую профессию.
   8 марта 1988 года на военном аэродроме Вещево,  что под  Ленинградом,
был предотвращен угон самолета Ту-154.  Цена этого теракта велика - сго-
рел дотла авиалайнер,  погибло,  включая пятерых террористов, 9 человек,
19 человек ранено.
   Врачи госпиталя, куда доставили пострадавших, сделали 32 операции. На
пяти столах одновременно оперировали пострадавших военные  хирурги.  Всю
ночь, до рассвета продолжалась борьба за жизнь 26-летнего ленинградского
аспиранта Игоря Мойзеля.  Пуля,  пробив поясницу,  прошла навылет  через
легкое.
   Поражает признание самого Мойзеля, сделанное уже после выздоровления.
Когда на борту самолета прогремел взрыв и авиалайнер загорелся, заложни-
ки стали прыгать вниз, на бетонку. Игорь раньше других оказался у откры-
того люка. Прыгнул, указывая спасительный путь другим. На земле оказался
первым. Казалось бы, опасность миновала.
   "Я упал на землю,  на корточки, - рассказывает Игорь, - мне завернули
руки назад,  прижали лицом вниз к бетонному покрытию и выстрелили в спи-
ну. Боли я практически не почувствовал, затем меня подняли, провели впе-
ред на несколько метров, положили вниз лицом и велели лежать с руками за
головой.  Пока меня тащили, то били ногами, стараясь попасть в лицо и по
голове, но я закрывался руками".
   Сколько раненый Мойзель пролежал на бетонке,  трудно  сказать.  Когда
его подобрала "скорая помощь", врач Е. Кочетова уже с трудом прощупывала
пульс.
   Кто же стрелял в Игоря,  пинал ногами?  Террористы этого уже не могли
сделать,  к тому времени они были мертвы.  Оставшиеся в живых спрятались
за кресла.  Убивали Мойзеля его так называемые спасители. Те, кто пришел
вызволять заложников из лап бандитов, имея мало представления о том, что
и как делать.  Что туг сказать? Не дай нам Бог впредь еще таких спасите-
лей.
   Однако заклинания вряд ли помогут. Ибо трагедии, подобные ленинградс-
кой, время от времени повторяются. И не только в нашей стране.
   23 ноября 1985 года самолет египетской авиакомпании вылетел из Афин в
Каир.  Через  22  минуты  после взлета он был захвачен террористами.  По
рассказам очевидца, один из них прошел в пилотскую кабину, второй распо-
ложился в центре корабля, третий остался в хвостовой части. Бандиты были
вооружены пистолетами и ручными гранатами.  Сотрудник службы безопаснос-
ти, сидевший впереди, открыл огонь, но тут же был тяжело ранен.
   После этого террористы отобрали у всех паспорта и,  рассадив пассажи-
ров по национальным группам,  расстреляли пятерых -  двух  израильтян  и
трех  американцев.  Просьба командира корабля о дозаправке самолета была
отклонена. Авиалайнер совершил посадку в аэропорту Валлетта (о. Мальта).
   Во время штурма самолета египетские коммандос действовали  неумело  и
не смогли предотвратить применение террористами ручных гранат,  что при-
вело к массовой гибели пассажиров. Было убито более 60 человек.
   Офицер британской антитеррористической команды САС,  оказавшийся сви-
детелем трагедии,  рассказал,  что с бандитами никто не вел переговоров.
Диспетчер за полчаса до штурма прервал все  контакты  с  бортом.  А  они
крайне необходимы для того, чтобы отвлечь внимание террористов.
   Египетские коммандос имели лишь теоретические знания по захвату Боин-
га-737.  Штурмуя самолет, они пренебрегли отвлекающими маневрами, группа
захвата постоянно находилась в поле зрения террористов.  На каждый люк и
дверь египтяне поставили по 8- 10 человек,  которые мешали  друг  другу.
Долго, около трех секунд, штурмующие открывали первый люк, а первый боец
оказался в салоне только через 5 секунд.
   Одной из причин,  подтолкнувшей террористов к открытию огня, было то,
что на борту оказались сотрудники службы безопасности. По своему поведе-
нию они явно отличались от обычных пассажиров.  На своих местах они раз-
местились еще до посадки пассажиров.  А ведь в других авиакомпаниях сот-
рудники безопасности,  дабы не быть обнаруженными, садятся со всеми пас-
сажирами.
   Кстати говоря, на борту нашего Ту-104, следовавшего по маршругу Моск-
ва-Новосибирск-Чита в 1973 году, произошла подобная трагедия. Милиционер
В.  Ежиков, сопровождавший самолет (такая мера безопасности широко прак-
тиковалась после угона Ан-24 отцом и сыном  Бразинскасами),  улучив  мо-
мент, выстрелил в спину террориста Рзаева, который захватил лайнер. В ту
же секунду сработало взрывное устройство.
   К сожалению,  есть и еще достаточно яркие примеры неудач в  борьбе  с
террористами.  Сюда следовало бы отнести и освобождение самолета в аэро-
порту Карачи.  На борту Боинга-737,  летевшего в Бомбей,  было около 400
пассажиров,  17  из которых погибли и 98 получили ранения в ходе перест-
релки, завязавшейся между пакистанскими солдатами и преступниками.
   Мы привели только три случая гибели десятков людей от  рук  террорис-
тов,  назвали три адреса: Ленинград, Валлетта, Карачи. Тысячи миль между
ними - Северо-Запад Европы,  Средиземноморье, Азиатский континент. Но их
объединяет то, что люди оказались заложниками не только воздушных банди-
тов,  но и  невольными  жертвами  малоопытных,  неподготовленных  бойцов
спецслужб.
   Как не  вспомнить  предупреждение полковника Чарльза Беквита:  нельзя
частично заниматься борьбой с террором,  даже  талантливый  дилетант  не
сможет соперничать с ними; только профессионалы способны на равных вести
бой с международными террористами.
   Оставим в покое ошибки египетских и пакистанских  коммандос.  Но  как
случилось, что у нас, при существовании мобильной, высоко профессиональ-
ной группы антитеррора, имеющей достаточно богатый опыт борьбы с воздуш-
ными бандитами, разыгралась эта кровавая бойня?
   Вспомним, что  в  первые  же  минуты после посадки террористы увидели
солдат с оружием, бегущих к самолету, вспомним выпрыгивающих из горящего
лайнера  пассажиров,  которых принимали за бандитов и встречали на земле
ударами прикладов.  Как это далеко от профессионализма, как не похоже на
умелые, расчетливые действия "Альфы"...
   В том-то и весь секрет:  к трагедии под Ленинградом 8 марта 1988 года
группа "Альфа" не имела ровным счетом  никакого  отношения.  Захваченный
самолет взорвался в тот момент, когда вертолет "Альфы" заходил на посад-
ку на аэродроме Вещево.  Бойцы приникли к иллюминаторам,  увы,  уже было
поздно.  Им осталось только постоять у догорающего остова самолета.  Они
были единственными людьми,  кто мог с самого начала  помочь  заложникам.
Однако  нашлись "ответственные работники",  которые,  приняв сообщение о
захвате самолета,  быстро смекнули: дело особой сложности не представля-
ет,  какие-то юные музыканты во главе со своей мамой,  вооруженные обре-
зом,  захватили самолет.  Соберем силы, припугнем, смотришь, можно и ды-
рочку  для ордена вертеть.  Широкая грудь "ответственных" так и осталась
без орденов. Но оказались смертельно ранеными ни в чем не повинные люди.
Или,  быть может,  это чужая боль?  Только кто даст гарантию, что завтра
она не станет нашей болью,  когда пуля террориста настигнет нас с  вами?
Никто такой гарантии не даст.
   Потому хотелось бы вспомнить заново, как все это было в весенний день
1988 года.  Не только вспомнить, но и навсегда сохранить в памяти. Может
статься,  скоро в полет. Конечно, трудно поверить на тихой, благословен-
ной земле,  что внезапно обрушатся на тебя  такие  страсти-мордасти,  но
ведь пилоты и пассажиры самолета Ту-154 N 85413, следующего из Иркутска,
тоже не верили...  Даже получив угрожающую записку:  "Следовать в Англию
(Лондон).  Не снижаться.  Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим
контролем" - бригадир бортпроводников Ирина Васильева не поверила. Так и
сказала командиру корабля Валентину Куприянову,  мол,  не пойму,  может,
столь оригинальная шутка по случаю 8 Марта?
   Командир корабля не разделял оптимизма бортпроводницы. Он отдал ясные
и четкие команды:  с этого момента в пилотскую кабину не входить,  связь
поддерживать по телефону, выяснить, действительно ли реальна угроза, что
конкретно требуют террористы?
   Всего через несколько минут девушки поняли справедливость слов Купри-
янова. Когда Тамара Жаркая и Ирина Васильева появились во втором салоне,
в конец которого ушли после посадки в Кургане Овечкины, они увидели нап-
равленные в грудь стволы охотничьих обрезов.
   - Вдвоем не подходить! Одной оставаться на месте! - раздался окрик.

 

«  Назад 8 9 10 11 12 · 13 · 14 15 16 17 Далее 

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz