Детектив



Я умер вчера


рестану врать и покрывать ее самодеятельность. Договоримся?
   Гордеев снова нацепил очки на нос и с любопытством взглянул на следо-
вателя.
   - Это кто ж тебя, Боренька, старших шантажировать научил?
   - Как это кто? Ваша школа. Сами говорите, что вы мой учитель.
   - Выучил на свою голову... Нет, Борис Витальевич, не  договоримся.  С
Лесниковым разберусь, если нужно будет - заменю его  другим  оперативни-
ком. А Каменскую ты не получишь. И не мечтай. Спасибо, что  сам  пришел,
спасибо, что в генпрокуратуре не заложил меня, я это ценю и за это  тебе
благодарен. Если ты хочешь, чтобы Настасья что-то  для  тебя  сделала  -
скажешь мне, я ей поручу. Я. Ты понял? Я, а не ты. Ты ею командовать  не
будешь. До поры до времени.
   - Понял, - Гмыря снова улыбнулся, на этот раз широко. Было видно, что
ему и в самом деле стало получше. - Так бы сразу и  сказали.  А  то  "не
дам, не мечтай, не получишь". Я что, человеческого языка не понимаю?
   - Ну, я рад, что понимаешь. И не вздумай меня еще чем-нибудь шантажи-
ровать, я ведь тебя не всему, что знаю, научил. У меня  в  запасе  такие
фокусы есть - не обрадуешься.
   Когда Гмыря ушел, Виктор Алексеевич некоторое время занимался бумага-
ми и текущими делами, потом вызвал к себе Настю.
   - На тебя Гмыря зуб точит, хочет в свою бригаду получить,  -  сообщил
он, не поднимая головы от очередного документа.
   - У него и так полно народу. Неужели ему мало? - удивилась Настя.
   - Выходит, мало. Я сказал, что против. Но строго говоря, деточка,  он
прав. Тебе надо подключаться. Давай-ка начинай  работать  плотнее.  И  в
первую очередь займись неутешным вдовцом. Сиди у него в квартире день  и
ночь, стань ему лучшим другом, но выясни, что такое произошло, после че-
го Юлия Николаевна наняла частных сыщиков. Что заставило ее сделать это?
Где-то в окружении Готовчица притаился  убийца,  но  наш  психоаналитик,
насколько мне известно, почти не выходит из дома и ни с кем не общается,
так что установить круг его контактов  крайне  затруднительно.  Остается
единственный источник информации - он сам.
   - А агентство? - спросила Настя. - С ним ведь  тоже  нужно  работать.
Димка не успел мне показать того, кто рылся в  картотеке.  Но  его  надо
найти другим путем.
   - Другим путем и будем искать. Но не тебе же этим заниматься. Ты туда
приходила с Захаровым, тебя видели. Теперь скажи мне, что у нас с  теле-
видением? Есть что-нибудь новое?
   - Миша Доценко мне сегодня поведал изумительную по  простоте  и  изя-
ществу историю. Теперь мне понятно, за  счет  каких  денег  существовала
программа "Лицо без грима" и почему она так резко изменилась после гибе-
ли Андреева и Бондаренко...
   Не сумев выяснить ничего внятного у  сотрудников  программы,  Доценко
отправился искать тех, кто появлялся на экране в качестве гостей  Улано-
ва. Первых же десяти встреч оказалось достаточным, чтобы  больше  никого
не беспокоить, ибо поведанные этими людьми истории были похожи  друг  на
друга, как две капли воды, различаясь только финалом.
   В один прекрасный день раздавался телефонный звонок, и мужчина с при-
ятным голосом вежливо спрашивал, не согласится ли имярек принять участие
в программе "Лицо без грима". Имярек - человек, безусловно нуждающийся в
рекламе и паблисити, - радостно соглашался. Далее следовал вопрос о том,
когда ему удобно будет встретиться с корреспондентом. Назначалась встре-
ча. Приезжала корреспондент Оксана  Бондаренко,  очаровательная  молодая
женщина, которая долго и подробно выспрашивала будущего гостя  обо  всех
перипетиях его жизни, о его  пристрастиях,  вкусах,  привычках,  любимых
книгах, фильмах и политических деятелях. Беседа занимала часа  три-четы-
ре, после чего Оксана предупреждала, что до съемки  нужно  будет  встре-
титься еще раз, а может быть, и два, и просила к следующей  встрече  по-
добрать фотографии имярека разных периодов его жизни.  Имярек  подбирал.
Старался, естественно, чтобы были получше. Во время второй встречи Окса-
на снова задавала вопросы, что-то все время записывала и по ходу обдумы-
вала. Смотрела фотографии. Просила показать гардероб и,  мило  смущаясь,
говорила, что лучше определиться сразу, в чем имярек пойдет  на  съемку,
потому что не всякий костюм (рубашка, платье, блузка) будет хорошо смот-
реться на фоне голубых стен студии и при ярком освещении. Одежду выбира-
ли вместе. Наконец назначался день съемки. Если у имярека были  проблемы
с транспортом, за ним присылали машину.
   Перед съемкой устраивалось чаепитие с конфетами и пирожными, во время
которого происходило знакомство с ведущим, Александром  Улановым.  Потом
имярек поступал в распоряжение гримера. Потом начиналась съемка, которая
длилась примерно час - До этого момента все, как обычно, за исключением,
может быть, уж слишком дотошной работы корреспондента, но это только де-
лает честь программе.
   Дальше начинается пьеса под названием "Мы так вас любим, вы такой ум-
ный". Имярека приглашают в студию и показывают  ему  сорокаминутную  за-
пись. Из часовой кассеты, отснятой во время записи, осталось только  со-
рок минут, потому что вырезаны самые неудачные куски. Но  передача  идет
всего двадцать минут, при этом по минуте в начале и в конце - реклама, и
еще в общей сложности три минуты - заставка и перебивки, во время  кото-
рых на экране показываются фотографии всех периодов жизни гостя, а голос
за кадром излагает основные вехи его биографии. То  есть  чистой  беседы
гостя с Улановым должно быть не больше пятнадцати минут. Иными  словами,
из оставшихся сорока минут еще двадцать пять надо сократить. И вот  этот
самый процесс происходит при непосредственном участии самого гостя.  Ему
дают возможность посмотреть, как неудачно он может выглядеть на экране и
какие глупости иногда говорит, не  подумавши.  И.  Он  с  ужасом  слышит
собственные корявые фразы, видит некрасивые жесты и приходит в  восторг,
когда камера ловит удачный ракурс, а с экрана доносится связная  грамот-
ная речь, перемежаемая остроумными шутками. С ним вроде  бы  советуются.
"Давайте вот этот кусочек уберем, - говорят ему, - а вот здесь вы просто
великолепны. Посмотрите, как хорошо вас поймал  оператор,  просто  чудо.
Ой, как вы здорово это сказали! Так, а вот это, кажется, не очень  удач-
но, как вы думаете?" Имярек, естественно, именно так и думает. И под его
чутким руководством и при его непосредственном участии сорок минут непо-
нятно чего превращаются в пятнадцать минут беседы Уланова с  интересным,
глубоким, образованным и необычным человеком, имеющим собственные взгля-
ды на жизнь. При этом, заметьте себе, после гримера имярек выглядит  раз
в двести лучше, чем в обыденной жизни. Это Миша Доценко видел  собствен-
ными глазами, ведь он в первую очередь навестил тех, чьи беседы с Улано-
вым удалось записать на видео сразу после трагедии с Андреевым и  Бонда-
ренко.
   Увидев результат, имярек начинает больше всего на свете хотеть, чтобы
передача увидела свет. Его можно понять: он нуждается в паблисити, и эта
передача ему просто необходима. Кроме того, он нормальный живой человек,
и, как всякому нормальному человеку, ему хочется произвести хорошее впе-
чатление. Если уж ему удалось так хорошо выглядеть и так здорово  высту-
пить, то об этом должно узнать как можно больше людей. Поэтому он с  го-
рящими глазами спрашивает: когда? Когда вожделенная пленка будет обнаро-
дована и показана по всероссийскому каналу? Ему отвечают: как  только  -
так сразу. Мы вам позвоним. Да-да, разумеется, заранее, а не в день эфи-
ра, чтобы вы смогли предупредить всех знакомых, родственников и  друзей.
Да, конечно, и кассету после передачи мы вам подарим, мы специально  для
вас сделаем копию, чтобы у вас осталась память, так  что  записывать  на
видео не обязательно.
   Имярек уходит домой, счастливый и вожделеющий славы, а  тем  временем
начинает разыгрываться вторая пьеса, под названием  "За  все  надо  пла-
тить". Можно полагать, что делалось это не каждый раз. По  Мишиным  при-
кидкам, примерно в каждом четвертом-пятом случае. По какому сценарию  ее
играют - еще предстоит выяснить, но это на самом деле  не  столь  важно.
Важен результат. У имярека есть состоятельные знакомые (будем пока назы-
вать их так), состоящие с ним в деловых отношениях. Может быть,  спонсо-
ры, может быть, партнеры, может быть, просто люди, чем-то ему обязанные.
И вот эти самые знакомые вдруг звонят имяреку и  спрашивают,  настаивает
ли он на том, чтобы передача пошла в эфир. Разумеется, он настаивает!  А
как же может быть иначе? Для чего же тогда все это  делалось?  Понимаете
ли, говорят ему богатые  знакомые,  нам  предложили  внести  спонсорский
взнос на программу "Лицо без грима", в противном случае уже записанная и
смонтированная передача в эфир не пойдет. Сколько? Много. Двадцать тысяч
долларов. Мы, конечно, можем заплатить, от нас не сильно убудет, так что
если вы настаиваете... Имярек в растерянности. Он ведь уже видел себя на
экране, и это было так хорошо! И ему так хочется... Он просит  время  на
размышления, но чем больше размышляет, тем больше ему хочется, чтобы пе-
редача вышла. Ах, если бы он ее не видел! Тогда можно  было  бы  разумно
опасаться, что там не все гладко, что он, возможно, выглядел  не  лучшим
образом, и тогда черт с ней, с этой передачей, деньги заплатят,  а  ока-
жется только во вред. Если бы так... Но вся беда в том, что  он  уже  ее
видел. И в ней нет ни одного слабого места, ни одного неудачного выраже-
ния, ни одного некрасивого поворота лица.  Человеку  свойственно  любить
самого себя, это признак здоровой психики, это  нормально  и  правильно.
Ему показали его самого, привлекательного, обаятельного, умного и  неор-
динарного, и он попался на этот крючок. Расчет безошибочный. Надо  иметь
совсем особый характер, чтобы не попасться.
   И в итоге имярек твердо заявляет, что он настаивает на выходе переда-
чи. Передача выходит. Вот и все.
   Оксана Бондаренко свое дело знала отлично. Долгие  беседы  с  будущим
гостем программы были нужны для того, чтобы выявить  самые  сильные  его
стороны, нащупать те проблемы и вопросы, обсуждая которые он высказывает
наиболее интересные взгляды и суждения. Она даже одежду  помогала  выби-
рать, чтобы гость смотрелся на экране как можно лучше. Когда  Оксаны  не
стало, готовить передачи стало некому. Можно было бы через очень  корот-
кое время найти такого же толкового и расторопного корреспондента и вер-
нуться к былой практике, но Уланов с той поры работает только  в  прямом
эфире. О чем это говорит? О том, что он не знает, где и как искать таких
гостей, за спиной у которых стоят богатые спонсоры. Совершенно очевидно,
что этим занимался директор программы Виктор Андреев, и  с  его  смертью
милое вымогательство прекратилось...
   - Действительно, милое, - покачал головой Гордеев. - Можно  предпола-
гать, что Андреева и Бондаренко как раз из-за этого и убили. То ли  зап-
рашиваемая сумма возмутила гостя и его благодетелей, то ли телевизионщи-
ки надули кого-нибудь, деньги взяли за эфир, а передачу не показали.
   - Могло быть и по-другому, - заметила Настя. -  Ход  переговоров  был
таким сложным, напряженным и наполненным  взаимными  оскорблениями,  что
команда Андреева - Уланова, взяв деньги, перемонтировала  пленку,  убрав
самые удачные куски и оставив самые плохие. Как вам такая версия?
   - Ну, деточка, это несерьезно. Это уж просто  детский  сад  какой-то,
мелкое злобное хулиганство. Хотя как знать... На этом свете все  бывает.
Надо срочно раздобыть кассеты с программами, которые пошли в эфир в пос-
ледние полгода. Скажи Мише, пусть займется. Посмотрим, нет ли хоть одной
такой передачи. И вот еще что, Настасья...
   Гордеев умолк и уставился взглядом в окно. То, о чем он собрался  по-
говорить с Настей, ему самому не нравилось, но сказать все равно надо.
   - Да, Виктор Алексеевич? - полувопросительно сказала она.
   - Гмыря просит забрать из бригады Игоря Лесникова. Не могут они найти
друг с другом общий язык. Ты не знаешь, в чем там дело?
   - Игорю не нравится Гмыря, вот и все, - она пожала плечами. - Обычное
дело, когда оперативнику вдруг начинает не нравиться какой-нибудь следо-
ватель или наоборот. Мне тоже, если вы помните. Костя Ольшанский  долгое
время не нравился, потом притерлись и даже подружились. Ничего особенно-
го.
   - Гмыря утверждает, что Лесников ему не верит и за каждым словом ищет
второе дно. Это так?
   Она посмотрела на начальника светлыми глазами, в которых не  было  ни
смущения, ни неловкости, хотя фактически получалось, что они  за  спиной
обсуждали сотрудника, и ничего хорошего в этом не было. Но за то и люби-
ла Настя полковника Гордеева, что знала совершенно точно: он никогда  не
сделает по отношению к своим подчиненным ничего непорядочного, и  в  его
присутствии можно не напрягаться. Если он обсуждает Игоря - значит,  так
надо.
   - Да, - ответила она, - это так. Игорь ему не верит. А чего же вы хо-
тите в деле о политическом убийстве? Игорь, как всякий нормальный  мили-
ционер, всегда имеет в виду, что на следователя уже оказывают  давление,
что его уже купили или запугали. И всякий раз, когда следователь начина-
ет педалировать какую-то одну версию и повышает голос, как  только  речь
заходит о чем-нибудь другом, так вот, всякий раз возникает здоровое  по-
дозрение. Было бы странно, если бы оно не возникало. Игорь - опытный сы-
щик и просто умный человек, с логикой и тревожностью у него все в поряд-
ке. И если бы на его месте оказалась я, то  тоже  не  верила  бы  Гмыре.
Игорь хочет выстроить такую версию, в которую укладывался бы взлом квар-
тиры Готовчицев, а Гмыря кричит, что кража не имеет к этому никакого от-
ношения и чтобы Игорь вообще забыл о ней, будто ее и не было. Вы-то сами
что делали бы на его месте?
   - Я-то? - усмехнулся Гордеев. - Я, деточка, свою сыщицкую жизнь  про-
жил ярко, интересно, результативно, но  неправильно.  Партизанил  много,
законы регулярно нарушал. Зато когда стал начальником, понял,  что  вас,
моих подчиненных и моих детей, надо учить  работать  по-другому.  Сейчас
адвокаты не те, что были раньше, и законы другие, сейчас за малейшее на-
рушение можешь получить полностью разваленное уголовное дело. Мне  ваших
трудов жалко, мне до слез обидно, когда вы мучаетесь, мозги  напрягаете,
ночами не спите, жизнью рискуете, а из-за какой-то поганой мелочи, кото-
рую адвокат опротестует, и совершенно, надо  сказать,  справедливо,  все
это катится псу под хвост и дело прекращается. Так что ты имей  в  виду,
что начальник Гордеев - это совсем не то же самое, что сыщик Гордеев.
   - Вы мне не ответили, - напомнила Настя. - На месте Игоря как  бы  вы
себя повели?
   - А я на месте Игоря не бывал, потому что в  мое  время  политических
убийств не случалось. Все больше по пьянке, из-за баб или  из-за  денег.
Ты меня не подначивай, я тебе все равно не скажу то, что ты хочешь услы-
шать. Ты хочешь, чтобы я тебе сказал, можно верить Гмыре или нет? А я не
знаю. Не знаю я, Стасенька. В этой жизни все так круто  поменялось,  что
где друг, где враг - ни хрена не разберешь. Пока жив буду,  всегда  буду
помнить о нашем Ларцеве. У кого рука поднимется назвать его врагом? Ни у
кого. А ведь работал на ту сторону. Не по призванию, не по убеждению,  а
из-за страха за дочь. Можно его простить? Не  знаю.  Можно  его  понять?
Можно. Вот и думай. Сама думай. Когда Борька Гмыря зеленым опером  начи-
нал, мне казалось, я его насквозь вижу, но это было лет двадцать  назад.
Каким он стал за эти годы? Может ли он продаться? А испугаться? Он  ведь
с оперативной работы на следствие ушел именно из-за детей, это все  зна-
ли. Боялся жену вдовой оставить, а малышей - сиротами. Но это  случилось
лет пять назад, когда работать следователем еще было  не  так  опасно  и
трудно, как сейчас. Борькина жена дома сидит с детьми, так что они вшес-
тером живут на одну его следовательскую зарплату да на детское  пособие.
Не разгуляешься, сама понимаешь. Короче, я это все к чему веду-то...
   Он снова умолк, делая вид, что ищет что-то в ящике стола. Настя  тер-
пеливо ждала продолжения.
   - Ты поговори с Игорем. Мне самому не с руки,  он  мальчик  неглупый,
сразу поймет, что Гмыря жаловаться приходил. Не  стоит  отношения  между
ними напрягать попусту. Насчет недоверия друг к другу в деле  о  полити-
ческом убийстве ты все правильно сказала, вот и постарайся убедить  Иго-
ря, что не нужно демонстрировать свои чувства на  всех  перекрестках,  а
особенно в кабинете следователя. Следователь ведь тоже не на грядке  вы-
рос и не вчера работать пришел, у него ровно столько же оснований в деле
о политическом убийстве не доверять любому из  оперативников,  верно?  И
то, что Игорь расценивает как проявление  продажности,  может  оказаться
просто проявлением того же самого здорового недоверия.
   - Хорошо, - кивнула Настя, вставая, - я поговорю с ним.
 
 
   Глава 15
 
   Выполняя поручение начальника, Настя не уходила домой, пока  не  поя-
вился Игорь Лесников. Он был усталым и измученным,  лицо  приобрело  ка-
кой-то землистый оттенок, глаза ввалились. Настя знала, что со здоровьем
его ребенка возникли серьезные проблемы, не мудрено, что Игорь так плохо
выглядит.
   - Ты чего засиделась? - спросил он, проходя мимо по коридору  и  даже
не глядя на Настю.
   - Тебя жду, - честно ответила она.
   - Зачем?
   - Поговорить надо о Готовчице. Что-то там не все ладно. Кстати,  Иго-
рек, я хотела с тобой посоветоваться. Гмыря хочет, чтобы меня  назначили
к нему в бригаду. Я упираюсь, а Колобок считает, что мне  уже  хватит  в
тенечке отсиживаться.
   - И что? - равнодушно спросил он, по-прежнему шагая вперед и не глядя
на нее.
   - Хочу спросить: он очень противный?
   - Кто? Гмыря? Не очень. Выдержишь.
   - Игорь, я ведь не шучу. Я с Гмырей работала по убийству  Алины  Ваз-
нис, и он мне тогда показался нормальным мужиком. Но я точно так же  хо-
рошо помню, что тебе он не понравился. Ты даже говорил какие-то слова  о
том, что ему не веришь. Вот я и хочу спросить,  насколько  серьезны  эти
твои высказывания.
   - Серьезны.
   - Ты можешь разговаривать по-человечески? - взорвалась Настя.  -  Что
ты цедишь слова сквозь зубы, как будто я нищий на улице и выклянчиваю  у
тебя милостыню.
   Лесников остановился посреди коридора и с интересом взглянул на нее.
   - Ожила, что ли? Эмоции какие-то появились. А то ходила  как  вареная
вобла.
   - Вобла не вареная, она сушеная, - с улыбкой возразила Настя.
   - Сам знаю. Но если сушеную воблу как следует поварить,  то  как  раз
получишься ты. Ася, у меня цейтнот, так что извини.
   Он снова быстро зашагал по коридору, но Настя не отставала.
   - Подожди, Игорь, ну еще два слова. Это для меня важно.
   - Ладно, только я сначала позвоню.
   - Пошли ко мне, - предложила она, - моя конура ближе, а я  тебе  кофе
налью, у меня как раз кипятильник включен.
   Лесников молча кивнул на ходу и свернул к Настиной двери. Войдя в ка-
бинет, он тут же схватился за телефонную трубку.  Настя  наливала  кофе,
краем уха прислушиваясь к разговору, хотя и понимала, что вообще-то  это
не совсем прилично. Но ей нужно было  выполнить  поручение  Гордеева,  а
Игорь явно не расположен к задушевным беседам, и  ей  необходимо  быстро
понять его настроение, чтобы найти подход к неразговорчивому коллеге. Из
его реплик стало понятно, что очередной врач, к которому ребенка  возили
на консультацию, тоже ничего вразумительного сказать не смог и посовето-
вал обратиться к специалистам по заболеваниям крови.
   - Игорь, - сказала она, когда Лесников положил трубку, - может,  тебе
сходить к Колобку?
   - Зачем?
   - Пусть он заменит тебя в бригаде у Гмыри. Возьми две недели  в  счет
отпуска и займись ребенком, так будет лучше.
   - Кому лучше? - сухо спросил Игорь.
   - Всем. В первую очередь - твоей жене и дочке.
   А дело не пострадает, все равно ты не работник, у тебя голова не  тем
занята.
   - И Гмыре будет лучше?
   Настя вздрогнула. Откуда он узнал, что следователь просил забрать его
из бригады? Или не узнал, а просто почувствовал неприязнь и желание  из-
бавиться?
   - Чего ты на него взъелся? - как можно миролюбивее заметила она. -  А
сам только что говорил, что он не очень противный. Сказал,  что  даже  я
выдержу. Пей кофе, а то остынет.
   Лесников молча взял чашку, сделал несколько глотков,  потом  поставил
ее на стол и вытащил из кармана сложенный пополам лист бумаги.
   - На, прочти.
   - Что это?
   - А ты прочти сначала.
   Настя развернула листок. Две строчки, отпечатанные на обычном матрич-
ном принтере:
   "Твой следователь давно куплен. Если хочешь раскрыть убийство депута-
та, не верь ни одному его слову".
   Она аккуратно сложила листок и положила на стол.
   - И что теперь? Давно ты это получил?
   - Неделю назад.
   - И до сих пор молчал. Ты что, с ума сошел? Почему Колобку  не  доло-
жил?
   - Потому что не люблю анонимок. Прежде чем бежать к начальству,  надо
прислушаться к себе и понять, веришь ты этой анонимке или нет. И  потом,
какой смысл идти к Колобку? Все закономерно, кто-то убил депутата Готов-
чиц и хочет, чтобы преступление не раскрыли, а кто-то  другой  этого  не
хочет. Если Гмыря куплен, мой поход к руководству ясности все  равно  не
внесет. На основании анонимок следователей от дела не отстраняют. А если
это поклеп, то у Бориса Витальевича будут неприятности ни за что ни  про
что.
   - Как к тебе попала эта прелесть?
   - В почтовый ящик бросили, даже без конверта. Жена вместе с  газетами
достала.
   - Может, это не тебе? - на всякий случай безнадежно  спросила  Настя,
хотя прекрасно понимала, что письмо было адресовано именно Игорю.  Глупо
было бы надеяться, что кто-то из соседней квартиры или даже из соседнего
дома тоже работал в уголовном розыске и занимался  убийством  еще  како-
го-нибудь депутата, а письмо по ошибке бросили не в тот  ящик.  Никакого
другого убийства депутата ни у кого в производстве нет, это Настя  знала
точно. Подобные преступления всегда стоят на жестком контроле, и не  мо-
жет такого быть, чтобы хоть об одном из них на Петровке не знали.
   - Не может, - жестко ответил Игорь. - Так что ты хотела спросить нас-
чет Готовчица?
   Настя с ходу не смогла сообразить, о чем он спрашивает. Фраза  о  Го-
товчице была обыкновенным "крючком", чтобы разговорить Лесникова, на са-
мом же деле ее интересовало совсем другое.
   - Погоди, о нем потом. Ты уверен, что Гмыря не получил такую  же  бу-
мажку?
   - Гмыря? Я не понял.
   - Игорь, мы с тобой давно уже живем во времена всеобщей гласности, ты
не забыл об этом? Если есть на свете человек, искренне  заинтересованный
в раскрытии убийства депутата, то почему он шлет тебе подметные  письма?
Это же полная глупость. Человек получает сведения о том, что следователь
подкуплен, и, желая, чтобы процессу раскрытия и расследования преступле-
ния ничто не мешало, он садится за стол и пишет письма в МВД, в  Генпро-
куратуру, в Верховный Суд, в прессу. Он обивает пороги в инстанциях,  он
кричит о своих подозрениях на всех углах, дает громкие интервью. Вот так
себя сегодня ведут. А если он пишет анонимки, то он либо псих, либо  ду-
рак, либо хочет внести разлад в работу бригады. И в первом, и во втором,
и в третьем случае ему верить нельзя. Но в первых двух случаях он вполне
мог ограничиться только одним письмом - вот этим. В третьем же случае он
со стопроцентной вероятностью напишет точно такое же письмо и  Гмыре,  и
Юрке Короткову, и кому угодно. Ему нужно породить  между  вами  взаимное
недоверие. Зря ты о письме молчал столько времени, давно бы уже все  вы-
яснил.
   Игорь молчал, и видно было, что думает он о чемто другом. Когда у те-
бя тяжело болен маленький ребенок, то какое уж тут убийство депутата.  И
проблема подкупа следователя как-то меркнет...
   - Я возьму письмо, - решительно сказала Настя. - И ни о чем не беспо-
койся. Только я тебя прошу, не демонстрируй Гмыре свое недоверие,  помни
о том, что и он может тебе не верить.
   - А я тебя прошу - не вмешивайся, - холодно произнес Игорь. - Отноше-
ние к следователю - это интимное дело каждого опера. Прояви, будь любез-
на, деликатность.
   Настя с изумлением слушала Лесникова и не понимала,  что  происходит.
Да, Игорь всегда был замкнутым, с коллегами ничем особенно  не  делился,
редко улыбался и вообще был как бы "вещью в себе". Он был совершенно  не
похож на Юру Короткова, который вспыхивал моментально, как порох, и  тут
же бежал к Насте делиться любыми новостями, и плохими, и хорошими,  при-
чем привычка все обсуждать с Каменской была в нем настолько сильна,  что
он не задумываясь звонил ей домой и в пять утра,  и  в  два  часа  ночи.
Игорь же ни с кем из отдела не был близок, держался  со  всеми  ровно  и
дружелюбно, в просьбах не отказывал, но сам почти никогда ни  о  чем  не
просил.
   - Хорошо, извини, - смущенно сказала Настя. - Я  не  хотела  лезть  в
твои интимные отношения с Гмырей. Ты настаиваешь на том, чтобы я  никому
не рассказывала о письме?
   - Делай, как знаешь. Но не жди от меня никаких действий. Гмыря мне не
нравится, и на этом закончим. Разбираться с письмом я не буду, у меня  и
без него проблем достаточно.
   По дороге домой она не могла отделаться от неприятного  осадка  после
разговора с Лесниковым. Его реакция на письмо была необычной, более того
- неправильной и непрофессиональной. Уж чего-чего, а этого она от  Игоря
никак не ожидала. "А ты на себя посмотри, курица! - с внезапной  злостью
сказала она себе. - Кто ты такая, чтобы судить о  его  профессионализме?
Главный сыщик всей России? Игоря дважды Признавали лучшим  оперативником
главка, а тебя? Вспомни лучше, какие высоты профессионального мастерства
ты сама демонстрировала не далее как в минувшем январе, когда очертя го-
лову кинулась подозревать отчима, вместо того, чтобы сесть и хладнокров-
но все продумать и взвесить. Прав был Готовчиц, чужую беду все мы гораз-
ды руками разводить. А когда тебя самого коснется, мозги полностью отка-
зывают. У Игоря болен ребенок, и болен, судя по всему,  тяжело,  у  него
голова занята только этим. Кто осмелится его осудить? Когда  все  вокруг
начинают кричать, что милиция не раскрывает преступления, подразумевает-
ся, вероятно, что в милиции работают исключительно  киборги,  у  которых
нет души, нервов, семейных проблем и болезней. Считается, что  все  наши
помыслы должны быть направлены только на поиски преступников и  разгадку
криминальных секретов, и это,  наверное,  правильно.  Так  действительно
должно быть. Но природа распорядилась иначе, мы не киборги, а живые  лю-
ди, и мы далеко не всегда можем сосредоточиться полностью на деле, пото-
му что мысли отвлекаются на всякие человеческие проблемы, потому что  мы
точно так же, как все, болеем, страдаем, нервничаем,  любим,  женимся  и
разводимся, хороним близких и друзей, считаем копейки до зарплаты, кото-
рую еще неизвестно когда дадут, и выслушиваем справедливые упреки жен  в
том, что ребенок обносился и ему нужны новые ботинки, а  денег  нет.  Мы
такие же, как все, никто не освободил нас от обычной повседневной  жизни
со всеми ее тяготами, и от этого мы часто делаем ошибки, не можем  доду-
маться до очевидного, не успеваем сделать необходимое. Нужно ли  нас  за
это осуждать? Можно ли нас за это простить? Не знаю... "
   Квартира показалась Насте неожиданно пустой, холодной и одинокой. Ду-
шевная боль, столько времени заставлявшая ее стремиться к молчанию и уе-
динению, прошла, словно вместе с Димой Захаровым убили и ее, эту изматы-
вающую тупую боль. И теперь Насте хотелось, чтобы рядом с ней был  Леша,
такой теплый, родной и надежный. "А вдруг он не  вернется?  -  мелькнула
сумасшедшая мысль. - Вообще никогда не вернется. Пожил со мной  в  браке
два года и понял, что это типичное не то. Пока мы жили отдельно и  виде-
лись раз в неделю, все было по-другому, и мы смогли поддерживать отноше-
ния на протяжении двух десятков лет. Господи, страшно подумать, как дав-
но мы вместе! С девятого класса. Когда мы познакомились, мне  было  пят-
надцать, а теперь уже почти тридцать семь. Я хочу,  чтобы  он  вернулся.
Мне плохо без него. Сегодня вторая годовщина нашей свадьбы.  Я  в  своем
репертуаре, вспомнила об этом только сейчас. Интересно, Лешка тоже забыл
или помнит и дуется на меня за то, что я его не поздравила? "
   Отрезая хлеб, чтобы сделать бутерброд, она думала о том,  что  сейчас
позвонит Алексею в Жуковский. Она не будет просить  его  вернуться,  она
просто поинтересуется, как себя чувствует его  отец.  "Детский  сад  ка-
кой-то, - сердито сказала она себе, укладывая на хлеб толстый кусок  те-
лячьей колбасы и намазывая сверху плавленым сыром, - я позвоню тебе,  но
как бы не тебе, то есть как бы тебе, но якобы для того,  чтобы  спросить
про отца, потому что мы как бы в ссоре. Любопытное  выражение  это  "как
бы", у людей моложе тридцати оно сегодня повторяется через слово, как  у
некоторых "блин". И откуда оно взялось? "
   Оставив на столе готовый к употреблению бутерброд, она сняла телефон-
ную трубку.
   - Лешик, это я. Как папа?
   - Спасибо, плохо, - коротко ответил муж. - А ты как?
   - Я тоже плохо, - призналась Настя. - Но, наверное, лучше,  чем  твой
отец. Что с ним?
   - Тебе понадобилось три дня, чтобы этим поинтересоваться?  -  осведо-
мился Чистяков. - Ладно, не  будем  мелочиться.  Вчера  его  положили  в
больницу, мама сегодня там ночует. Если к утру  не  станет  хуже,  будут
оперировать.
   - Я нужна? Поручи мне что-нибудь, я все сделаю. Леш, не злись на  ме-
ня, я чудовищная дура, но я все поняла. Хочешь, я приеду?
   - Толку-то от тебя, - усмехнулся он. - Ты даже суп  сварить  не  смо-
жешь.
   - Я могу подежурить в больнице, чтобы вы с мамой отдохнули. Могу дос-
тать лекарства, даже самые дефицитные. Лешенька, не отталкивай меня,  ты
же всегда умел меня прощать.
   - Да при чем тут это, Ася, - с досадой ответил он. - Я не сержусь  на
тебя, у меня есть другие проблемы. Если хочешь -  приезжай,  но  это  не
обязательно, мы вполне справляемся.
   - Я приеду, - решительно сказала она. -  Позвони  мне  завтра,  когда
станет известно насчет операции, хорошо?
   - Хорошо, я позвоню. Ты Сашу с Дашенькой поздравила или опять забыла?
   Ах ты. Господи, про брата-то она забыла? У них ведь  свадьбы  в  один
день состоялись, специально подгадывали, и у Саши с Дашей  сегодня  тоже
вторая годовщина.
   - Понятно, - констатировал Алексей,  правильно  истолковав  возникшую
паузу, - значит, забыла. Позвони, пока еще не очень поздно, они дома,  я
с ними полчаса назад разговаривал.
   - Прости, Лешенька, я совсем голову потеряла, - пробормотала она. - Я
тебя поздравляю, солнышко. Или ты считаешь, что уже не с чем?
   - Не говори глупости. Я очень тебя люблю. Но любить человека и  уметь
жить с ним бок о бок - это не одно и то же, и ты лучше меня это  понима-
ешь.
   - Ты не хочешь больше со мной жить?
   - Это ты не хочешь. Или не можешь.

 

«  Назад 14 15 16 17 18 · 19 · 20 21 22 23 24 Далее  »

© 2008 «Детектив»
Все права на размещенные на сайте материалы принадлежат их авторам.
Hosted by uCoz